Санкционирование расходов

Рассмотрим санкционирование расходов отдельных юридических лиц, получающих в 2015 году средства из федерального бюджета.

Минфином России в целях осуществления процедур санкционирования оплаты денежных обязательств юридических лиц, лицевые счета которым подлежат открытию в территориальных органах Федерального казначейства (далее — юридические лица) в случаях, установленных статьей 5 Закона от 1 декабря 2014 г. № 384?ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — Закон о бюджете), и на основании положений пунктов 17—21 постановления Правительства России от 27 декабря 2014 г. № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — Постановление), разработан приказ от 16 февраля 2015 г. № 23н «О санкционировании расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета на основании статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее соответственно — Приказ, Порядок № 23н).

Право на получение целевых средств из федерального бюджета в 2015 году. Формы целевых средств

 Положениями части 1 статьи 5 Закона о бюджете и пункта 17 Постановления установлено, что из федерального бюджета в 2015 году предоставляются целевые средства, включенные в утверждаемый Правительством России перечень, подлежащие перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации (далее соответственно — целевые средства, счета органов Федерального казначейства, органы Федерального казначейства), и отражению на лицевых счетах, открытых юридическим лицам — получателям целевых средств в органах Федерального казначейства:

  • субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений);
  • бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями;
  • взносы в уставные капиталы юридических лиц.

Положениями части 2 статьи 5 Закона о бюджете и пунктов 18—20 Постановления установлено, что суммы авансовых платежей, предусматриваемых получателями средств федерального бюджета при заключении государственных контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов (договоров), заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов (договоров), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) в пределах доведенных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, при условии, что сумма такого государственного контракта (договора) превышает 1 000 000 тыс. рублей (далее соответственно — Государственные контракты, авансовые платежи), перечисляются в сроки, определенные соответствующим Государственным контрактом, на счета органов Федерального казначейства и отражаются на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, открытых исполнителям по Государственным контрактам в органах Федерального казначейства.

В аналогичном порядке учитываются суммы авансовых платежей, предусматриваемых исполнителем по Государственному контракту при заключении договоров с соисполнителями, привлекаемыми им для исполнения данного Государственного контракта, источником финансового обеспечения которых являются указанные в предыдущем абзаце средства, сумма которых превышает 1 000 000 тыс. рублей (далее — договор с соисполнителем).

Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, которым на 2015 год в установленном порядке предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление из федерального бюджета целевых средств и авансовых платежей (далее — главные распорядители средств федерального бюджета), осуществляют перечисление на счета органов Федерального казначейства средств, предусмотренных:

  • частью 1 статьи 5 Закона о бюджете — в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между главным распорядителем средств федерального бюджета и юридическим лицом о предоставлении целевых средств, дополнительными соглашениями к действующим договорам (соглашениям) (далее — Договор (Соглашение);
  • частью 2 статьи 5 Закона о бюджете — в соответствии с Государственным контрактом, договором с соисполнителем.

Перечень документов для открытия счета. Требования, предъявляемые к указанным документам

Для открытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса юридическое лицо представляет в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения следующие документы:

а) копия Договора (Соглашения), заверенная главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим целевые средства юридическому лицу, либо заверенная нотариально.

В проектах Договоров (Соглашений) необходимо отразить следующие положения:

  • условие об открытии юридическому лицу — получателю целевых средств в территориальном органе Федерального казначейства лицевого счета для учета операций с целевыми средствами;
  • реквизиты счета органа Федерального казначейства, на который будут перечисляться целевые средства;
  • условия предоставления целевых средств и осуществления целевых расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, соответствующие требованиям части 1 статьи 5 Закона о бюджете, пункта 17 Постановления и Порядка № 23н;
  • условие о запрете перечисления средств с лицевого счета юридического лица — получателя целевых средств, открытого ему в органе Федерального казначейства:
  • на счета, открытые юридическому лицу — получателю целевых средств в кредитной организации;
  • в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица, если положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность перечисления целевых средств иным юридическим лицам;
  • в целях размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.

