Рассчитываемся с физлицом

Обязанность по отражению любых хозяйственных операций вменена экономическому субъекту Законом № 402-­ФЗ. Детализация применения статей (подстатей) — Порядком № 209н. Какой код КОСГУ необходимо применять при отражении на счетах 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» расчетов по договору ГПХ с физическим лицом — 736(836) или 737(837)?

А. В. КОНДРАТЬЕВА, бухгалтер

Порядок № 209н применяется при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований, в том числе по статье 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ.

Справочно.

КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых сектором государственного управления в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка № 209н).

Согласно пункту 15.3 Порядка № 209н на статью 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ относятся операции по увеличению кредиторской задолженности, включая:

  • 736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;
  • 737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами».

Согласно пункту 16.3 Порядка № 209н на статью 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ относятся операции по уменьшению кредиторской задолженности, включая:

  • 836 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;
  • 837 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами».

Определение контрагента

Как определить правильность применения каждой из подстатей, не нарушая при этом методологии бухгалтерского (бюджетного) учета?

Давайте разберемся, в чем различие физических лиц — производителей товаров, работ, услуг и физических лиц в части расчетов с контрагентами (по договорам гражданско-правового характера (ГПХ))?

Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 23 ГК РФ).

Классификация деятельности граждан утверждена «ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм», утвержденным приказом Росстандарта от 16 октября 2012 г. № 505-ст (далее — ОКОПФ). Классификация институциональных секторов экономики отражена в приложении «В» ОКОПФ.

Согласно ОКОПФ организационно-правовые формы для деятельности граждан включают:

  • индивидуальных предпринимателей;
  • глав крестьянских (фермерских) хозяйств, чья деятельность регулируется правилами, применяемыми для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями;
  • граждан, чья деятельность не является предпринимательской: адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) принят и введен в действие приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст и применяется с целью определения видов экономической деятельности.

Классификацию форм собственности, установленных Конституцией России, возможно определить с применением Общероссийского классификатора форм собственности ОК 027-99.

Применяемая Порядком № 209н терминология обусловлена закреплением данной нормы в части классифицирования институциональных единиц по секторам экономики, урегулированного Изменениями 3/2018 к ОКОПФ, содержащему Классификацию институциональных секторов экономики, утвержденному приказом Росстандарта от 16 октября 2018 г. № 781-ст (далее — КИСЭ).

В соответствии с положениями КИСЭ критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Росстатом по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд (письмо Минфина России от 8 мая 2019 г. № 02-08-10/33580).

Таким образом, при применении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета (КОСГУ) необходимо руководствоваться правовым статусом контрагента.

Например, отражение в учете операций по осуществлению расчетов с индивидуальными предпринимателями осуществляется с применением счетов 736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг» КОСГУ, 836 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг» (письмо Минфина России от 26 апреля 2019 г. № 02-08-10/31392).

Определение организационно-правовой формы контрагента возможно из следующих источников:

  • информационный раздел официального сайта организации (индивидуального предпринимателя, физического лица);
  • нормативная правовая база;
  • договор;
  • справка контрагента о правовом статусе.

Гражданско­-правовые отношения

Договор с физическим лицом учреждения бюджетной сферы могут заключить в рамках законодательства:

  • трудового;
  • гражданского.

Обратите внимание, что если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, к ним применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ).

28_1.png

Отношения между учреждением и физическим лицом по договору ГПХ регулируются Гражданским кодексом — по договору возмездного оказания услуг.

Согласно статье 779 главы 39 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Правила указанной главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных (за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ).

Особенности закупок товаров, работ, услуг формируются согласно статусу учреждения, источнику финансового обеспечения, утвержденного планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, сметой доходов и расходов казенного учреждения, следуя нормам Законов № 44-ФЗ, 223-ФЗ (источник финансового обеспечения средства от приносящей доход деятельности).

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Согласно Инструкции № 157н для учета расчетов за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, вытекающие из условий договоров, применяется счет 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Согласно Порядку № 132н расходы на оплату договора гражданско-правового характера, заключенного с физическим лицом, отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Применяя Классификацию институциональных секторов экономики, расчеты с контрагентами — физическими лицами следует отнести на следующие подстатьи КОСГУ:

  • на подстатью 736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг» КОСГУ относятся операции по осуществлению расчетов с некоммерческими организациями (за исключением бюджетных, автономных учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний), индивидуальными предпринимателями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг, увеличивающие кредиторскую задолженность (п. 15.3.6 Порядка № 209н);
  • на подстатью 737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами» КОСГУ относятся операции по осуществлению расчетов с физическими лицами, увеличивающие кредиторскую задолженность (п. 15.3.7 Порядка № 209н);
  • на подстатью 836 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг» КОСГУ относятся операции по осуществлению расчетов с некоммерческими организациями (за исключением бюджетных, автономных учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний), индивидуальными предпринимателями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг, уменьшающие кредиторскую задолженность (п. 16.3.6 Порядка № 209н);
  • на подстатью 837 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами» КОСГУ относятся операции по осуществлению расчетов с физическими лицами, уменьшающие кредиторскую задолженность (п. 16.3.7 Порядка № 209н).

ПРИМЕР

Бюджетным учреждением заключен гражданско-правовой договор с физическим лицом на сопровождение программного обеспечения. Источник финансового обеспечения — средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 4 109 ХХ 225
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части работ, услуг по содержанию имущества»
Кредит 4 302 25 737
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества по расчетам с физическими лицами»
— начисление вознаграждения физическому лицу;

Дебет 4 109 ХХ 225
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части работ, услуг по содержанию имущества»
Кредит 4 303 07 731, 4 303 08 731, 4 303 10 731, 4 303 11 731
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС по расчетам с участниками бюджетного процесса», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС по расчетам с участниками бюджетного процесса», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии по расчетам с участниками бюджетного процесса», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии по расчетам с участниками бюджетного процесса»
— начисление страховых взносов;

Дебет 4 302 25 837
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества по расчетам с физическими лицами»
Кредит 4 303 01 731
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц по расчетам с участниками бюджетного процесса»
— удержание НДФЛ с налогового агента;

Дебет 4 302 25 837
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества по расчетам с физическими лицами»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление физическому лицу вознаграждения;

Дебет 4 303 01 831
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц по расчетам с участниками бюджетного процесса»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— расчеты с бюджетом на сумму начисленного НДФЛ.

Обратите внимание, что при составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2019 год применяется Порядок № 209н (за исключением отдельных статей).

Административные правонарушения

Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлены статьей 15.15.6 КоАП России.

28_2.png

Нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы России, исполнении бюджетов бюджетной системы России, установлены статьей 15.15.7 КоАП России. При этом нарушение сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств, установленных порядком учета бюджетных и денежных обязательств получателей бюджетных средств, утвержденным финансовым органом во исполнение статьи 219 Бюджетного кодекса, либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство должно рассматриваться в контексте пункта 3 статьи 15.15.7 КоАП России (письмо Минфина России от 2 июля 2019 г. № 02-09-07/48549).

Налогообложение

НДФЛ

При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов. Учреждение предоставляет стандартные налоговые вычеты контрагенту — физическому лицу в рамках договора ГПХ при наличии соответствующего заявления (п. 1, 3 ст. 218 НК РФ).

Налог на прибыль

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитывается имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего целевое финансирование, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами.


Реклама