.. и «за того парня»

аквариум
Инспекция вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого учреждения, а также информацию относительно конкретной сделки. К сожалению, в законодательстве нет четкого указания на то, какие это документы, поэтому зачастую инспекторы злоупотребляют своими правами.

К.И. Ижевская, 
налоговый консультант


Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), должно исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагает документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). За отказ исполнить требование организации грозит штраф в размере 1000 или 5000 рублей (если правонарушение совершено повторно в течение календарного года) (ст. 129.1, п. 6 ст. 93.1 НК РФ). В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. № 221) доказательствами направления почтовой корреспонденции может являться соответствующая почтовая документация (уведомление о доставке). А вот выписка из книги учета корреспонденции со столбцами: «входящий № документа», «дата регистрации входящего документа» и т. д. не убедит даже судей (постановление ФАС Восточно- Сибирского округа от 23 апреля 2008 г. по делу № А19-15918/07-51-Ф02-1645/08).

Что потребуют
Инспекция вправе потребовать такие документы (постановление ФАС Уральского округа от 19 мая 2008 г. по делу № Ф09-3423/08-С3):
  • договоры;
  • счета-фактуры;
  • товарно-сопроводительные документы;
  • акты приема-передачи товаров и работ;
  • отчеты комиссионера о выполнении договора комиссии;
  • сведения об отражении операций по реализации товаров (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;
  • выписки из книги продаж;
  • подтверждение включения выручки в облагаемый оборот в налоговой декларации по НДС;
  • платежные поручения и иные документы, подтверждающие перечисление НДС в бюджет;
  • сведения о сумме налоговых вычетов, заявленных поставщиком в декларации по НДС;
  • и т. д.
Обратите внимание: инспекция вправе потребовать документы у контрагентов не только о проверяемой организации, но и о взаимоотношениях участников сделки первого и второго уровней (постановление ФАС Поволжского округа от 5 февраля 2008 г. по делу № А49-4731/2007-204А/16). Ведь в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса, если вне рамок проведения проверок у инспекторов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, ревизоры вправе истребовать эту информацию у участников сделки или у других лиц, располагающих информацией о ней. Рассмотрим на примере. Инспекция проверяла организацию N. Поскольку для установления фактического совершения сделок требовалась информация о контрагенте Х, инспекция запросила у организации К сведения о совершении конкретной сделки на поставку товара по счету-фактуре, одной из сторон которой является К, а другой — Х. Организация К требуемые документы не представила. Действия ревизоров судьи признали правомерными и выписали организации К штраф за непредставление документов.


Полную версию материала можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Бюджетный учет". 




Реклама