bool(true)

Бюджет: исполнение и учет

Исполнение бюджета — ключевой аспект финансового управления организации. Он позволяет не только отслеживать фактическое распределение ресурсов, но и оценивать эффективность бюджетного планирования, своевременно выявлять отклонения факта от плана и контролировать целевой расход средств. Также одну из главных ролей в успешной деятельности играет установленный порядок ведения учета.

Опытом своей работы в части исполнения бюджета поделился Константин Михайлович Воробьев, заместитель главы администрации по финансово-экономическим вопросам — начальник финансового отдела администрации Адамовского района Оренбургской области.

Константин Михайлович, как организовано исполнение бюджета района?

Исполнение бюджета муниципального образования Адамовский район в 2024 году осуществлялось с учетом необходимости исполнения задач, поставленных Президентом России, губернатором Оренбургской области и приоритетами социально-экономического развития района.

На какие сегменты делится структура доходов бюджета района?

За 2024 год в доход бюджета района поступило 909,7 млн рублей, что составило 100,6% от годовых бюджетных назначений. Из них налоговые и неналоговые доходы — в сумме 184,8 млн рублей, безвозмездные поступления — в сумме 724,9 млн рублей. Структура доходов бюджета приведена на рисунке 1.

Недоимка в бюджет района по налоговым и неналоговым доходам составила на 1 января 2025 года 16,0 млн рублей. По сравнению с 2023 годом наблюдается снижение на 1,9 млн рублей.

Также в доходы муниципального образования Адамовский район поступает финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы, которая оказывается в форме дотаций, субвенций и иных межбюджетных трансфертов (см. рисунок 2).

Расскажите, пожалуйста, о распределении средств бюджета района?

Расходная часть районного бюджета за 2024 год осуществлена на 99,1%, при плане в 906,6 млн рублей исполнение составило 898,4 млн рублей.

В первоочередном порядке средства бюджета направлялись на выплату заработной платы работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений, приобретение продуктов питания, оплату коммунальных услуг, индексация которых в 2024 году составила 4,9% по сравнению с 2023 годом.

Распределение расходов бюджета отражено на рисунке 3.

Также на территории Адамовского района каждый год реализуется проект «Народный бюджет», основанный на местных инициативах. В 2024 году исполнено шесть проектов на сумму 2,0 млн рублей, из которых районная дотация составила 1,2 млн рублей.

Продолжается реализация проекта школьного инициативного бюджетирования, на реализацию которого ежегодно выделяется 0,5 млн рублей.

Марина Игоревна Якушева, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности, рассказала об особенностях учета в районе.

Современные реалии диктуют необходимость централизации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Марина Игоревна, как проходит (прошла) централизация бухгалтерского учета в районе?

Ведение бюджетного (бухгалтерского) учета с 2018 года осуществляет централизованная бухгалтерия Муниципальное казенное учреждение Адамовского района (МКУ) «Центр бюджетного учета и отчетности» на основании соглашений о передаче полномочий по ведению учета.

На обслуживании в МКУ «Центр бюджетного учета и отчетности» на 1 января 2025 года находится 42 учреждения района: одно муниципальное казенное учреждение, два главных распорядителя бюджетных средств, 24 бюджетных учреждения образования, семь бюджетных учреждений культуры, два автономных учреждения, а также шесть сельских поселений. Штатная численность работников в учреждении 33 человека, из них высшее образование имеют 23 специалиста.

Автоматизация учета хорошо поставлена в вашем регионе?

Рабочее место каждого сотрудника оборудовано компьютерной техникой с доступом в Интернет. Учреждение в достаточном объеме снабжено всей необходимой оргтехникой. Бухгалтерский учет ведется в автоматизированном формате посредством программного обеспечения. Для достижения показателей результативности деятельности учреждение использует справочно-информационные системы.

Есть ли дебиторская и кредиторская задолженности? Какие меры предусмотрены по их сокращению?

На территории района создана «Межведомственная комиссия по вопросам уплаты налогов и сокращения убыточных организаций, по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости взносов в государственные внебюджетные фонды».

Работа комиссии проводится совместно с представителями налоговой инспекции с целью увеличения поступлений налогов в бюджет путем оказания влияния на налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты нарушения налогового законодательства.

Межведомственная комиссия определяет методы взаимодействия с работодателями (приглашение на заседания, переписка, информационные рассылки, прочее), способствующие погашению задолженности по налогам, заслушивает на заседаниях руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения законодательства в части уплаты налогов.

Заседания межведомственной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

В целях организации работы по взысканию задолженности по платежам в местный бюджет, пеней и штрафов по ним разработан План мероприятий («дорожная карта») по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам, являющимся источниками формирования доходов консолидированного бюджета муниципального образования Адамовский район, за исключением платежей, преду­смотренных законодательством о налогах и сборах.

По взысканию задолженности по арендным платежам по договорам аренды земельных участков проводится претензионная работа.

В районе разработан и утвержден план мероприятий («дорожная карта») по недопущению наличия и по ликвидации просроченной кредиторской задолженности муниципального образования Адамовский район. Создана постоянно действующая комиссия по работе с кредиторской задолженностью. Вся кредиторская задолженность по бюджету района текущая, реальная к взысканию, предусмотренная условиями заключенных договоров, контрактов. По состоянию на 1 января 2025 года просроченной кредиторской задолженности за бюджетом муниципального образования Адамовский район нет.

Столкнулись ли вы с трудностями при переходе на электронный документооборот?

Электронный документооборот применяется в учреждениях с внешними контрагентами посредством специальных систем. Это обмен документами с контрагентами и сдача налоговой, статистической отчетности и отчетности в фонды. Система электронного документооборота внедрена очень давно и с успехом применяется в работе. В программном продукте бухгалтерского учета реализован внутренний электронный документооборот. При этом в Графике документооборота к учетной политике предусмотрена возможность электронного и бумажного вариантов документа. Совместно с обслуживающими организациями продолжается работа по внедрению внешнего электронного документооборота с контрагентами.

Как осуществляется контроль за ведением бухгалтерского учета в учреждениях района?

В целях обеспечения точности и полноты документации бюджетного учета, соблюдения требований законодательства, своевременности подготовки достоверной бюджетной отчетности, пре­дотвращения ошибок и искажений, исполнения приказов и распоряжений руководителя учреждения, сохранности имущества в каждом учреждении разработано Положение о внутреннем финансовом контроле. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства России в сфере финансовой деятельности, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, повышение результативности и недопущение нецелевого использования бюджетных средств.

Кроме этого, муниципальная функция по осуществлению внутреннего контроля исполняется администрацией муниципального образования Адамовский район. Контрольно-ревизионная работа осуществляется на основании Положения (регламента) исполнения муниципальных функций по контролю за соблюдением бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и по контролю в отношении закупок для обеспечения нужд муниципального образования Ада­мовский район. Контрольные мероприятия предусматриваются планом на год.

Инвентаризация — один из самых популярных методов внутреннего контроля, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества хозяйствующего субъекта, а также ориентировочную информацию о его состоянии и стоимости. Расскажите, пожалуйста, о методах организации этого процесса в районе?

В каждом учреждении создана инвентаризационная комиссия, разработано Положение об инвентаризационной комиссии, утвержден порядок и график проведения инвентаризации. Кроме плановых инвентаризаций, учреждение может проводить внеплановые сплошные и выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей. Для оформления инвентаризации комиссия применяет формы, утвержденные Методическими указаниями № 52н и № 61н.

Бухгалтерские службы района подготовились к переходу на стандарты учета и отчетности?

С 1 января 2026 года утрачивают силу наши привычные инструкции и вступают в силу пять новых стандартов и отменяется один старый (Федеральные стандарты госсектора). Для обеспечения соответствия требованиям и недопущения нарушений необходимо пересмотреть часть привычных процессов, изучить вводимые изменения и начать подготовку к их внедрению. Пересмотреть и обновить учетную политику, актуализировать рабочий план счетов. На данный момент изучаем нормативно-правовые акты, участвуем в вебинарах, готовим внутренние НПА для ввода в действие с 1 января 2026 года.

№ 12, 2025

×
Новости
С Новым годом!
Изменения в КОСГУ с 2026 года
Нюансы представления формы ЕФС-­1
НИОКР: освобождение от НДС
Перенос отпуска
Тема номера
Готовимся к годовой отчетности: закрытие счетов
Событие
Круглый стол: эстафету принимает Пермь
Казначейство
Размещение информации об учреждениях на официальном сайте BUS.GOV.RU
Новая модель бухгалтерского учета в системе казначейских платежей
Практикум
Резерв по отпускам. Инвентаризация и корректировка
Кто ответит за ошибку?
Технологии
IT-Ассистент главного бухгалтера: трансформация государственного финансового управления
Проблема
Вопросы ремонта
Учет сайта учреждения
Исправляем ошибки
Казначейское сопровождение: перечисление средств субсидии
Обмен опытом
ФМБА России: бухгалтеры повышают квалификацию
Гороскоп
Гороскоп-2026
Производственный календарь на 2026 год
Обмен опытом
Закрытие контрактов прошлых лет
Бюджет: исполнение и учет
Бухгалтер-финансист
Планирование бюджетов: нюансы применения классификации
Налоги
Донастройка налоговой системы
Госзакупки
Односторонний отказ от госконтракта: экстраординарная мера или нормальная практика?
Юридический аспект
Взялся за гуж — не говори, что не дюж
Вопрос — ответ
Вопрос — ответ
Из истории
Календарь как зеркало истории
Информационный продукт «Бюджетный учет» информационного агентства «Бюджет-Медиа»