На счета, открытые в кредитной организации юридическому лицу — получателю целевых средств, согласно положениям пункта 17 Постановления можно перечислять целевые средства для оплаты:

  • расходов юридического лица в иностранной валюте;
  • расходов юридического лица на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат;
  • возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, предусмотрена возможность такого возмещения;

б) копия Государственного контракта, заверенная главным распорядителем средств федерального бюджета, перечисляющим авансовые платежи, либо заверенная нотариально (копия договора с со­исполнителем — в случае открытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса соисполнителю, заверенную нотариально).

Проекты Государственных контрактов (договоров с соисполнителем) должны содержать следующие условия:

  • об открытии юридическому лицу — получателю авансовых платежей лицевого счета в органе Федерального казначейства и об обеспечении указанным юридическим лицом включения в договор с соисполнителем условия об открытии лицевого счета в органе Федерального казначейства;
  • реквизиты счета органа Федерального казначейства, на который будут перечисляться авансовые платежи;
  • о перечислении авансовых платежей и осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются авансовые платежи (далее — авансовые расходы), в соответствии с требованиям части 2 статьи 5 Закона о бюджете, пунктов 18—20 Постановления и Порядка № 23н;
  • о запрете перечисления средств, поступивших на лицевые счета, открытые юридическим лицам — получателям авансовых платежей в органах Федерального казначейства:
  • на счета, открытые исполнителю Государственного контракта в кредитной организации;
  • на счета, открытые соисполнителю, привлекаемому для исполнения Государственного контракта, в кредитных организациях;
  • в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица;
  • в целях размещения указанных средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты;
  • об ответственности юридического лица — получателя авансовых платежей за неисполнение условий об открытии лицевого счета в органе Федерального казначейства и за невключение в договор с соисполнителем, которому предоставляется аванс, условий об открытии лицевого счета в органе Федерального казначейства.

На счета, открытые юридическому лицу — получателю авансовых платежей (организации, являющейся соисполнителем, привлекаемым для исполнения Государственного контракта, в случае осуществления расходов данным соисполнителем) в кредитной организации, согласно положениям пункта 19 Постановления можно перечислять авансовые платежи в целях оплаты расходов:

  • в иностранной валюте;
  • на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат;

в) Заявление на открытие лицевого счета, оформленное в соответствии с пунктом 14 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. № 24н (далее — Порядок № 24н), с указанием по строке «Основание для открытия лицевого счета» наименования документа, в соответствии с которым открывается лицевой счет, с отражением в кодовой зоне номера и даты данного документа (далее — Заявление);

г) Карточка образцов подписей к лицевым счетам, оформленная в соответствии с пунктом 18 Порядка № 24н, заверенная на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного лица) органа, осуществляющего предоставление средств из федерального бюджета, и оттиском его печати либо нотариально (далее — Карточка).

Отметим, что в случае если с юридическим лицом заключено несколько Договоров (Соглашений), лицевые счета открываются данному юридическому лицу отдельно по каждому виду целевых средств.

На одном лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса учитываются операции со средствами авансовых платежей, предусмотренных одним Государственным контрактом (одним договором с соисполнителем).

Суммы поступлений целевых средств и авансовых платежей учитываются на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса в разрезе кодов целевых средств, присвоенных главным распорядителем средств федерального бюджета, и кодов объектов капитального строительства (объектов недвижимости, мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта), включенных в федеральную адресную инвестиционную программу (далее — код объекта ФАИП), если расходы юридического лица, источником финансового обеспечения которых являются указанные целевые средства и авансовые платежи, связаны с реализацией федеральной адресной инвестиционной программы.

Санкционирование расходов юридических лиц, осуществляемых за счет целевых средств и авансовых платежей

Санкционирование расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства и авансовые платежи (далее — целевые расходы), осуществляется органами Федерального казначейства в соответствии с положениями Порядка № 23н, если юридическим лицам из федерального бюджета предоставляются:

а) целевые средства, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 2746-р (далее — Перечень), а именно:

  • субсидии (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений) в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее соответственно — целевая субсидия, Кодекс);
  • бюджетные инвестиции в соответствии со статьей 80 Кодекса (далее — бюджетная инвестиция);
  • имущественные взносы в уставный капитал юридического лица (далее — имущественный взнос);

б) авансовые платежи:

по Государственному контракту;

по договору с соисполнителем.

