Первичка на первом месте

#?31416?# Как известно, первичную документацию нужно хранить не менее пяти лет. Отвечает за это руководитель. Однако за испорченные или утерянные документы штраф взыщут не только с него, но и с учреждения в целом. А если оно занимается еще и предпринимательской деятельностью, то помимо штрафных санкций инспекторы  могут доначислить налоги.

Э.А. Кипарисов, 
юрист


Хотя ответственность за сохранность документов и несет руководитель, обеспечить ее должен главный бухгалтер (п. 6.6 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105, далее — Положение).

При отсутствии документов организации грозит штраф:
  • за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Однако в случае утраты документов в результате чрезвычайных обстоятельств организация освобождается от данной ответственности, если ревизоры не докажут, что это произошло по ее вине (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 января 2006 г. по делу № А19-1837/05-24-Ф02-6841/05-С1). Если же бумаги хранились не по правилам, ситуация может измениться;
  • за неуплату или неполную уплату налогов (ст. 122 НК РФ);
  •  за непредставление инспекции документов в установленный срок (ст. 126 НК РФ).
Реквизиты
Первичные документы должны содержать (п. 2.5 Положения):
  • наименование документа (формы), код формы;
  • дату составления;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении);
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
В необходимых случаях в первичном документе могут быть приведены дополнительные реквизиты:
  • номер документа;
  • название и адрес учреждения;
  • основание для совершения хозяйственной операции, зафиксированной документом;
  • другие дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых хозяйственных операций.
При отсутствии обязательных реквизитов организация рискует нарваться на пересчет налогов (постановление Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 14 февраля 2007 г. по делу № 09АП-17021/06-АК, решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 февраля 2007 г. по делу № А40-72250/06-108-416).


Полную версию материала можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Бюджетный учет". 



Реклама