Валютные операции организаций государственного (муниципального) сектора

Рассмотрим отдельные ситуации, когда казенные, бюджетные учреждения (органы государственной власти и органы местного самоуправления) осуществляют за счет средств соответствующего бюджета расходы, связанные с проведением валютных операций.

Валютные операции в Российской Федерации регламентированы Законом от 10 декабря 2003 г. № 173‑ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173‑ФЗ). Такие операции можно осуществлять только через уполномоченные банки — кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Центробанка России совершать банковские операции со средствами в иностранной валюте в соответствии с Законом № 173‑ФЗ.


Остаток наличных денег в иностранной валюте в кассе бюджетополучателя в конце года

В соответствии с положениями пункта 16 Порядка завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного приказом Минфина России от 6 июня 2008 г. № 56н (далее — Порядок № 56н), получатели средств федерального бюджета, осуществляющие свою деятельность в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года, в целях финансового обеспечения указанной деятельности вправе иметь в кассе остаток наличных денежных средств завершенного финансового года. Остаток должен быть в пределах установленной в соответствии с требованиями Указания Центробанка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание № 3210-У) максимально допустимой суммы наличных денег, которая может храниться в кассе.

Требованиями Указания № 3210-У установлено, что юридическое лицо определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с данным нормативным правовым актом Банка России. При этом пунктом 1 Указаний № 3210-У установлено, что при осуществлении кассовых операций получатели бюджетных средств руководствуются данным Указанием, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

В соответствии с указанной нормой в целях определения лимита остатка наличных денег в кассе бюджетополучателя с учетом специфики его деятельности в соответствии с Положением Центробанка России и Минфина России от 18 февраля 2014 г. № 414-П/8н «Об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации» (далее — Положение № 414-П/8н) указанный лимит может быть определен в размере, превышающем лимит остатка наличных денег, рассчитанный в соответствии с Указанием № 3210-У. При этом предусмотрено, что сумма непредвиденного резерва с обоснованием его размера устанавливается бюджетополучателем в распорядительном документе об установлении лимита остатка наличных денег.

Вместе с тем в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения Указанием № 3210-У предусмотрен порядок ведения кассовых операций на территории Российской Федерации с банкнотами и монетой Банка России.

Порядок проведения операций в иностранной валюте осуществляется юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющимися резидентами, на основании Закона № 173‑ФЗ. К резидентам относятся:

получатели бюджетных средств, их филиалы, официальные представительства Российской Федерации и иные подразделения, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

постоянные представительства Российской Федерации при меж­государственных и межправительственных организациях.

При этом в соответствии с положениями части 2 статьи 14 Закона № 173‑ФЗ без ограничений совершаются следующие валютные операции в наличной иностранной валюте между юридическими лицами — резидентами и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами — резидентами:

по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, представительства юридического лица — резидента, находящихся за пределами территории Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием данных сотрудников на территорию страны местонахождения указанных представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации.

Учитывая, что валютным и бюджетным законодательством Российской Федерации не установлены ограничения в части определения максимально допустимой суммы наличных денег, которая может храниться в кассе резидентов в иностранной валюте, в том числе на конец очередного финансового года, федеральный орган исполнительной власти и его подразделения в целях финансового обеспечения бесперебойной деятельности загранаппаратов вправе иметь в кассе остаток наличных денежных средств в сумме необходимой потребности с обоснованием его размера, устанавливаемого в распорядительном документе данного подразделения об установлении лимита остатка наличных денег. При этом наличные деньги из кассы могут быть использованы для выплаты заработной платы и оплаты командировочных расходов сотрудникам, обеспечивающим выполнение задач, поставленных перед таким федеральным органом исполнительной власти.

Перечисление алиментов

Рассмотрим перечисление сумм алиментов, удержанных из заработной платы сотрудников, работающих за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 158 Бюджетного кодекса главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям, в том числе иным получателям средств федерального бюджета.

Под иными получателями средств федерального бюджета подразумеваются получатели средств федерального бюджета, осуществляющие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации операции со средствами федерального бюджета (в том числе в иностранной валюте) на счетах, открытых им в учреждении Центробанка России или кредитной организации, а также получатели средств федерального бюджета, находящиеся за пределами Российской Федерации и получающие средства федерального бюджета от главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в иностранной валюте.

Согласно положениям главы IV Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н, для доведения лимитов бюджетных обязательств до иного получателя средств федерального бюджета и их учета на соответствующих лицевых счетах главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в территориальный орган Федерального казначейства Расходные расписания (код формы по КФД 0531722) (далее — Расходное расписание).

Одновременно с Расходным расписанием главный распорядитель средств федерального бюджета представляет в территориальный орган Федерального казначейства, в котором обслуживается лицевой счет иного получателя средств федерального бюджета, оформленную в установленном порядке Заявку на кассовый расход (форма по КФД 0531801), на основании которой средства федерального бюджета перечисляются на счет, открытый иному получателю средств федерального бюджета в подразделении расчетной сети Банка России или кредитной организации (филиале) на балансовом счете 40106 «Средства, выделенные из федерального бюджета» (далее — счет 40106) в иностранной валюте.

