XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года

Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2010 г. № 03-05-05-02/80

Письмо Минфина РФ от 9 ноября 2010 г. № 03-05-05-02/80


Вопрос: ООО приобрело в собственность нежилые помещения, находящиеся на первом этаже двухэтажного жилого здания с антресольным этажом. Помещения второго и антресольного этажей находятся в государственной собственности и используются собственником в качестве общежития.

Земельный участок под зданием сформирован до введения в действие Жилищного "кодекса" РФ, в отношении него произведен государственный кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый номер. Право собственности ООО на вышеуказанный земельный участок не оформлено.

В соответствии с "п. 2 ст. 36" Земельного кодекса РФ земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно "ст. 36" Жилищного кодекса РФ и "ст. 16" Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с момента формирования и постановки на кадастровый учет земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

ООО не обращалось с заявлением о выкупе земельного участка в органы государственной власти, обладающие правом предоставления земельных участков, договор купли-продажи земельного участка не заключался, у ООО отсутствуют документы, удостоверяющие его право собственности в отношении земельного участка.

В соответствии с "п. 2.2" Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета ("ч. 2", "3" и "5 ст. 16" Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") и не предполагает принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка ("ч. 4 ст. 16" Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Такое регулирование согласуется с ГК РФ, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него ("п. 2 ст. 8" ГК РФ) и конкретизирующим данное правило "п. 2 ст. 23" Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу которого государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, Конституционный Суд РФ поддержал выводы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда о возникновении права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме в отсутствие каких-либо актов органов власти ("Постановление" Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

В соответствии "п. 1 ст. 388" НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Нужно ли ООО уплачивать земельный налог в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в жилом доме, при отсутствии документа, удостоверяющего такое право, - Свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, а также при отсутствии записи о зарегистрированном праве в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что в соответствии с "Регламентом" Минфина России, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что согласно "п. 1 ст. 388" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со "ст. 389" Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с "п. 1 ст. 131" Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, основанием для уплаты земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок.

Вместе с тем следует иметь в виду, что на основании "ст. 16" Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно "п. 3" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с "п. 1 ст. 92" Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду, а не к жилым помещениям в многоквартирных домах.

Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам "разд. IV" Жилищного кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов ("пп. 2 п. 3 ст. 19" Жилищного кодекса).

Учитывая изложенное, в отношении земельного участка, на котором располагается здание, занимаемое общежитием, не может применяться вышеуказанное положение "ст. 16" Федерального закона N 189-ФЗ.


Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.Разгулин

Возврат к списку

Реклама