Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Просим разъяснить порядок инвентаризации имущества казны, а также основания для отражения в бюджетном учете корректировочных записей по результатам проведенной инвентаризации.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ (далее — Закон № 402?ФЗ) активы и обязательства подлежат инвентаризации, в том числе имущество казны.

Согласно пункту 3 статьи 11 Закона № 402?ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), субъект учета, исходя из особенностей его деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий, вправе порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств установить в рамках своей учетной политики.

Таким образом, особенности порядка проведения инвентаризации устанавливаются субъектом учета на основании действующего законодательства.

Проведение инвентаризации осуществляется инвентаризационной комиссией субъекта учета.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 402?ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. При этом лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (п. 3 ст. 9 Закона № 402?ФЗ).

Требования к оформлению первичных учетных документов (регистров), составляемых при инвентаризациях, проводимых учреждениями (органами государственного сектора), установлены Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее — Методические указания № 52н).

Сведения о фактическом наличии инвентаризируемых объектов учета записываются комиссией учреждения в Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по соответствующим объектам учета, подписываемые председателем инвентаризационной комиссии субъекта учета и ее членами.

В форме Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), утвержденной Методическими указаниями № 52н, предусмотрена графа 15 «Примечание», в которой указываются причины выявленных расхождений (недостачи, излишков) и (или) предложения по их устранению.

Согласно Методическим указаниям № 52н указанная Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) является основанием для составления и подписания инвентаризационной комиссией Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее — Акт (ф. 0504835)). При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к Акту (ф. 0504835) прилагается Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

При проведении инвентаризации имущества казны инвентаризационная комиссия при выявлении расхождений данных бюджетного учета об объектах, составляющих имущество казны, с данными реестра государственной (муниципальной) собственности (далее — расхождения) устанавливает причины указанных расхождений по каждому отдельному случаю, которые отражаются в примечаниях при заполнении Инвентаризационной описи (сличительной ведомости), и формирует предложения по их устранению.

Предложения об урегулировании (устранении) выявленных при инвентаризации расхождений представляются на рассмотрение руководителю субъекта учета, принимающему окончательное решение по выявленным фактам расхождений (об уточняющих записях в реестре государственной (муниципальной) собственности, об уточняющих записях в бюджетном учете, об иных решениях) (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

Обратите внимание, что инвентаризация будет являться завершенной при соответствующем оформлении Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) и оформленных результатов инвентаризации Актом (ф. 0504835).

Согласно пункту 20 Инструкции № 157н результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была завершена инвентаризация (по завершении процедуры инвентаризации).

Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 20 Инструкции № 157н).

Основанием для отражения в бюджетном учете корректировочных записей по результатам инвентаризации являются Инвентаризационные описи (сличительные ведомости), Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), Акт (ф. 0504835) и иные документы, обосновывающие соответствующие корректировочные записи.

Отвечала М. Ю. ВАСИНА,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Уполномоченный орган муниципального образования заключил от лица местной администрации договор о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах местного бюджета.
Вправе ли был уполномоченный орган заключать подобный договор от лица местной администрации?

Бюджетным кредитом признаются денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).

Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования (п. 3 ст. 101 БК РФ). Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации (п. 7 ст. 103 БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона от 6 октября 2003 г. № 131?ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131?ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 37 Закона № 131?ФЗ структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В нее могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Исходя из вышеизложенного, в соответствии с положениями действующего законодательства финансовый орган муниципального образования вправе осуществлять муниципальные заимствования от лица местной администрации в соответствии с уставом муниципального образования.

Аналогичная позиция содержится также в письме Минфина России от 24 марта 2015 г. № 02?08-06/16173.

Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник
Российской Федерации 3 класса

В казенном учреждении производится строительство ограждения территории школы. Необходимо ли ставить это сооружение на кадастровый учет для исчисления налога на имущество? И если да, то необходимо ли разрешение учредителя на строительство?

