25 апреля 2024 года
Регистрация

Письмо Минфина РФ от 3 ноября 2010 г. № 03-07-08/306

Вопрос: О применении НДС в отношении услуг по перевозке товаров и услуг по предоставлению вагонов, оказываемых казахстанской организацией российской организации, в связи с вступлением в силу Таможенного "кодекса" таможенного союза.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке товаров и услуг по предоставлению вагонов, оказываемых казахстанской организацией российской организации, в связи с вступлением в силу Таможенного "кодекса" таможенного союза и сообщает.

Согласно "ст. 2" Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол) взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) производится в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в "ст. 4" Протокола). При этом налоговая база по налогу на добавленную стоимость, ставка налога, порядок его взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) в отношении указанных работ (услуг) определяются в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг), если иное не установлено Протоколом.

На основании положений "ст. 3" Протокола местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров, оказываемых налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, признается территория этого государства.

Таким образом, местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров в рамках таможенного союза и за его пределы, оказываемых российскими организациями, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании норм законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.

"Подпунктами 2" и "3 п. 1 ст. 164" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что при реализации работ (услуг) по перевозке (транспортировке) товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации, выполняемых российскими организациями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), а также работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов. При этом на основании "п. 4 ст. 165" Кодекса указанная ставка налога предоставляется только при наличии документов, предусмотренных данным "пунктом ст. 165" Кодекса, в том числе транспортных (товаросопроводительных) или иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с "пп. 9 п. 1 ст. 164" Кодекса осуществляемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работы (услуги) по перевозке или транспортировке экспортируемых товаров за пределы территории Российской Федерации, стоимость которых указана в перевозочных документах, также облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии, что на перевозочных документах проставлены отметки таможенных органов, указанные в "п. 5 ст. 165" Кодекса и свидетельствующие о перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.

Согласно "п. 1 ст. 2" Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) территория Российской Федерации, территория Республики Беларусь и территория Республики Казахстан составляют единую таможенную территорию таможенного союза. Необходимо отметить, что "Кодексом" не предусмотрен перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по работам (услугам) по перевозке (транспортировке) товаров в рамках единой таможенной территории, в том числе в отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства - члена таможенного союза, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории государства - члена таможенного союза, а также товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза, по которым таможенное оформление не производится, либо на территорию государства, не являющегося государством - членом таможенного союза. В связи с этим по указанным работам (услугам), оказываемым российскими организациями, на основании "п. 3 ст. 164" Кодекса применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.

Что касается осуществляемых российскими организациями работ (услуг) по перевозке (транспортировке) товаров, перемещаемых с территории государства, не являющегося членом таможенного союза, через территорию Российской Федерации на территорию другого государства, не являющегося членом таможенного союза, то указанные работы (услуги) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии таможенного оформления таких товаров в порядке, предусмотренном "ТК" ТС, и при наличии на перевозочных документах соответствующих отметок таможенных органов Российской Федерации, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров.

Относительно применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению вагонов, оказываемых казахстанской организацией российской организации, сообщаем.

Положениями "ст. ст. 1" и "3" Протокола предусмотрено, что местом реализации услуг по аренде, лизингу и предоставлению на иных основаниях транспортных средств, к которым относятся в том числе единицы железнодорожного подвижного состава, признается территория государства - члена таможенного союза, если такие услуги оказываются налогоплательщиком этого государства. Поэтому местом реализации услуг по предоставлению железнодорожных вагонов, оказываемых казахстанской организацией, являющейся налогоплательщиком Республики Казахстан, признается территория Республики Казахстан и указанные услуги являются объектом налогообложения в Республике Казахстан. При этом у российской организации, приобретающей данные услуги, объекта налогообложения в Российской Федерации не возникает.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.Комова

Возврат к списку

Реклама