Санкционирование расходов юридических лиц, осуществляемых за счет целевых средств

Для осуществления санкционирования целевых расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства (целевая субсидия, бюджетная инвестиция, имущественный взнос), юридическое лицо — получатель целевых средств в соответствии с Порядком № 23н представляет в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения:

а) Сведения об операциях с целевыми средствами, предоставленными организации на 2015 год (код формы по ОКУД 0501129) по форме согласно приложению к Порядку № 23н (далее — Сведения), утвержденные главным распорядителем средств федерального бюджета, которые содержат следующую информацию:

  • уникальные аналитические коды, состоящие из четырех цифровых знаков, присвоенные главным распорядителем средств федерального бюджета (далее — код целевых средств);
  • направления расходования целевых средств (цели предоставления средств из федерального бюджета) и планируемая на текущий финансовый год сумма целевых расходов юридического лица по каждому коду целевых средств;
  • код объекта ФАИП при необходимости.

Сведения в орган Федерального казначейства представляются отдельно по каждому виду целевых средств, наименование которого указывается в заголовочной части Сведений;

б) платежное поручение, оформленное в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Центральным банком России 19 июня 2012 г. № 383?П, с учетом требований, установленных Положением Центрального банка России и Минфина России от 18 февраля 2014 г. № 414?П/8н «Об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов» (далее соответственно — Порядок № 383-П, Порядок № 414-П, платежное поручение на оплату целевых расходов);

в) договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенный юридическим лицом с поставщиком товаров, работ, услуг, предмет которого соответствует целям предоставления средств из федерального бюджета;

г) документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предусмотренные Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (далее — Порядок санкционирования).

Реквизиты документов, указанных в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта, указываются юридическим лицом в платежном поручении на оплату целевых расходов.

В соответствии с Порядком № 23н орган Федерального казначейства осуществляет проверку представленных юридическим лицом — получателем целевых средств платежных поручений на:

а) соответствие текстового назначения платежа платежного поручения направлению расходов целевых средств, указанному в Сведениях по соответствующему коду целевых средств;

б) соответствие указанных в платежном поручении реквизитов (тип, номер, дата) документов-оснований реквизитам документов-оснований, представленных организацией в орган Федерального казначейства вместе с платежным поручением;

в) соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг исходя из документа?

основания текстовому назначению платежа, указанному в платежном поручении;

г) непревышение суммы, указанной в платежном поручении, над суммой остатка целевых средств на лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса и суммой планируемых целевых расходов, указанной в Сведениях по соответствующему коду целевых средств с учетом ранее произведенных кассовых выплат по данному коду целевых средств;

д) соответствие наименования, ИНН, КПП, банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в платежном поручении, наименованию, ИНН, КПП, банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в документе-основании (при его наличии).

В случае осуществления целевых расходов, связанных с реализацией федеральной адресной инвестиционной программы, органом Федерального казначейства дополнительно осуществляется проверка платежного поручения по следующим направлениям:

а) наличие в реквизите «Назначение платежа» платежного поручения кода целевых средств, кода объекта ФАИП исходя из информации, указанной в Сведениях;

б) увязка кода целевых средств с кодом объекта ФАИП при его наличии в реквизите «Назначение платежа» платежного поручения исходя из информации, указанной в Сведениях.

Санкционирование расходов юридических лиц, осуществляемых за счет авансовых платежей

Для осуществления санкционирования целевых расходов, источником финансового обеспечения которых является авансовый платеж, юридическое лицо — получатель авансовых платежей представляет в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения:

а) платежное поручение, оформленное в соответствии с Положением № 383-П, с учетом требований, установленных Положением № 414-П/8н (далее — платежное поручение на оплату авансовых расходов), в котором указаны реквизиты Государственного контракта;

б) договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (договор аренды), заключенный юридическим лицом с поставщиком товаров, работ, услуг (аренды) в рамках исполнения Государственного контракта;

в) договор, заключенный юридическим лицом с соисполнителем, привлекаемым для исполнения Государственного контракта;

г) документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предусмотренные Порядком санкционирования.

Реквизиты документов, указанных в подпунктах «б»—«г», указываются юридическим лицом в платежном поручении на оплату авансовых расходов.