Согласно нормам статьи 296 Гражданского кодекса имущество в казенном учреждении закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Строительство ограждения школы в казенном учреждении осуществляется согласно смете доходов и расходов на соответствующий финансовый год в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и заключенному договору в рамках Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следует отметить, что согласно статье 221 Бюджетного кодекса бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.

Общие требования к составлению бюджетной сметы установлены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н. Индивидуальный порядок составления, утверждения и ведения сметы доходов и расходов для подведомственных учреждений определяет главный распорядитель бюджетных средств.

Таким образом, финансовое обеспечение строительства ограждения школы осуществляется согласно финансово-плановому акту (смете), определяющей права и обязанности руководителя казенного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета.

Строительство ограждения школы относится к инженерно-техническим средствам защиты. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория всех общеобразовательных учреждений должна быть ограждена забором и озеленена.

Принятие к учету объектов основных средств, включая ограждение школы, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (далее — Комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством (п. 34 Инструкции № 157н)).

В случае принятия решением указанной комиссии основного средства (сооружения) в состав объекта нефинансового актива (школы) необходимо сделать соответствующую запись в Инвентарной карточке (ф. 0504303), а в качестве отдельного инвентарного объекта оно должно быть принято к учету на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) с присвоением уникального инвентарного порядкового номера (п. 46 Инструкции № 157н).

Согласно пункту 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

При этом инвентарный объект основных средств принимается на баланс с учетом следующих особенностей: надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.

Согласно пункту 47 Инструкции № 157н в целях определения первоначальной стоимости объекта основного средства при его приобретении за плату, сооружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Справочно
При принятии решения о строительстве ограждения необходимо учитывать:
• документ, подтверждающий право казенного учреждения на собственность этого участка, — выписку из кадастровой книги и свидетельство о собственности;
• карту учета объекта недвижимости;
• техническую документацию, иные документы.

Налогом на имущество облагается имущество, закрепленное за казенным учреждением на праве оперативного управления, за исключением имущества, указанного в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса.

При этом налоговая база налога на имущество определяется с учетом особенностей как кадастровая стоимость имущества согласно статье 378.2 Налогового кодекса. Перечень объектов недвижимости установлен в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса.

Обратите внимание, что Закон от 13 июля 2015 г. № 218?ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с января 2017 года, призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

У учредителя в бюджетном учете на конец года числится остаток по счету 1 215 33 530 «Вложения в государственные (муниципальные) учреждения» — в рамках выделенной бюджетному учреждению субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.
Реконструкция, достройка объектов недвижимости не завершена. Бюджетным учреждением осуществлен перевод показателей в сумме вложений, произведенных за счет субсидий на осуществление капитальных вложений, на КФО 4 следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 6 304 06 830 — Кредит 6 106 11 410;
Дебет 4 106 11 310 — Кредит 4 304 06 730.
Правильно ли бюджетным учреждением осуществлен перевод сумм вложений на КФО 4 «Субсидия на выполнение государственного задания» и (или) должны ли остатки по счету 1 215 33 530 «Вложения в государственные (муниципальные) учреждения» у главного распорядителя (учредителя) строго соответствовать остаткам показателей по счету 6 106 11 310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения» у бюджетного учреждения?

Бюджетные учреждения, осуществляющие бюджетные инвестиции, при отражении операций в бухгалтерском учете руководствуются положениями Инструкции № 157н.

Операции, связанные со строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением), подлежат отражению в учете бюджетным учреждением, с которым заключено соглашение о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.

Принятие к бухгалтерскому учету учреждением объемов сформированных вложений отражается записью:

Дебет 4 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами».

Одновременно производится запись по уменьшению произведенных вложений за счет субсидии на капитальные вложения:

Дебет 6 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 6 106 11 410
«Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения».

Такая запись делается по завершенным строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации) объектам капитального строительства (результатам завершенных этапов строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации)).

