Ценные бумаги: правила игры
Л.М. Басиева,
заместитель начальника отдела методологии бюджетного учета,
бюджетной отчетности и бюджетной классификации
Департамента бюджетной политики Минфина России
А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
заместитель начальника отдела методологии бюджетного учета,
бюджетной отчетности и бюджетной классификации
Департамента бюджетной политики Минфина России
А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Ценные бумаги делятся на предъявительские, именные, эмиссионные, ордерные. Предъявительскими являются ценные бумаги, которые не содержат имени лица, чьи права они удостоверяют. Поэтому осуществление и переход прав на них не требует идентификации владельца. А вот к именным ценным бумагам обратное требование. Ордерными называются ценные бумаги, выписанные на имя первого приобретателя, который вправе передать ее путем индоссамента (передаточной надписи). Эмиссионной ценной бумагой является любая ценная бумага, в том числе бездокументарная.
Она имеет следующие признаки:
- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению;
- размещается выпусками;
- имеет равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Немного теории
Правовое регулирование учета ценных бумаг в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, органах, организующих исполнение бюджета, бюджетных учреждениях законодательно закреплено в Бюджетном кодексе (ст. 94, 95, 96, 98, 99, 100, 113, 114), Гражданском кодексе, Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, законах от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ и от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, приказе Минфина России от 3 ноября 2006 г. № 395.
Начиная с 2007 года федеральные государственные учреждения могут получать дополнительные доходы от осуществления операций с ранее приобретенными ценными бумагами, если в «Разрешении на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства» (ф. 0510003) предусмотрен данный источник формирования внебюджетных средств, но не вправе приобретать новые (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 12 марта 2007 г. № 02-14-13/539 (42-7.1-15/5.1-93).
Данный порядок сохранился и в этом году. Статья 6 Закона о федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009–2010 годов запрещает федеральным бюджетным учреждениям направлять средства от приносящей доход деятельности как на создание других организаций, покупку ценных бумаг, так и их размещение на депозиты в кредитные организации. Что касается субъектов и муниципальных образований, то органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальных образований целесообразно принимать решения об осуществлении операций со средствами своих бюджетов и внебюджетной деятельности с учетом положения бюджетного законодательства Российской Федерации, то есть аналогично вышеназванным решениям, принимаемым при исполнении федерального бюджета.
Полную версию материала можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Бюджетный учет".