О начислении страховых взносов

Практика показывает, что нестандартные ситуации, связанные с начислением страховых взносов, часто вызывают вопросы. ФСС РФ в Приложении к письму от 14 апреля 2015 г. № 02-09-11/06-5250 разъяснил спорные моменты.

Всоответствии с частью 1 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212?ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212?ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных организациями за расчетный период в пользу физических лиц. Однако не все выплаты подлежат обложению страховыми взносами. Перечень исключений установлен в статье 9 Закона № 212?ФЗ.

Аналогичные нормы содержатся в Законе от 24 июля 1998 г. № 125?ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125?ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона № 125?ФЗ объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, не облагаемых страховыми взносами, указанных в статье 20.2 Закона № 125?ФЗ.

Следует ли облагать страховыми взносами компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства)?

С 1 января 2015 года не облагаются страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах установленных в соответствии с законодательством норм), связанных с увольнением работников, за исключением:

  • компенсации за неиспользованный отпуск;
  • суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка (пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212?ФЗ). Основания и условия предоставления компенсаций работнику в связи с его увольнением установлены Трудовым кодексом.

Так, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, в соответствии с положениями статьи 189 Трудового кодекса работодатель при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения положенных двух месяцев со дня уведомления об увольнении, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшегося до истечения срока предупреждения об увольнении.

Таким образом, вышеуказанные выходные пособия и компенсации, установленные законодательством, не подлежат обложению страховыми взносами. В иных случаях, не установленных законодательством, в том числе по соглашению сторон, компенсация работникам в случае расторжения трудового договора подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Аналогичные нормы содержатся в подпункте 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125?ФЗ.

Учитывая изложенное, все компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства), независимо от основания, по которому производится увольнение, начисляемые после 1 января 2015 года, в сумме, не превышающей в целом трехкратного размера среднего месячного заработка или шестикратного размера среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховыми взносами не облагаются.

Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка с 1 января 2015 года подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачиваются суммы в виде ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания. Надо ли начислять страховые взносы на указанные выплаты?

Согласно статье 19 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судья, достигший возраста 60 лет (женщины — 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В соответствии со статьей 3 Закона от 10 января 1996 г. № 6?ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.

Суммы денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иные выплаты, получаемые, в частности, судьями федеральных судов и мировыми судьями, не включаются в базу для начисления страховых взносов в части страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 3 ст. 9 Закона № 212?ФЗ). В то же время статья 20.2 Закона № 125?ФЗ не содержит положений, касающихся освобождения от обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний суммы денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иных выплат, получаемых судьями федеральных судов и мировыми судьями.

Таким образом, ежемесячная надбавка работающим судьям Российской Федерации к их ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку, не облагается страховыми взносами только на обязательное пенсионное страхование и подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховыми взносами на обязательное медицинское страхование и страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке.

Об обложении страховыми взносами сумм оплаты визы и обязательной медицинской страховки для получения визы работнику, направленному в командировку на территорию иностранного государства, если командировка была отменена.

Согласно статье 168 Трудового кодекса в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику в том числе иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Также пунктом 23 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749, пунктом 13 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 18 июля 2005 г. № 813, предусмотрено, что при направлении работника в командировку на территорию иностранного государства ему дополнительно возмещаются, в частности, расходы на оформление визы и обязательной медицинской страховки.

При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не облагаются страховыми взносами, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные сборы за выдачу (получение) виз (ч. 2 ст. 9 Закона № 212?ФЗ). Таким образом, сумма оплаты визы и медицинской страховки, наличие которой является обязательным условием для получения визы при направлении работника в служебную командировку на территорию зарубежных стран, не подлежит обложению страховыми взносами.

В случае отмены служебной командировки (при наличии приказа руководителя организации), то есть когда поездка не состоялась, суммы оплаты работодателем визы и обязательной медицинской страховки работника, необходимой для получения визы, не облагаются страховыми взносами, так как квалификация данного вида выплат не меняется.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 2 статьи 20.2 Закона № 125?ФЗ.

Коллективным договором предусмотрены выплаты в виде возмещения оплаты стоимости проезда работников организации от места жительства до места работы и обратно на общественном транспорте. Надо ли на эти выплаты начислять страховые взносы?

Все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых отношений, подлежат обложению страховыми взносами, за исключением сумм, перечисленных в статье 9 Закона № 212?ФЗ. Выплаты в виде возмещения оплаты стоимости проезда работников организации от места жительства до места работы и обратно не поименованы в указанном перечне и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Аналогичные нормы содержатся в статье 20.2 Закона № 125?ФЗ.

Следует ли облагать страховыми взносами выплаты, начисленные в пользу работника после дня его смерти?

