Практические вопросы эффективности платных услуг

Продолжаем знакомить читателей с темой контроля деятельности, приносящей доход (Начало см. «Практические аспекты контроля платной деятельности» и «Практические аспекты контроля платной деятельности»).

Н. М. Гусева, государственный советник 2 класса, кандидат экономических наук, практик­эксперт

Контроль и анализ эффективности платных услуг

Бюджетные и автономные учреждения обобщают информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах в плане финансово-хозяйственной деятельности (п. 9 Требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н, п. 10 Порядка составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 17 августа 2020 г. № 168н).

Если планировать и исполнять план ФХД неэффективно, возникнет дефицит денежных средств. Поэтому учреждения анализируют свою деятельность, чтобы избежать неточных прогнозов и ошибок.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности поможет учреждению:

  • определить текущее состояние дел;
  • оказать помощь руководителю в принятии управленческих решений;
  • планировать и прогнозировать экономическую эффективность деятельности;
  • контролировать доходы и расходы;
  • выявить дополнительные ресурсы.

Организация анализа деятельности

Чтобы провести анализ ФХД, распределяют между отделами, какую информацию они должны предоставить. Для этого оформляют внутренний документ. Например, сведения с показателями и ответственными подразделениями. Следует назначить ответственных лиц, которые подготовят информацию текущего или предшествующего периода в виде отчета по всем источникам финансирования.

В отчете указывают данные с количественными и стоимостными характеристиками хозяйственных операций, периодом, в который проведены операции, с кодами видов расходов и КОСГУ. Также определяют сроки представления отделами отчетной информации. Например, в последний день месяца. Экономические службы получат отчетные данные финансово-хозяйственной деятельности, чтобы сравнить плановую, фактическую и прогнозную информацию о финансовом состоянии учреждения. Это поможет им определить, по какой деятельности есть проблемы, а где можно взять средства и принять руководителю управленческое решение.

При проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности учитывают все показатели:

  • наличие и движение материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
  • доходы, расходы и отклонения по ним;
  • правильность расчета себестоимости продукции, работ, услуг;
  • результаты деятельности отдельных структурных подразделений по выполненным работам, услугам или реализованной продукции.

Анализ плана ФХД текущего года и прогноза на покрытие расходов предстоящего периода за счет всех источников финансового обеспечения поможет принять решение, какие расходы нужно произвести в любом случае, а от каких можно отказаться.

ПРИМЕР

Распределение информации, которую представляют подразделения.

Бюджетное учреждение анализирует свою деятельность за первое полугодие. В положении о внутреннем контроле установлено, что необходимые сведения о показателях представляют структурные подразделения.

Фактические затраты учреждение делит на:

  • затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги (таблица 1);

Таблица 1

Сведения по основным затратам, которые представляют отделы или службы

№ п/п

Показатель

Детализация показателя

Подразделение, которое
представляет информацию

1.

Содержание персонала

Общее количество оказанных по государственному заданию услуг

Основные подразделения оказания услуг

Количество единиц штатного расписания (за исключением вакансий)

Кадровая служба

Фактические затраты на оплату труда и на начисления на оплату труда

Бухгалтерская служба

2.

Фактические затраты на содержание имущества

ИКТ

Техническая и экономическая службы

Производственное оборудование

Мебель

3.

Приобретение расходных материалов

Количество расходных материалов по типам, группам

Административная хозяйственная служба

Фактическая стоимость материалов по типам, группам

Административная хозяйственная и экономическая службы

4.

Командировочные расходы

Количество командировок

Основные подразделения оказания услуг, кадровая служба

Фактические расходы на командировки

Бухгалтерская служба

5.

Приобретение основных средств

Количество объектов основных средств по группам, типам

Техническая и административная хозяйственная службы

Фактическая стоимость основных средств по группам, видам

Бухгалтерская служба

  • затраты на общехозяйственные нужды (таблица 2).

Таблица 2

Сведения по общехозяйственным затратам, которые представляют отделы или службы

№ п/п

Показатель

Детализация показателя

Подразделение, которое представляет информацию

1.

Фактические затраты на зарплату и на страховые взносы

Количество персонала (по штатному расписанию)

Кадровая служба

Фактические затраты на зарплату и на страховые взносы

Бухгалтерская служба

2.

Иные выплаты (повышение квалификации сотрудников, подписки)

Количественные и стоимостные показатели

Общехозяйственные подразделения, кадровая служба

3.

Командировочные расходы

Количество командировок

Общехозяйственные подразделения, кадровая служба

Фактические расходы на командировки

Бухгалтерская служба

4.

Приобретение объектов основных средств

ИКТ

Техническая и экономическая службы

Иное оборудование

Мебель

Прочее имущество

5.

Приобретение расходных материалов

Количество расходных материалов по типам, группам

Административно­хозяйственная служба

Фактическая стоимость материалов по типам, группам

Административно­хозяйственная и экономическая службы

6.

Услуги связи (по всему учреждению)

Количество аппаратов связи по видам

Техническая служба

Стоимость услуг связи по видам и подразделениям

Бухгалтерская служба

7.

