25 апреля 2024 года

Письмо Минфина РФ от 9 декабря 2010 г. № 03-02-07/1-585

Вопрос: "Решением" ВАС РФ от 25.11.2004 N 7448/04 "абз. 7" и "9" Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций (утв. Приказом МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319) признаны не соответствующими "п. 2 ст. 11" Налогового кодекса Российской Федерации и недействующими в части, предписывающей межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам направлять крупнейшим налогоплательщикам Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, и в части признания недействительным ранее выданного Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации применительно к крупнейшим налогоплательщикам, состоящим на учете в инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам не по месту нахождения организации, а также в части, предписывающей межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам направлять крупнейшим налогоплательщикам Уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика применительно к крупнейшим налогоплательщикам, состоящим на учете в инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по месту нахождения организации.

Вместе с тем согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, выданному в апреле 2004 г., ОАО поставлено на учет в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, при этом предыдущее свидетельство, выданное Межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ в октябре 2002 г., было аннулировано.

Таким образом, в настоящее время ОАО не состоит на налоговом учете по месту нахождения организации.

Согласно полученному ОАО уведомлению МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам поручения об истребовании документов (информации) в порядке "ст. 93.1" НК РФ подлежат направлению налоговым органам по месту нахождения организаций, у которых необходимо истребовать документы.

Однако согласно "п. 3 ст. 93.1" НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

Изменений в действующий в настоящее время "Порядок" взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденный Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, не вносилось.

В каком порядке осуществляется истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента): через налоговый орган по месту учета в налоговом органе либо через налоговый орган по месту нахождения лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация)?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения "ст. 93.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с "п. п. 3" и "4 ст. 93.1" Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных "п. 1 ст. 93" Кодекса.

Согласно "п. 1 ст. 83" Кодекса в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту ее нахождения, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с "Особенностями" постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденными Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н на основании "п. 1 ст. 83" Кодекса, постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется также в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам не производится снятие этой организации с учета в налоговом органе по месту ее нахождения и идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный в инспекции ФНС России по месту нахождения организации, не изменяется.

Учитывая изложенное, полагаем, что истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у контрагента или у иного лица, располагающего такими документами (информацией), может осуществляться через налоговый орган, в котором такой контрагент или иное лицо - организация состоит на учете по месту нахождения.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.Разгулин

Возврат к списку

Реклама