25 апреля 2024 года

Письмо Минфина РФ от 1 марта 2010 г. № 03-05-04-02/24

Вопрос: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации часть ФГУП была преобразована в открытые акционерные общества (далее - ОАО), 100 процентов акций которых находятся в федеральной собственности. ОАО используют земельные участки, находящиеся в их собственности, при выполнении работ по государственным контрактам для нужд Министерства обороны Российской Федерации и мобилизационного задания.

   Ранее данные участки предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП и не признавались объектом налогообложения как земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд согласно пп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса.

   Поскольку целевое назначение и использование данных участков не изменилось, возможно ли признать эти участки ограниченными в обороте и не включать в объект обложения земельным налогом, принимая во внимание пп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. ст. 8, 9    Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности"?

   Так как Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, то официальное разъяснение по этому вопросу позволит устранить сложившиеся взаимоисключающие примеры (Письмо Министерства финансов РФ от 14.03.2008 N 03-05-04-02/18; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2008 по делу N А06-1590/2008-13; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.03.2009 N Ф04-1377/2009(1916-А46-26)) в практике налогообложения подобных земельных участков.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о налогообложении земельных участков, используемых акционерными обществами при выполнении работ по государственным контрактам для нужд Министерства обороны Российской Федерации и мобилизационного задания, и сообщает следующее.

   В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

   Согласно п. 2 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов).

   При этом отмечаем, что на основании п. 5 ст. 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

  Из рассматриваемого письма следует, что земельные участки, используемые акционерными обществами при выполнении работ по государственным контрактам для нужд Министерства обороны Российской Федерации и мобилизационного задания, принадлежат этим акционерным обществам на праве собственности.

   Таким образом, если земельные участки принадлежат акционерному обществу на праве собственности, то такие земельные участки, исходя из положения п. 5 ст. 27 Земельного кодекса, не могут рассматриваться как ограниченные в обороте и, следовательно, должны признаваться объектом налогообложения земельным налогом.


Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.Разгулин

Возврат к списку

Реклама