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона № 212?ФЗ). При этом устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В частности, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются с целью получения застрахованным лицом при наступлении страхового случая страхового обеспечения по соответствующему виду социального страхования.

Исходя из норм пункта 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса смерть работника является основанием для прекращения трудового договора. Кроме того, после смерти застрахованного лица не может быть реализована основная цель обязательного социального страхования — получение физическим лицом обеспечения по социальному страхованию. Таким образом, в случае если на момент начисления заработной платы работодатель располагает информацией о смерти работника, заработная плата и иные выплаты, начисленные в соответствии с законодательством в его пользу, не подлежат обложению страховыми взносами.

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 20.1 Закона № 125?ФЗ.

Работнику под отчет были выданы денежные средства на приобретение товаров на хозяйственные нужды, по которым он своевременно не представил авансовый отчет. Надо ли начислять страховые взносы на эти средства?

Для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее — подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности работодателя, оформляется расходный кассовый ордер. Основанием является письменное заявление подотчетного лица, составленное в произвольной форме. Оно должно содержать сведения о сумме наличных денег, о сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату (п. 6.3 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).

Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.

Выданные под отчет денежные средства, по которым работником своевременно не представлен авансовый отчет, признаются задолженностью работника перед организацией, и данные суммы могут быть удержаны из заработной платы работника. Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания (ст. 137 ТК РФ).

В случае если работодатель на основании статьи 137 Трудового кодекса удержал из заработной платы работника вышеуказанные денежные средства, то объекта обложения по страховым взносам не возникает. Если работодатель принимает решение не удерживать упомянутые суммы, то данные суммы рассматриваются как выплаты в пользу работников в рамках трудовых отношений и должны облагаться страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Если работник представит авансовый отчет с подтверждающими документами (с копиями товарных чеков на приобретение товаров, работ (услуг), счетами, накладными) в случае, когда организация уже произвела начисление страховых взносов на упомянутую сумму выплат, организация вправе произвести перерасчет базы для начисления страховых взносов и сумм начисленных и уплаченных страховых взносов.

Об обложении страховыми взносами вознаграждений, выплачиваемых победителям публичных конкурсов, принимавшим участие в конкурсе от имени организации-работодателя.

Исходя из положений статьи 1057 Гражданского кодекса лицо, объявившее публичный конкурс, должно выдать обусловленную награду победителю конкурса. Организатор публичного конкурса — сторонняя организация перечисляет денежные средства, составляющие вознаграждение (премию) за победу в конкурсе, на расчетный счет организации, которая выплачивает эти денежные средства на основании приказа в пользу своего работника, участвовавшего в конкурсе.

Таким образом, если организация-работодатель производит выплаты в том числе за счет средств вознаграждения (премии) за победу в публичном конкурсе физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг и принимали участие в конкурсе от имени организации-работодателя, суммы выплат независимо от источника их финансирования подлежат обложению страховыми взносами. Исключением являются выплаты, поименованные в статье 9 Закона № 212?ФЗ.

Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 20.1 Закона № 125?ФЗ.

Надо ли облагать страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работникам-опекунам?

Согласно подпункту «в» пункта 3 части 1 статьи 9 № 212?ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.

Таким образом, учитывая, что в данном подпункте работники-опекуны поименованы в числе лиц, которым может быть оказана единовременная материальная помощь, размер и период выплаты такой материальной помощи, освобожденной от начисления на нее страховых взносов, применяются и в отношении выплат работникам, оформившим опеку над несовершеннолетними детьми.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 3 статьи 20.2 Закона № 125?ФЗ.

Следует ли начислять страховые взносы на компенсационные выплаты работникам, выполняющим работы вахтовым методом, пре­дусмотренные графиком работы на вахте, за каждый день нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или по вине транспортных организаций?

Работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы (ст. 302 ТК РФ). При этом размер компенсации работнику за каждый день нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренной графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или по вине транспортных организаций, определен Трудовым кодексом в сумме дневной тарифной ставки, части оклада (должностного оклада) за день работы (дневной ставки).

Таким образом, вышеназванные компенсационные выплаты работникам, выполняющим работы вахтовым методом, в указанном размере не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212?ФЗ.

Аналогичные нормы содержатся в статье 20.2 Закона № 125?ФЗ.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение. Подлежит ли обложению страховыми взносами стоимость этих путевок?

Перечень выплат физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведен в статье 9 Закона № 212?ФЗ и является исчерпывающим. Нормы о включении в указанный перечень стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в том числе и оплачиваемой за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не предусмотрено.

Таким образом, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежит обложению страховыми взносами в обще­установленном порядке независимо от источника финансирования их оплаты.

Аналогичные нормы содержатся в статье 20.2 Закона № 125?ФЗ.


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама