Первичка на первом месте
#?31416?# Как известно, первичную документацию нужно хранить не менее пяти лет. Отвечает за это руководитель. Однако за испорченные или утерянные документы штраф взыщут не только с него, но и с учреждения в целом. А если оно занимается еще и предпринимательской деятельностью, то помимо штрафных санкций инспекторы могут доначислить налоги.
Э.А. Кипарисов,
юрист
Хотя ответственность за сохранность документов и несет руководитель, обеспечить ее должен главный бухгалтер (п. 6.6 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105, далее — Положение).
При отсутствии документов организации грозит штраф:
- за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Однако в случае утраты документов в результате чрезвычайных обстоятельств организация освобождается от данной ответственности, если ревизоры не докажут, что это произошло по ее вине (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 января 2006 г. по делу № А19-1837/05-24-Ф02-6841/05-С1). Если же бумаги хранились не по правилам, ситуация может измениться;
- за неуплату или неполную уплату налогов (ст. 122 НК РФ);
- за непредставление инспекции документов в установленный срок (ст. 126 НК РФ).
Первичные документы должны содержать (п. 2.5 Положения):
- наименование документа (формы), код формы;
- дату составления;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении);
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
- номер документа;
- название и адрес учреждения;
- основание для совершения хозяйственной операции, зафиксированной документом;
- другие дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых хозяйственных операций.
Полную версию материала можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Бюджетный учет".