Перечисление средств федерального бюджета для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (далее — покупка иностранной валюты) в целях выплаты заработной платы сотрудникам загранучреждений в иностранной валюте осуществляется со счета, открытого в учреждении Центробанка России на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета» (далее — счет 40105) Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (далее — Межрегиональное операционное УФК), на корреспондентский счет уполномоченного банка для последующей конвертации и перечисления на счет 40106, открытый федеральному органу исполнительной власти в банке.

В целях минимизации финансовых потоков, а также потерь средств федерального бюджета при совершении операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вправе централизовать осуществление расходов по уплате в валюте Российской Федерации сумм алиментов, начисленных в иностранной валюте и удержанных из заработной платы своих сотрудников, работающих за пределами территории Российской Федерации, с перечислением их на расчетные счета получателей алиментов непосредственно с лицевого счета, открытого федеральному органу исполнительной власти как получателю бюджетных средств. При этом операции по перечислению со счета 40105 денежных средств в валюте Российской Федерации в целях покупки иностранной валюты в сумме, необходимой для удовлетворения требований исполнительных документов и перечисления после конвертации соответствующих сумм на счет 40106, а также операции по конвертации указанных денежных средств, поступивших на счет 40106 в иностранной валюте, обратно в валюту Российской Федерации в целях перечисления на счет 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение», открытый Межрегиональному операционному УФК, не осуществляются.

Оплата контракта

Далее рассмотрим порядок оплаты денежных обязательств в иностранной валюте по контракту на оказание услуг (выполнение работ), заключенному с юридическим лицом, не являющимся резидентом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38.2 Бюджетного кодекса зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат производится с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 6 Закона № 173‑ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами могут осуществляться без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 14 Закона № 173‑ФЗ при осуществлении валютных операций юридические лица — резиденты вправе без ограничения открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте, если иное не установлено данным законом.

Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центробанком России. При этом резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Учитывая, что валютным и бюджетным законодательством Российской Федерации не установлены ограничения в части открытия федеральным государственным органам, федеральным казенным учреждениям счетов в иностранной валюте, они вправе открыть валютный счет в кредитной организации для осуществления расчетов с юридическим лицом, не являющимся резидентом Российской Федерации, в целях оплаты денежных обязательств по контракту на оказание услуг или выполнение работ.

НДС и налог на прибыль

Рассмотрим применение налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при оказании услуг иностранной организацией российскому лицу (федеральному государственному органу).

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом территория Российской Федерации признается местом осуществления деятельности покупателя в случае фактического присутствия покупателя этих услуг на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации.

Таким образом, местом реализации услуг, оказываемых иностранной организацией российскому лицу (федеральному государственному органу), признается территория Российской Федерации, и такие услуги облагаются НДС в Российской Федерации.

На основании положений пунктов 1 и 2 статьи 161 Налогового кодекса российское лицо (федеральный государственный орган), приобретающее указанные услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, является налоговым агентом по НДС и, соответственно, исчисляет и уплачивает этот налог при перечислении денежных средств иностранной организации.

Что касается налога на прибыль, то в целях применения данного налога у федерального государственного органа не возникает доходов при совершении в рамках государственных полномочий операций, связанных с оплатой услуг, оказанных федеральному государственному органу иностранной организацией.

Учитывая изложенное, при осуществлении оплаты услуг в соответствии с заключенным с иностранной организацией контрактом федеральный государственный орган, федеральное казенное учреждение должны исчислить с суммы указанной оплаты в рублях и уплатить в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Использование остатков

Рассмотрим использование остатков средств, находящихся в конце года на счетах, открытых в кредитной организации федеральному органу власти, в целях финансового обеспечения расходов представителей этого органа за пределами Российской Федерации (на примере МВД России).

В соответствии с положениями пункта 26 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83‑ФЗ) федеральные казенные учреждения, обособленные подразделения федеральных казенных учреждений (их официальные представители), находящиеся за пределами Российской Федерации, вправе использовать остатки средств федерального бюджета, учтенные по состоянию на 1 января текущего финансового года, в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно положениям пункта 11 статьи 161 Бюджетного кодекса положения, установленные данной статьей для казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы) с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Вместе с тем согласно пункту 1 Указа Президента России от 27 августа 2007 г. № 1104 и Положению о представителях МВД России в зарубежных государствах, утвержденному постановлением Правительства России от 5 января 1995 г. № 10, Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение деятельности представителей, направляемых для координации действий российских органов внутренних дел с правоохранительными органами на территории иностранных государств (далее — официальные представители), за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели МВД России.