Коммунальные услуги (по всему учреждению)

Количественные показатели по видам коммунальных услуг: электроэнергия; водоснабжение; теплоснабжение

Техническая служба

Стоимость коммунальных услуг

Бухгалтерская служба

Стоимость коммунальных услуг в расчете на 1 кв. м площади помещений

8.

Транспортные расходы (ГСМ, расходы на техобслуживание и ремонт, страхование автомобилей, оплата парковочных мест, оплата транспортного налога)

Количество транспортных средств, количество расходов по каждой единице транспортного средства и доля каждой единицы

Техническая служба

Стоимость транспортных расходов всего по каждому транспортному средству

Бухгалтерская служба

9.

Расходы на аренду

Площадь арендованных помещений

Техническая служба

Арендные платежи

Бухгалтерская служба

Средняя стоимость аренды площадей

10.

Другие налоги

Доля на подразделения, которые непосредственно оказывают услуги

Бухгалтерская служба

Доля, которая приходится на общехозяйственный персонал

В таблицах показано, как распределить нужные показатели, которые представляют ответственные отделы и службы.

Показатели для сравнения

Чтобы учреждению спланировать доходы и затраты на предстоящий период, ему нужно посмотреть и сравнить, как исполнен план ФХД за предыдущие годы.

Экономическая служба использует информацию, которую предоставляют ответственные структурные подразделения. Они готовят детализацию фактических доходов, расходов в количественном и стоимостном выражении по видам услуг (работ), товаров. Плановый реестр стоимостных и количественных показателей представляется на утверждение руководителю.

Контроль доходов

В плане ФХД учреждения отражают показатели по доходам:

  • из бюджетных источников — субсидии на выполнение госзадания, бюджетные инвестиции, субсидии на иные цели;
  • из внебюджетных источников — платные услуги, иная приносящая доход деятельность.

Субсидию, которую учредитель выделяет на выполнение государственного задания, анализируют по поступлениям и выплатам. Анализ проводят в течение года. Например, в апреле 2023 года следует провести анализ показателей плана, который составляли на 1 января 2023 года, и показателей на текущую дату. Сравнить поступления, которые планировали на начало года, с фактическими поступлениями на дату анализа. При этом учитывают график перечисления субсидии, по которому учредитель направляет денежные средства в учреждение. Сумма планируемого расхода должна быть отражена в обоснованиях (расчетах) к плану.

При платной деятельности показатели планируемых поступлений включают в план ФХД. Плановые показатели доходов от платной деятельности бюджетные и автономные учреждения указывают в плане ФХД отдельно от других плановых поступлений. Учреждение рассчитывает планируемые поступления исходя из объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости от реализации.

Плановые показатели должны быть не меньше фактических. Чтобы изменить плановые показатели, анализируют, сколько средств от платной деятельности поступило на счет и сколько запланировали.

При выявлении отклонений устанавливают причину. Так, если план меньше факта — проверяют обоснованность расчета стоимости услуг по плану, правильность учета выручки, которая поступила на лицевые счета и в кассу учреждения, и отсутствие невыясненных платежей.

Контроль расходов

Анализ исполнения плана ФХД поможет:

  • изучить фактические расходы;
  • оценить причины отклонений фактических расходов от плановых;
  • выявить резерв повышения эффективности использования ресурсов;
  • проверить соблюдение установленных норм расходов.

Анализируя расходы, сравнивают направление выплаты с источниками финансирования. Например, учреждение имеет доходы от платной деятельности, но оплачивает расходы на оплату коммунальных услуг за счет средств бюджета.

Выплаты соотносят с показателями хозяйственной деятельности. Так, расходы на оплату коммунальных услуг сравнивают с объемом площади помещения, затраты на фонд оплаты труда — с численностью сотрудников учреждения.

Также оценивают доли выплат в общем объеме. Например, могут обратить внимание на завышенную долю фонда оплаты труда, коммунальных услуг, низкую долю средств на приобретение оборудования. Если разница между расходами значительна, проводят более детальный анализ.

В ходе анализа исполнения учитывают фактические и кассовые расходы учреждения. Затраты, которые отражают фактическое выполнение расходных норм, показывают окончательное исполнение сметы расходов. Например, расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной зарплате, стипендиям.

Данные о кассовых расходах учреждения на каждую конкретную дату берут из Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) и данных бухучета.

При выявлении отклонений устанавливают причину. Например, проверяют правильность расчета среднего заработка, выплату пособий, полноту учета и списания материальных запасов, соответствие фактических расходов топлива нормам расхода.

Оформление результатов

После сравнения плановых и фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения оформляется заключение. В нем отражается финансовое состояние за тот период, который анализировали. Это позволит принять решение, чтобы повысить уровень результативности.

Для того чтобы корректировать план под факт, нужно анализировать план ФХД. Это позволит не превышать общего размера расходов над доходами при изменении объема поступлений и расходов, избегать финансовых трудностей, а руководителю — вовремя принимать управленческие решения.

Периодичность проведения анализа учреждение определяет самостоятельно.


Реклама