При санкционировании расходов за счет средств авансовых платежей орган Федерального казначейства осуществляет проверку платежных поручений, представленных юридическим лицом — получателем средств авансовых платежей, на:

а) соответствие указанных в платежном поручении реквизитов (тип, номер, дата) документов-оснований реквизитам документов-оснований, представленных организацией в орган Федерального казначейства вместе с платежным поручением;

б) соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг исходя из документа-основания текстовому назначению платежа, указанному в платежном поручении, и предмету Государственного контракта;

д) соответствие наименования, ИНН, КПП, банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в платежном поручении, наименованию, ИНН, КПП, банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в документе-основании (при его наличии).

В случае осуществления расходов за счет средств авансовых платежей по Государственному контракту, заключенному в целях реализации федеральной адресной инвестиционной программы, органом Федерального казначейства дополнительно осуществляется проверка платежного поручения по следующим направлениям:

а) наличие в реквизите «Назначение платежа» платежного поручения кода объекта ФАИП;

б) непревышение суммы, указанной в платежном поручении, над суммой остатка средств по соответствующему коду объекта ФАИП на лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса, открытом юридическому лицу — получателю средств авансовых платежей.

Особенности открытия лицевых счетов филиалам и осуществления санкционирования расходов за счет целевых средств

В случае если целевые средства могут использоваться не только юридическими лицами, но и обособленными подразделениями (филиалами) юридического лица (далее — филиал), то операции с указанными средствами также подлежат учету на лицевых счетах, открытых филиалам в органах Федерального казначейства.

Филиал для открытия ему в органе Федерального казначейства лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса представляет в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения:

а) копию Договора (Соглашения), заверенную главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим целевые средства юридическому лицу, либо заверенную нотариально;

б) ходатайство юридического лица, создавшего филиал, об открытии лицевого счета филиалу, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) данного юридического лица, кроме Заявления и Карточки, в соответствии с требованиями пункта 95 Порядка № 24н.

Для осуществления санкционирования целевых расходов филиала, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, филиал представляет в орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса Сведения, утвержденные юридическим лицом, создавшим филиал, содержащие направления целевых расходов филиала, соответствующие направлениям целевых расходов юридического лица.

При этом в Сведения для осуществления целевых расходов юридическим лицом включаются направления расходов, предусматривающие перечисление целевых средств юридическим лицом филиалу на осуществление расходов, соответствующих целям, указанным в Договоре (Соглашении).

В случае если Сведения для осуществления целевых расходов юридическим лицом, создавшим филиал, утверждены главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставившим целевые средства юридическому лицу, создавшему филиал, без указания целей, на исполнение которых филиалу (филиалам) перечисляются целевые средства, юридическое лицо дополнительно представляет в орган Федерального казначейства Сведения юридического лица, создавшего филиал, сформированные на основании Сведений, утвержденных главным распорядителем средств федерального бюджета, утвержденные данным юридическим лицом.

В указанных Сведениях отражаются суммы целевых расходов юридического лица по соответствующим направлениям расходов без учета целевых расходов его филиалов, а также отдельной строкой — общая сумма, подлежащая перечислению юридическим лицом своим филиалам для осуществления ими целевых расходов, с указанием направления расходов «Перечисление средств обособленным подразделениям» и кода цели «0610».

При этом общая сумма Сведений юридического лица, создавшего филиал, должна соответствовать общей сумме Сведений, утвержденных главным распорядителем средств федерального бюджета.

В случае осуществления филиалом целевых расходов по договору на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенному юридическим лицом — вышестоящей организацией с поставщиком товаров, работ, услуг, указанный договор должен содержать условия оплаты филиалом указанных расходов.

Санкционирование связанных с возмещением произведенных юридическим лицом расходов

В случае возмещения произведенных юридическим лицом (филиалом) расходов (части расходов) за счет целевых средств, если такое возмещение предусмотрено нормативным правовым актом, регулирующим порядок предоставления целевых средств, юридическое лицо (филиал) представляет в орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета Отчет организации о произведенных расходах, порядок формирования и утверждения которого установлен нормативным правовым актом получателя средств федерального бюджета.

При этом в Сведения юридического лица (филиала) включаются направления расходов, предусматривающие возмещение произведенных юридическим лицом (филиалом) расходов за счет целевых средств.

Заключение

В настоящее время Государственной думой во втором чтении принят проект Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в соответствии с которым статья 5 Закона о бюджете будет дополнена положениями, предусматривающими обязанность перечисления средств федерального бюджета, направленных на осуществление отдельных закупок товаров, работ, услуг, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.


Реклама