Некоторые аспекты развития налоговой системы Российского государства

Современная налоговая служба России отмечает важную дату — 25 лет со времени основания. В преддверии этой знаменательной даты предлагаем приоткрыть завесу истории и отметить ряд особенностей, характерных для российского налогообложения.

Предтеча налоговой службы

Некоторые исследователи предшественником современной налоговой службы называют такой государственный орган, как Приказ Большого Прихода, куда в середине XVI века стекались важные налоги, в основном военного назначения: пищальные деньги, сборы за городовое, засечное и ямчужное дело и др.

Другие ученые выделяют Камер-коллегию, учрежденную Петром I в 1719 году. Ей поручался общий надзор за сбором всех доходов в государственную казну, в том числе прямых и косвенных налогов. Кроме того, Камер-коллегия должна была следить за соответствием расходов доходам, за справедливостью распределения налогов, изыскивать новые источники доходов, заниматься организацией сбора налогов. Стоит отметить, что Камер-коллегия не была единственным ведомством, имевшим отношение к вопросам администрирования налоговой системы государства.

Многие историки считают, что налоговая служба России должна вести свой отчет с 1885 года, когда в рамках налоговой реформы второй половины XIX века впервые появилось специализированное ведомство, занимавшееся вопросами налогового администрирования, — служба податного надзора.

Функциями податных инспекторов стали определение налогооблагаемой базы по имущественным налогам; распределение дополнительных сборов с торговли и промыслов; наблюдение за соблюдением налогового законодательства в сфере предпринимательской деятельности и участие в проверках торгующих юридических и физических лиц.

Преемниками податных инспекторов по праву являлись фининспекторы Советской России, которые функционировали в составе Министерства финансов. Ситуация изменилась в начале 1990-х годов, когда экономические реформы, направленные на создание действенных механизмов хозрасчета и введение рыночной экономики, стали предвестниками необходимости создания налоговой службы как самостоятельного ведомства. 24 января 1990 года Совет министров СССР принял постановление № 76 «О государственной налоговой службе», которое предписывало создать в структуре Министерства финансов СССР государственную налоговую службу. Именно тогда началась новейшая история налоговой службы России, основные события которой связаны с модернизацией и информатизацией ведомства. В начале 1990-х годов не существовало единой типовой структуры налоговых органов и специализация внутри инспекций осуществлялась по предметно-субъектному принципу, в том числе по видам налогов. В результате модернизации инспекции были переведены на типовую структуру, отделы организованы по функциональному принципу, что обеспечило комфортное и эргономичное обслуживание каждого налогоплательщика в любом регионе России.

Плательщики налогов

Первыми налогоплательщиками в нашей истории можно считать покоренные русскими князьями племена на территории Восточной Европы. Вместе с образованием Древнерусского государства налогоплательщиками становятся все поданные, независимо от времени их «завоевания». Кроме этого, под «налогообложение» всегда попадали те, кто при любом государственном строе извлекал прибыль, — торговцы.

Отличительной чертой определения налогоплательщиков на протяжении истории нашего государства вплоть до XIX века было существование податных и привилегированных сословий, то есть тех, кто попадал в зону налогообложения, и тех, кто всегда имел льготы. Например, во времена Петра I к числу привилегированных неподатных сословий были отнесены дворяне и духовенство, а основным плательщиком подушной подати стало сословие крестьянства.

Времена менялись, развивалась промышленность, поэтому назрела необходимость налоговых преобразований. В результате предпринятых мер к концу XIX века произошло значительное увеличение обложения всех слоев населения в соответствии с платежной способностью, а не сословной принадлежностью.

Наиболее прогрессивным с точки зрения перевода всего населения в категорию налогоплательщиков был законопроект о подоходном налоге, утвержденный в марте 1916 года. Плательщиками налога были как физические, так и юридические лица. Исключение составляли члены семьи императора и официальные дипломатические представительства иностранных держав, в случае если российским дипломатам в этих странах предоставлялись аналогичные льготы. Закон должен был вступить в действие с 1 января 1917 года, но революционные события внесли свои коррективы.

В первые годы советской власти налогообложение отличалось классовым подходом, поэтому основными налогоплательщиками являлись «частнокапиталистические элементы».

Дальнейшее развитие социалистического хозяйствования определило налогоплательщиков. Основными налогоплательщиками стали государственные предприятия и организации. Граждане СССР в подавляющей своей массе были плательщиками подоходного налога, но при этом ширился список льготируемых категорий граждан.

После перехода к рыночной экономике произошла эволюция налогоплательщиков, увеличилось количество их категорий. Экономика стала основываться на свободной коммерции хозяйствующих субъектов, и роль государства заключалась в координации, в том числе налогов, путем установления сводов правил. В начале 90-х годов прошлого века зарегистрировалось большое количество новых хозяйствующих субъектов.

Статья 57 Конституции России закрепила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, то есть исключила деление граждан и хозяйствующих субъектов на податные и неподатные категории.

С течением времен

Прообразом первых налогов в Древнерусском государстве часто называют дани и контрибуции, взимаемые с покоренных племен. Они уплачивались, как правило, продуктами натурального хозяйства. Объектом налогообложения мог выступать как взрослый мужчина — «муж», так и «дым» — хозяйство, которое вела большая патриархальная семья. Встречаются упоминания о сборе дани с «рала», то есть плуга — определенного количества обрабатываемой пахотной земли.

В период феодальной раздробленности XIV–XV веков основной единицей обложения становится «соха», которая, как и «рало», представляла собой земледельческое хозяйство определенного масштаба. Такая система существовала до конца XVII века, когда государство перешло к по­дворному обложению, то есть единицей налогообложения стал двор. Однако подворный принцип обложения быстро сменился подушным, и главным прямым налогом на протяжении почти двух веков стала подушная подать. Объектом обложения была податная душа — лицо мужского пола, относящееся к податному сословию, вне зависимости от возраста.

Интересно

Пищальные деньги — налог, существовавший в России в XVI—ХVII веках. Возник, возможно, из натуральной повинности — «пищального наряда». Как налог пищальные деньги впервые упоминаются в 1538–1539 годах. Целевое назначение пищальных денег при их возникновении — содержание войска пищальников. В первой половине XVI века пищальные деньги собирались со слобод и посадов. Причем взимались они с разновеликих местных единиц (обжа, сошка, сольвычегодская соха и т. п.) в размере от 4 денег до 10 алтын.

Отмена крепостного права и реализация налоговой реформы во второй половине XIX века поставили вопрос об отмене подушной подати. На смену ей должен был прийти подоходный налог.

Важные перемены в нашем государстве произошли после налоговой реформы 1930–1932 годов. Основным источником доходов государственного бюджета стал обобществленный сектор экономики, а главными налогами — налог с оборота и платежи государственных предприятий и хозяйственных организаций из прибыли.

Экономические реформы конца 1980-х — начала 1990-х годов в корне изменили существовавшую налоговую систему, и в современной России главными объектами налогообложения стали прибыль и оборот хозяйствующих предприятий (налог с прибыли, НДС), а также доход и собственность граждан (подоходный налог и имущественные налоги).


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама