Основные итоги и ключевые задачи в сфере развития бюджетной методологии

В предыдущем номере журнала «Бюджетный учет» мы писали об открытии Всероссийского совещания казначеев и финансистов1. Продолжаем наши публикации. Сергей Владимирович Романов, директор Департамента бюджетной методологии Минфина России, в своем выступлении сформулировал общее понимание сложившихся результатов в рамках развития бюджетной методологии и основных задач на предстоящий период.

Эти задачи определены и поименованы в Государственной программе «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и закреплены в Стратегических картах и планах деятельности Минфина России и Федерального казначейства. Но вначале Сергей Владимирович дал оценку достигнутым результатам по разным направлениям деятельности.

Оценка результатов

Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг

Одной из главных задач являлось формирование единого подхода к определению нормативов финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в целях сокращения доли неэффективных расходов и создания условий для оптимизации (сокращения) сети государственных учреждений, оказывающих услуги, не соответствующие их полномочиям.

Речь идет о разработке и согласовании базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, являющихся основой для обеспечения единых подходов для определения государственных (муниципальных) услуг, возможности их сравнения и анализа по объему, качеству и иным показателям.

Также разработаны нормативная правовая база, регулирующая структуру уникального номера реестровой записи, правила формирования информации и документов для их включения в реестровые записи базовых (отраслевых) и ведомственных перечней; порядок размещения базовых и ведомственных перечней на официальном сайте bus.gov.ru в сети Интернет.

Внимание!

                          На сегодняшний день все 29 Базовых (отраслевых) перечней сформированы.

В целях реализации норм Закона от 23 июля 2013 г. № 252?ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640 утвержден порядок формирования госзадания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения его выполнения. Документ предусматривает осуществление расчета нормативных затрат, применяемых для определения объема финансового обеспечения на выполнение государственного задания на оказание услуг — на основании базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов к ним. При этом должны соблюдаться общие требования к определению указанных нормативных затрат в соответствующих сферах деятельности, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти — регуляторами в этих сферах и утвердившими базовые (отраслевые) перечни.

Методологическое обеспечение функционирования и развития интегрированной системы управления государственными финансами («Электронный бюджет»)

Основными направлениями работы Минфина России и Федерального казначейства в прошедшем периоде были:

мероприятия по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов (ОКВЭД, ОКПД, ОКУН);

  • развитие подсистемы «Бюджетное планирование» — в части формирования обоснований бюджетных ассигнований, формирования прогноза доходов федерального бюджета;
  • развитие подсистемы «Закупки» — в части совершенствования инструментов планирования, контроля и санкционирования закупочных процедур;
  • развитие подсистемы «Учет и отчетность» — в части составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы.

Также разработана форма финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектами законодательных или иных нормативных правовых актов — новый инструмент, существенно повышающий финансовую прозрачность и обоснованность управленческих решений, принимаемых на законодательном уровне (приказ Минфина России от 19 марта 2015 г. № 42н).

Важным результатом этой работы является утверждение Порядка формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (приказ Минфина России от 23 декабря 2014 г. № 163н).

Формирование нового реестра решает несколько задач:

  • объединение в этом реестре информации об участниках бюджетного процесса всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обо всех не­участниках бюджетного процесса, получающих в различных формах средства из бюджетов, и возможность использования ее на всех этапах бюджетного процесса;
  • формирование реестра на основе сведений ЕГРЮЛ, что практически исключает ошибки при внесении информации в реестр в части реквизитов организаций, имеющихся в ЕГРЮЛ. Указанные реквизиты автоматически формируются при включении информации в реестр;
  • изменение сведений об организации в ЕГРЮЛ, а также открытие (закрытие, переоформление) лицевых счетов организации в органе Федерального казначейства влечет автоматическое изменение сведений в реестре и не требует от организации представления каких-либо документов для внесения таких изменений, что также упрощает документооборот;
  • включение в реестр сведений о полномочиях организации является основанием для осуществления организацией этих полномочий без дополнительного представления документов, подтверждающих их наличие;
  • формирование и ведение ре­естра осуществляется в государственной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», представление информации для его формирования (в открытой части) осуществляется только в электронном виде, что значительно сокращает документооборот на бумажных носителях.

Совершенствование методологии планирования и исполнения бюджетов по расходам

В рамках этого направления проведена работа в разных сферах.