Кроме того, положения указанных норм нашли свое отражение в Инструкции о порядке финансового и материального обеспечения представителей МВД России в иностранных государствах, утвержденной приказом МВД России от 19 июня 2009 г. № 464, согласно которой финансовое обеспечение деятельности официальных представителей осуществляется в иностранной валюте за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете на эти цели, на основании утвержденных руководством МВД России смет расходов на очередной финансовый год на содержание официальных представителей, составляемых в иностранной валюте.

Таким образом, в соответствии с положениями указанных выше нормативных правовых актов финансовое обеспечение деятельности официальных представителей осуществляется за счет одного источника — доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Иные источники финансового обеспечения данной деятельности (сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, в том числе за счет остатков средств, не использованных на начало текущего финансового года) не предусмотрены.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 242 Бюджетного кодекса не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.

Пунктом 10 Порядка № 56н установлено, что по состоянию на 1 января очередного финансового года остаток средств федерального бюджета завершенного финансового года в валюте Российской Федерации и иностранной валюте на счетах, открытых главным распорядителям и получателям средств федерального бюджета в подразделениях Банка России или кредитных организациях на территории Российской Федерации, на балансовом счете 40106 «Средства, выделенные из федерального бюджета» и на других валютных счетах должен равняться нулю.

Исключением из общего правила, установленного пунктом 4 статьи 242 Бюджетного кодекса, являются суммы средств в иностранной валюте, перечисленные Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства на счета, открытые Минфину России на балансовом счете 40106 в уполномоченной кредитной организации или другой специализированной финансовой организации, выполняющей функции генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, для осуществления платежей в целях погашения в первой декаде января очередного финансового года государственного внешнего долга Российской Федерации иностранным кредиторам в соответствии с графиками.

Учитывая изложенное, МВД России с учетом сроков, установленных статьей 242 Бюджетного кодекса и Порядком № 56н, должен обеспечить по завершении текущего финансового года возврат остатков средств в иностранной валюте в федеральный бюджет.

Вместе с тем, принимая во внимание положения Закона № 173‑ФЗ и Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утвержденного Банком России 24 декабря 2004 г. № 266-П, получение наличных денег в иностранной валюте с использованием платежных карт (за исключением ограничения в части расходного лимита — суммы денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете) и осуществление операций с наличными деньгами в иностранной валюте за пределами Российской Федерации физическими лицами, являющимися резидентами, законодательством Российской Федерации не ограничены.

Счета бюджетного учреждения в уполномоченном банке для осуществления валютных операций

В соответствии с положениями части 8 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7‑ФЗ) бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

В соответствии с положениями пунктов 1–4 статьи 30 Закона № 83‑ФЗ федеральные бюджетные учреждения, бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации (муниципальные бюджетные учреждения) осуществляют операции со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации, на лицевых счетах, которые открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством, в финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), или в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с заключенным между высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) и территориальным органом Федерального казначейства соглашением в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Исключением являются операции, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 6 и абзаца первого части 2 статьи 14 Закона № 173‑ФЗ о возможности осуществления валютных операций юридическими лицами — резидентами, в том числе бюджетными учреждениями, и нерезидентами в целях осуществления валютных операций банковские счета в уполномоченных банках открываются непосредственно бюджетным учреждениям.

Положениями абзацев третьего — пятого части 2 статьи 14 Закона № 173‑ФЗ установлены случаи, когда юридические лица — резиденты, в том числе бюджетные учреждения, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках (кредитных организациях) расчеты с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации (например, в целях осуществления расчетов с физическими лицами — нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению).

Учитывая изложенное, для осуществления валютных операций бюджетное учреждение вправе открыть счет в уполномоченном банке. В случае если данные операции попадают под действие положений абзацев третьего — пятого части 2 статьи 14 Закона № 173‑ФЗ, открытия такого счета непосредственно бюджетному учреждению не требуется.

Расчеты с нерезидентами в данном случае осуществляются со счетов, открытых в банке в установленном Банком России порядке территориальному органу Федерального казначейства или финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в котором открыт лицевой счет бюджетному учреждению, осуществляющему расчеты с нерезидентами. При этом в соответствии с положениями пунктов 10 и 12.1 статьи 30 Закона № 83‑ФЗ операции со средствами, поступающими бюджетному учреждению в валюте Российской Федерации в целях осуществления расчетов с нерезидентами (операции по перечислению средств на счет бюджетного учреждения в банке в целях дальнейшего перечисления указанных средств на счет нерезидента), отражаются на соответствующих лицевых счетах, открытых ему в территориальном органе Федерального казначейства либо в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии с Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 16 июля 2012 г. под № 385-П, учет средств бюджетных учреждений, предназначенных для осуществления расчетов с нерезидентами, осуществляется на счетах, открытых в уполномоченных банках (кредитных организациях):

федеральным бюджетным учреждениям на балансовом счете 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации»;

бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации на балансовом счете 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации»;

муниципальным бюджетным учреждениям на балансовом счете 40701 «Счета негосударственных организаций. Финансовые организации».


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама