Минздрав России привел обзор основных нарушений и недостатков1, выявленных совместно с Федеральным казначейством по результатам контрольных мероприятий в рамках ведомственного контроля соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2022 году. Рассмотрим их.
О. Б. Воробьева, аудитор
НМЦК
Согласно части 1 статьи 18 Закона № 44‑ФЗ обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона № 44‑ФЗ.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом № 44‑ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения методов, перечисленных в части 1 статьи 22 Закона № 44‑ФЗ, в том числе метода сопоставимых рыночных цен.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК.
Нарушения и недостатки в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), следующие:
- при определении и обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг без учета сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и финансовых условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (нарушение ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 22 № 44‑ФЗ, например, использовались коммерческие предложения и государственные контракты, содержащие несопоставимые с планируемой закупкой по условиям и срокам поставки гарантийные обязательства);
- при определении и обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставку идентичных и (или) однородных товаров, работ, услуг (нарушение ч. 5 ст. 22 Закона № 44‑ФЗ);
- при определении и обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в неисполненных государственных контрактах (нарушение п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона № 44‑ФЗ);
- при определении и обосновании НМЦК не применяются требования приказов Минздрава России о нормировании от 15 октября 2015 г. № 721, 15 октября 2015 г. № 722, от 29 августа 2017 г. № 577, от 11 мая 2022 г. № 314 (нарушение ст. 19 Закона № 44‑ФЗ);
- при осуществлении закупок медицинских изделий не применяется Порядок определения НМЦК, утвержденный приказом Минздрава России от 15 мая 2020 г. № 450н (далее — Приказ № 450н) (при обосновании НМЦК в расчет включены цены единиц медицинских изделий, для которых установлено государственное регулирование цен, превышающие предельные отпускные цены, зарегистрированные в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия);
- при определении и обосновании НМЦК на поставку лабораторного оборудования, не подлежащего обложению (освобожденного от обложения) НДС, использованы коммерческие предложения, содержащие информацию о цене товара с учетом НДС, что в отдельных случаях повлекло дополнительное расходование средств (нарушение п. 9 Приказа № 450н);
- при определении и обосновании НМЦК на лекарственные препараты не применяется Порядок определения НМЦК, утвержденный приказом Минздрава России от 19 декабря 2019 г. № 1064н (далее — Порядок) (при обосновании НМЦК на лекарственные препараты не используется минимальное значение цены из минимальных цен, рассчитанных с одновременным применением методов, предусмотренных п. 2 Порядка);
- при определении и обосновании НМЦК не используются источники общедоступной информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, что приводит к завышению НМЦК относительно рыночных цен на идентичные товары, работы, услуги (нарушение ч. 18 ст. 22 Закона № 44‑ФЗ).
Исполнение контрактов
Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом № 44‑ФЗ, в том числе (п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ):
- приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
- оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона № 44‑ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
При исполнении контрактов выявлены следующие нарушения:
- осуществление приемки и оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, не соответствующих условиям контрактов, например, не соответствующая модель оборудования, технические параметры оборудования, состав комплектующих, страна происхождения товара, срок гарантийных обязательств (нарушение ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ);
- осуществление приемки и оплаты фактически не поставленных товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг, например, оплачены фактически не выполненные работы по ремонту помещений, по уборке помещений (нарушение ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ);
- изменение существенных условий контрактов в случаях и порядке, не предусмотренных законодательством о контрактной системе, например, увеличение сроков исполнения контрактов по основаниям, не предусмотренным Законом № 44‑ФЗ, изменение цены контракта без определения дополнительного объема работ, замена страны происхождения товара (нарушение ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона № 44‑ФЗ);
- неприменение или некорректное применение мер ответственности к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) за несвоевременное исполнение обязательств по контрактам, а также поставку товара, не соответствующего условиям контрактов, а именно: неверно рассчитаны размеры штрафов по контрактам (завышены/занижены), не осуществлена претензионная работа (нарушение ч. 6, 7, 8 ст. 34 Закона № 44‑ФЗ);
- нарушение сроков приемки и оплаты товаров, работ, услуг, например, отсутствие документов, обязательных для приемки товаров, работ, услуг; отсутствие экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; просрочка оплаты обязательств по контрактам составляет от 2 до 397 дней (нарушение ч. 13.1 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона № 44‑ФЗ);
- допускались случаи длительного (до 380 дней) неиспользования закупленного дорогостоящего оборудования в соответствии с целями закупки, что повлекло уменьшение периода полезного использования поставленного товара (нарушение ст. 12 Закона № 44‑ФЗ).
Ведение реестра контрактов (договоров)
В реестр контрактов, заключенных с заказчиками, включается в том числе информация о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с приложением документа о приемке (подп. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44‑ФЗ, п. 11 постановления Правительства России от 27 января 2022 г. № 60).
При ведении контрактов (договоров) выявлены:
- невключение, несвоевременное включение информации и документов в реестр контрактов (договоров) ЕИС в сфере закупок, включение недостоверной информации (нарушение ст. 103 Закона № 44‑ФЗ, ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223‑ФЗ).
Применение национального режима при осуществлении закупок
При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами России (ч. 1 ст. 14 Закона № 44‑ФЗ).
В ходе проверки было выявлено, что национальный режим не применяется или применяется с нарушением в следующих случаях:
- при применении ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, установленных постановлением Правительства России от 5 февраля 2015 г. № 102;
- при применении запретов допуска товаров, происходящих из иностранных государств, установленных постановлениями Правительства России от 16 ноября 2015 г. № 1236, от 30 апреля 2020 г. № 616;
- при применении ограничений, предусмотренных постановлением Правительства России от 30 ноября 2015 г. № 1289;
- при применении информации об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, утвержденных приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н (нарушение ст. 14 Закона № 44‑ФЗ).
Закупки у СМП
Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона № 44‑ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ), при:
- проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только СМП, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
- осуществлении закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона № 44‑ФЗ.
Правительство России вправе установить особенности участия СМП в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только СМП (ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ).
Нарушение соблюдения требований, касающихся закупок у СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций, отразилось в следующем:
- несоблюдение минимальной доли закупок у СМП (нарушение ч. 1 ст. 30 Закона № 44‑ФЗ и ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ);
- несвоевременная публикация отчетов.
Рекомендации
Исходя из характера выявленных нарушений, допущенных при осуществлении закупок, Минздрав России рекомендовал принять исчерпывающие меры по недопущению вышеуказанных нарушений, усилить контроль за соблюдением норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок, обеспечить:
- при определении и обосновании НМЦК при осуществлении закупок медицинских изделий соблюдение требований Порядка, утвержденного Приказом № 450н;
- при определении и обосновании НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов соблюдение требований Порядка;
- при определении и обосновании НМЦК методом анализа рынка использование информации о ценах товаров, работ, услуг с сопоставимыми с планируемой закупкой коммерческими и (или) финансовыми условиями поставки, в том числе от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставку идентичных (однородных) товаров, работ, услуг;
- осуществление своевременной приемки и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
- незамедлительное применение мер ответственности к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в случае нарушения ими условий и сроков исполнения контрактов;
- осуществление своевременного введения в эксплуатацию и использования поставленных товаров.