Поправками в Бюджетный кодекс оптимизирован перечень оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете (Закон от 22 октября 2014 г. № 311?ФЗ (далее — Закон № 311?ФЗ)) и, как было сказано выше, установлен новый Порядок формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Приведены в соответствие с положениями данного Порядка положения ряда нормативных правовых актов Минфина России (приказы Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н — о порядке учета бюджетных обязательств, от 1 сентября 2008 г. № 87н — о порядке санкционирования оплаты денежных обязательств, от 30 сентября 2008 г. № 104н — о порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (далее — Порядок, утвержденный Приказом № 104н) и т. д.).

В целях реализации положений статьи 226.1 Бюджетного кодекса в части применения при организации исполнения федерального бюджета по расходам предельных объемов финансирования внесены изменения в:

  • Порядок, утвержденный Приказом № 104н;
  • Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. № 159н;
  • Порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. № 117н.

Внесены изменения в Закон от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ (далее — Закон № 44?ФЗ), в том числе устраняющие проблемы в части оказания публично-правовому образованию финансовых услуг, а также сформированы основы для внедрения в бюджетный процесс механизмов нормирования затрат на обеспечение функций органов государственной власти на закупки товаров, работ, услуг.

В сфере бюджетных инвестиций введен в действие новый порядок финансового обеспечения вложений в объекты государственной и муниципальной собственности, установленный в результате принятия Закона от 28 декабря 2013 г. № 418?ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он урегулировал вопросы участия в реализации капитальных вложений бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Установлены и внедрены формы такого участия, соответствующие требованиям законодательства.

Обеспечение развития методологии бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в секторе государственного управления

Большое количество изменений, внесенных в законодательство, регулирующее отдельные сферы деятельности, влечет за собой необходимость предусмотреть правила отражения в учете отдельных видов операций, а также обеспечить внешних пользователей информацией о состоянии исполнения бюджета, в частности базой для мониторинга отдельных показателей отчетности.

С этой целью определены:

  • порядок отражения в учете и отчетности операций по прогнозированию доходов главными администраторами доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
  • порядок отражения в учете обязательств, принимаемых при заключении контрактов в результате проведения конкурсных процедур;
  • дополнительные сроки представления отчетности по обязательствам бюджета, а также о наличии дебиторской и кредиторской задолженности;
  • порядок пересчета объектов учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в случае если курс валюты Банком России не устанавливается.

Кроме того, внесены изменения в части применения форм первичных учетных документов, сделан акцент на преимущественном использовании электронных документов (первичных учетных документов и регистров), созданных в электронном виде и подписанных электронной подписью.

Внимание!

Для обеспечения структурированной информации о государственных финансах в текущем году уточнен порядок формирования плана счетов:

  • для казенных учреждений с 2016 года меняется порядок включения КБК в номер счета;

  • для бюджетных и автономных учреждений с 2017 года вводится учет по разделу и подразделу бюджетной классификации расходов.

В целях повышения качества осуществления полномочий Федерального казначейства по учету доходов и их распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации:

  • отработан механизм подкрепления счетов 40101 органов Федерального казначейства для исполнения возвратов, зачетов, уточнений со счетов государственных внебюджетных фондов;
  • отлажен механизм погашения межбюджетной задолженности прошлых лет в случае образования задолженности между бюджетами, обслуживающимися в разных органах Федерального казначейства;
  • произведена оптимизация процедуры распределения и исполнения возвратов по акцизам, подлежащим распределению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (через уполномоченный орган Федерального казначейства).

Развитие системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, систем внутреннего контроля и аудита государственных органов Российской Федерации

В августе 2013 года были приняты комплексные изменения в Бюджетный кодекс и Закон № 44?ФЗ в части регулирования госфинконтроля в бюджетной и закупочной сферах. Работа Минфина в 2014 году и первой половине 2015 года в сфере регулирования госфинконтроля концентрировалась на подготовке и принятии подзаконных нормативных правовых актов по внутреннему госфинконтролю, внутреннему финансовому контролю и аудиту.

В рамках осуществления внутреннего финансового контроля и а­­удита принято постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 и разработана соответствующая методика Минфина России (доведена письмом от 19 января 2015 г. № 02-11-05/932).

Несмотря на то что указанные акты регулируют вопросы контроля на федеральном уровне, их положения могут быть перенесены на региональный (муниципальный) уровень с учетом организационной структуры созданных органов финансового контроля.

В целях адаптации актов Минфина России к регионам и муниципалитетам, выработки конструктивных предложений по совершенствованию законодательства в части госфинконтроля создана Рабочая группа, объединяющая специалистов Минфина России, региональных финнадзоров и экспертов.

Совершенствование методологии применения бюджетной классификации Российской Федерации

Законом № 311?ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс, в том числе в статьи 18, 20, 21, 23, которые направлены на изменение структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации для обеспечения формирования и исполнения бюджетов по программным принципам и создание нового порядка применения классификации операций сектора государственного управления в целях учета и отчетности.

Новые положения Бюджетного кодекса реализованы приказом Минфина России от 8 июня 2015 г. № 90н, вносящим изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания).

Сергей Владимирович отметил, что Минфином России обеспечено принятие новых Указаний (их вступление в силу) до начала нового бюджетного цикла на 2016–2018 годы.

Измененная структура кода доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, в которую не включена классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ), позволила увеличить разрядность целевой статьи расходов (с 7 до 10 разрядов), что:

  • во-первых, обеспечило (на федеральном уровне) возможность реализовать полноценную трех­уровневую программную структуру классификации расходов бюджетов, соответствующую структуре государственных программ Российской Федерации (государственная программа, подпрограмма, основное мероприятие);
  • во-вторых, появилась дополнительная возможность детализации в рамках направления расходов (10-й разряд кода целевой статьи), в чем, в частности, при освоении средств межбюджетных трансфертов федерального бюджета испытывали потребность региональные финорганы.

Новые Указания содержат принципы, обеспечивающие формирование кодов целевых статей (направлений расходов) для раскрытия информации о расходах, направляемых на софинансирование уровня расходных обязательств, а также дают возможность сопоставить показатели бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, при дополнительной детализации отдельных составных частей кода бюджетной классификации Российской Федерации с учетом общих требований, установленных Указаниями.

Почти завершен переходный период по исключению КОСГУ из процедуры кассового исполнения бюджета. И теперь осталось скорректировать порядок ее применения в целях обеспечения гармонизации КОСГУ с требованиями международных стандартов по статистике государственных финансов (СГФ).

С 1 января 2016 года КОСГУ по-прежнему будет являться составной частью бюджетной классификации Российской Федерации и применяться для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Основные задачи

Далее Сергей Владимирович осветил основные задачи, стоящие перед казначеями и финансистами.

По словам выступавшего, соблюдаются преемственность и сложившиеся подходы к планированию работы с учетом структуры госпрограммы по управлению государственными финансами, это все те же направления деятельности. Они включают в себя методологию расходов, доходов, источников финансирования дефицита, вопросы бухгалтерского учета, отчетности и бюджетной классификации, вопросы бюджетного планирования, методологии финансового контроля и финансового менеджмента, повышения эффективности оказания государственных услуг и осуществления бюджетных расходов.

Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг

Основными показателями исполнения этой задачи являются:

  • переход с 2016 года к планированию и оказанию государственных (муниципальных) услуг на основе единого перечня услуг и единых нормативов их финансового обеспечения;
  • формирование нормативно-правовой базы для привлечения к оказанию государственных услуг негосударственных организаций и внедрения конкурентных принципов финансового обеспечения государственных услуг;
  • формирование нормативно-правовой базы в отношении неучастников бюджетного процесса и механизмов «кассового» обеспечения осуществляемых ими операций;
  • обеспечение взаимосвязи государственных заданий с целями и результатами государственных программ, в рамках которых осуществляется выполнение государственного задания.

Для этого, с одной стороны, необходимо доработать базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ — чтобы каждый их пользователь мог найти там необходимую позицию и сформировать соответствующий ведомственный перечень. С другой стороны — провести комплексный анализ базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ в целях исключения из них: государственных услуг и работ, не соответствующих полномочиям Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых на платной основе; а также перевода государственных работ в услуги с последующим нормированием; определить порядок формирования и ведения единого регистра государственных и муниципальных услуг и работ (в целях создания информационного ресурса по государственным и муниципальным услугам и работам, оказываемым в соответствии с Законами от 27 июля 2010 г. № 210?ФЗ и от 8 мая 2010 г. № 83?ФЗ).

Расширение практики приобретения государственных (муниципальных) услуг для юридических и физических лиц не только у бюджетных и автономных учреждений, но и у коммерческих и некоммерческих организаций в условиях добросовестной конкуренции, по мнению Минфина России, создаст возможность внедрить одну из самых перспективных и наиболее эффективных с точки зрения качества услуг форм, когда потребитель услуг самостоятельно сможет выбрать место (организацию-поставщика), качество и объем услуг, которые гарантированы государством.

Совершенствование методологии планирования и исполнения бюджетов по расходам

Основными показателями этой задачи являются:

  • обеспечение и развитие методологии бюджетного планирования на основании расходных обязательств ППО и программно-целевых методов бюджетирования;
  • обеспечение и развитие методологии контрактной системы и механизмов осуществления бюджетных инвестиций;
  • обеспечение и развитие методологии принятия и учета бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств;
  • обеспечение и развитие методологии кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы.

Для достижения этих целей необходимо завершить работу по согласованию и принять постановление правительства «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период». При этом самое главное — определиться со степенью обособления инвестиционных расходов и полномочиями ответственных исполнителей госпрограмм.

В части развития института закупок необходимо обеспечить внедрение института нормирования затрат в процедуру планирования бюджетных ассигнований на государственные закупки, а также мониторинг разработки главными распорядителями бюджетных средств требований к объектам закупок. Это позволит как на стадии планирования бюджета (нормативные затраты), так и на стадии его исполнения (требования к объекту) оптимизировать расходы на закупки, исключив практику закупок предметов роскоши, создать условия для обоснования расходов бюджета в рамках составления главными распорядителями бюджетных средств обоснований бюджетных ассигнований.

Также необходимо реализовать полномочия Федерального казначейства и финансовых органов по осуществлению контроля в сфере закупок в части обеспечения соответствия информации документов, формируемых в ходе составления и исполнения бюджета (планирования и осуществления закупок). Это позволит обеспечить принятие обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета, в пределах утверждаемых получателю бюджетных средств объемов финансового обеспечения.

Кроме того, нужно завершить создание правовых условий для перехода от контроля и санкционирования расходов на закупки товаров, работ, услуг с использованием КОСГУ — на осуществление контроля по показателям планов закупок и планов-графиков закупок.

Такой подход к организации санкционирования расходов бюджета позволит создать условия для выявления и устранения нарушений законодательства еще до принятия обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета.

Следует расширить существующую в настоящее время практику казначейского сопровождения контрактов, суть которого заключается в осуществлении исполнителями по контрактам операций со средствами в рамках исполнения контрактов на счетах неучастников бюджетного процесса, открываемых в органах Федерального казначейства.

Это позволит обеспечить контроль исполнения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) обязательств по контрактам, сократить расходы, связанные с привлечением банков в целях осуществления банковского сопровождения контрактов, а также обеспечить ликвидность операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Задача Федерального казначейства — активнее привлекать клиентов к переходу на безналичную систему расчетов с использованием карточных продуктов и реализовать возможность использования корпоративных карт для региональных и муниципальных учреждений.

А Минфину России, в связи с изменением порядка обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, необходимо внести изменения в совместные нормативные правовые акты Центрального банка и Минфина России, которые устанавливают особенности расчетного и кассового обслуживания органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Внимание!

Одним из основных мероприятий для Минфина России и Федерального казначейства является реализация реформы системы бюджетных платежей.

Основные принципы и подходы к формированию новой системы изложены в Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2013 г. № 227. Согласно ей Казначейству России будет открыт один корреспондентский счет в Банке России. А все многочисленные счета, которые действуют на сегодняшний день, перейдут из банковской системы на баланс казначейства. Казначейство получит статус прямого участника платежной системы Банка России — свой идентификационный код. Реализация этого проекта позволит сократить сроки прохождения платежей благодаря использованию современных банковских технологий. Поскольку все средства будут находиться на одном счете, Федеральное казначейство сможет управлять всей его ликвидностью, размещая свободные остатки в различные финансовые инструменты.

Обеспечение и развитие методологии по доходам и источникам финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы

Основными показателями этой задачи являются:

  • методологическое обеспечение администрирования доходов бюджетов бюджетной системы;
  • развитие института прогнозирования поступлений доходов и источников финансирования дефицита бюджета;
  • методологическое обеспечение формирования реестра источников доходов и источников финансирования бюджетов бюджетной системы;
  • методологическое обеспечение функционирования ГИС ГМП.

В этих целях необходимо завершить работу по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Кроме того, нужно усовершенствовать механизм обмена информацией между участниками производства по делам об административных и уголовных правонарушениях для выполнения бюджетных полномочий администраторов доходов от денежных взысканий (штрафов). Это обеспечит своевременное зачисление денежных взысканий (штрафов) в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

После принятия поправок в Бюджетный кодекс следует:

  • утвердить общие требования к формированию главными администраторами доходов бюджета порядка признания подведомственными администраторами доходов бюджета безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, что позволит сократить объем дебиторской задолженности;
  • разработать общие требования к формированию главными администраторами доходов бюджетов методик прогнозирования доходов и источников финансирования дефицита бюджета, что позволит повысить качество прогнозирования показателей доходов и источников финансирования дефицита бюджета.

