Ценные бумаги: правила игры

Рука с ручкой
Как показывают многочисленные вопросы наших читателей, если на бухгалтерском столе появляется ценная бумага, то непременно возникают трудности. Как их избежать, вы узнаете из статьи.

Л.М. Басиева,
 заместитель начальника отдела методологии бюджетного учета,
бюджетной отчетности и бюджетной классификации
Департамента бюджетной политики Минфина России

А.А. Комлева,
 редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


Ценные бумаги делятся на предъявительские, именные, эмиссионные, ордерные. Предъявительскими являются ценные бумаги, которые не содержат имени лица, чьи права они удостоверяют. Поэтому осуществление и переход прав на них не требует идентификации владельца. А вот к именным ценным бумагам обратное требование. Ордерными называются ценные бумаги, выписанные на имя первого приобретателя, который вправе передать ее путем индоссамента (передаточной надписи). Эмиссионной ценной бумагой является любая ценная бумага, в том числе бездокументарная.

 Она имеет следующие признаки:
  • закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению;
  • размещается выпусками;
  • имеет равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Немного теории
Правовое регулирование учета ценных бумаг в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, органах, организующих исполнение бюджета, бюджетных учреждениях законодательно закреплено в Бюджетном кодексе (ст. 94, 95, 96, 98, 99, 100, 113, 114), Гражданском кодексе, Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, законах от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ и от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, приказе Минфина России от 3 ноября 2006 г. № 395.

Начиная с 2007 года федеральные государственные учреждения могут получать дополнительные доходы от осуществления операций с ранее приобретенными ценными бумагами, если в «Разрешении на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства» (ф. 0510003) предусмотрен данный источник формирования внебюджетных средств, но не вправе приобретать новые (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 12 марта 2007 г. № 02-14-13/539 (42-7.1-15/5.1-93).

Данный порядок сохранился и в этом году. Статья 6 Закона о федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009–2010 годов запрещает федеральным бюджетным учреждениям направлять средства от приносящей доход деятельности как на создание других организаций, покупку ценных бумаг, так и их размещение на депозиты в кредитные организации. Что касается субъектов и муниципальных образований, то органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальных образований целесо­образно принимать решения об осуществлении операций со средствами своих бюджетов и внебюджетной деятельности с учетом положения бюджетного законодательства Российской Федерации, то есть аналогично вышеназванным решениям, принимаемым при исполнении федерального бюджета.

Полную версию материала можно прочитать в сентябрьском номере журнала "Бюджетный учет". 

Реклама