Операции по отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете бюджетного учреждения указанных корреспонденций счетов 6 106 11 310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения» и 6 302 31 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» осуществляется на основании Актов выполненных работ.

Операции по отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете с корреспонденцией счетов 1 204 33 530 «Увеличение стоимости участия в государственных (муниципальных) учреждениях» и 1 215 33 630 «Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) учреждения» осуществляются учредителем на основании Акта ввода в эксплуатацию объекта и Свидетельства о государственной регистрации.

Санкционирование расходов организаций, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе остатки субсидий, не использованные на начало очередного финансового года, осуществляется в соответствии с Порядком санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установленным приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н.

Не использованные на начало очередного финансового года остатки субсидий подлежат перечислению бюджетными учреждениями в установленном порядке в федеральный бюджет.

По решению федерального органа государственной власти (государственного органа) не использованные на начало очередного финансового года остатки субсидии могут быть израсходованы в очередном финансовом году.

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

Вопросы по бюджетной классификации

Подлежат ли отражению по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» расходы на ремонт (не капитальный) системы видеонаблюдения, стоящей на балансе государственного казенного учреждения?

В соответствии с подпунктом 5(1).2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), в случае, если ремонт системы видеонаблюдения, стоящей на балансе государственного казенного учреждения, осуществляется не в рамках государственного контракта (договора), предметом которого является капитальный ремонт государственного (муниципального) имущества, то расходы на его оплату отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

На какую статью КОСГУ отнести расходы по строительному контролю при проведении ремонта автомобильных дорог?

В соответствии с Указаниями № 65н расходы по строительному контролю, предусмотренному сметной стоимостью строительства, в том числе при проведении ремонта автомобильных дорог, отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант

Вопросы по налогообложению

Организация, применяющая общую систему налогообложения, является владельцем средств наружной рекламы. Организация по договору с издателем СМИ платит за размещение рекламы. Также в договоре установлена обязанность размещать социально значимую рекламу, в которой отсутствует упоминание о спонсорах.
Должна ли организация платить НДС с такой реализации, если дохода от этого не получает?

Согласно подпункту 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса операции по передаче товаров в рекламных целях не освобождаются от налогообложения, за исключением товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.

На основании подпункта 32 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса не облагается НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:

  • в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;
  • в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд, и такому упоминанию отведено не более семи процентов площади кадра;
  • в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более пяти процентов рекламной площади (пространства).

Установленные требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Пунктом 11 статьи 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38?ФЗ «О рекламе» (далее — Закон № 38?ФЗ) определено, что под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Требования к социальной рекламе и порядку ее распространения установлены статьей 10 Закона № 38?ФЗ.

Так, в силу пункта 3 статьи 10 Закона № 38?ФЗ заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом.

Согласно пункту 4 статьи 10 Закона № 38?ФЗ в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Однако, как указано в пункте 5 статьи 10 Закона № 38?ФЗ, установленные пунктом 4 статьи 10 ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

Таким образом, исходя из вышеизложенного услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы, оказываемые рекламопроизводителями и (или) рекламораспространителями, не облагаются НДС в случае, если данные услуги оказаны на безвозмездной основе, при выполнении требований, установленных подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса.

Данная позиция подтверждается письмом ФНС России от 18 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/19322@ «О разъяснении отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы».

В рассматриваемой ситуации безвозмездное оказание услуг по размещению социально значимой рекламы не облагается НДС.

В целях реализации положений подпункта 32 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса налоговый орган (в случае сомнения в отношении правомерности и обоснованности применения рекламопроизводителями или рекламораспространителями освобождения от налогообложения соответствующих операций) вправе обратиться с соответствующим запросом в антимонопольный орган (в Федеральную антимонопольную службу), соответствующие органы государственной власти (органы местного самоуправления).

Согласно пункту 5 статьи 149 Налогового кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,
государственный советник
Российской Федерации
3 класса

 

Реклама