Обеспечение и развитие методологии бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в секторе государственного управления

Основными показателями этой задачи являются:

  • формирование национальных стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе в целях сближения состава информации финансовой отчетности о государственных финансах с международными стандартами (СНС, СГФ, IPSAS);
  • обеспечение и развитие методологии бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в рамках решения текущих задач;
  • формирование учетной модели (в том числе рабочего плана счетов) в условиях включения Федерального казначейства в состав прямых участников платежной системы Банка России.

На сегодняшний день утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Также подготовлены и размещены для общественного обсуждения на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) проекты пяти федеральных стандартов («Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», «Основные средства», «Аренда», «Обесценение активов», «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»)2.

Одновременно с обеспечением разработки федеральных стандартов необходимо вносить изменения, обеспечивающие основу для их внедрения.

Для обеспечения внедрения стандартов «Основные средства», «Аренда», в частности, необходимо:

  • принятие решения о методике оценки недвижимого имущества (по согласованию с Минэкономразвития);
  • определение порядка отражения в учете арендованных основных средств.

Важнейшей является задача по продолжению разработки и внедрению новой учетной модели Федерального казначейства в условиях реформирования системы бюджетных платежей и включения его в состав прямых участников платежной системы Банка России, то есть объединение (гармонизация) текущей модели бюджетного учета, применяемой в органах Федерального казначейства, и модели бухгалтерского учета, применяемой в кредитных организациях, — построение модели казначейского учета.

Сергей Владимирович обратил внимание, что проектом новой редакции Бюджетного кодекса уже определено понятие «казначейский учет», который является элементом более общего и традиционного понятия «бюджетный учет».

С этой целью создана Рабочая группа по разработке учетной модели Федерального казначейства в рамках реализации концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года.

Совершенствование методологии применения бюджетной классификации Российской Федерации

Основными показателями этой задачи являются:

  • определение окончательного формата бюджетной классификации в целях программно-целевого бюджетирования (изменение структуры кодов доходов, расходов и источников финансирования бюджетов), гармонизация со структурой ГП РФ;
  • изменение порядка применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
  • создание инструментов формирования и ведения бюджетной классификации в составе механизмов ведения единых реестров доходов, расходов и источников финансирования бюджетов;
  • методологическое обеспечение субъектов РФ и местных бюджетов в части применения единых для бюджетной системы РФ классификаций.

В этих целях необходимо:

  • утвердить новую структуру классификации расходов бюджетов, предусматривающую в составе ее программной части основные мероприятия государственных программ Российской Федерации, обеспечивающие полную детализацию и увязку целевой статьи расходов и структуры государственных программ Российской Федерации. Изменение структуры бюджетной классификации коснется структуры кодов доходов и источников финансирования бюджетов бюджетной системы, которые позволяют обеспечить систематизацию и составление реестров источников доходов Российской Федерации;
  • утвердить порядок применения КОСГУ, обеспечивающий ее гармонизацию с требованиями международных стандартов по статистике государственных финансов с 2016 года;
  • завершить работу по созданию инструментов, позволяющих формировать и вести кодирование бюджетной классификации в составе подсистем электронного бюджета, формирующих информацию о структуре доходных источников, расходных обязательств и источников финансирования дефицита бюджета.

Развитие внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, систем внутреннего финансового контроля и аудита государственных органов РФ

Основными показателями этой задачи являются:

  • развитие систем внутреннего контроля и аудита государственных органов Российской Федерации;
  • повышение эффективности и качества оценки финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета с учетом внедрения программно-целевых методов бюджетирования;
  • повышение эффективности работы органов внутреннего государственного финансового контроля;
  • разработка методологии внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Сергей Владимирович отметил, что государственный финансовый контроль это та сфера, в рамках которой определяется соблюдение четко установленных законодательством правил в финансово-бюджетной сфере, где предусматривается однозначный закрытый перечень бюджетных правонарушений, за каждое из которых есть санкция, бюджетная мера принуждения.

К настоящему времени Минфином России приняты все основополагающие акты по внутреннему госфинконтролю, регулирующие процедуры проведения контрольных мероприятий.

Если функционал финнадзоров в целом направлен на пресечение финансовых нарушений, то функционал системы внутреннего финансового контроля в органе власти, крупном бюджетном или автономном учреждении направлен на предупреждение нарушений, предотвращение финансового ущерба, обеспечение полной и достоверной бюджетной отчетности.

Вместе с тем заложенная в настоящее время общая методическая база организации таких систем требует длительной апробации на практике и постоянного совершенствования по результатам анализа этой практики.

1 См. журнал «Бюджетный учет» № 10/2015. С. 6–13.

Обсуждение проектов федеральных стандартов для государственного сектора проходит на сайте журнала «Бюджетный учет»: http://b-uchet.ru/project_standart/

Реклама