Вопросы внедрения новых статей и подстатей КОСГУ

Цель настоящей статьи — поделиться проблемными вопросами, с которыми мы столкнулись в централизованной бухгалтерии учреждений здравоохранения Пензенской области во время применения их в учете. В этой статье рассмотрим такие группы и статьи, как «Доходы», а также «Увеличение (уменьшение) дебиторской и кредиторской задолженности».

А. В. ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно­аналитический центр» Минздрава Пензенской области

Как известно, с 1 января 2019 года при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета государственные казенные, бюджетные и автономные учреждения должны учитывать требования Порядков № 209н (с учетом требований письма Минфина России от 29 июня 2018 г. № 02-05-10/45153 (далее — Методические рекомендации)) и № 132н.

КОСГУ Доходы

Статья 120

В применении подстатей к статье 120 «Доходы от собственности» у наших учреждений был только один проблемный вопрос: на какую подстатью КОСГУ относить доходы от права на установку коммуникационного или иного оборудования, например, различных кабелей связи, сотовых вышек? Этот вопрос мы решили в рамках единой типовой учетной политики. Было принято решение об отнесении данного вида доходов на подстатью 129 «Иные доходы от собственности» как наиболее приемлемую для данного случая. Правильность решения впоследствии была подтверждена письмом Минфина России от 12 апреля 2019 г. № 02-05-11/26375, направленным в наш адрес.

Статья 130

В части применения подстатей к статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» возникло несколько вопросов, требующих уточнения, которые, надеемся, в следующих редакциях Порядка № 209н будут скорректированы. В частности, в Порядке № 209н нет указаний на отнесение к подстатьям КОСГУ доходов от реализации готовой продукции, товаров от оказания медицинских услуг женщинам на основании родовых сертификатов. С учетом экономической составляющей данных видов доходов, требований приказов Минфина России по применению плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений нами было принято решение об отнесении данных видов доходов на подстатью 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».

Одной из ошибок наших бюджетных учреждений здравоохранения было применение подстатьи 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет», поскольку данная подстатья применима только для казенных учреждений, так как бюджетные и автономные учреждения не являются администраторами доходов бюджета и практически во всех случаях используют средства от возврата дебиторской задолженности прошлых лет на цели, предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

В приказах Минфина России по применению плана счетов бухгалтерского учета государственных автономных и бюджетных учреждений отсутствует счет 209 36 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет».

Статьи 150 и 160

В части применения подстатей к статьям 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера» и 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера» следует отметить именно те ошибки и сложности, с которыми столкнулись наши учреждения из-за невнимательного прочтения Порядков № 209н и 132н.

Например, отдельные учреждения по-прежнему применяли для поступления благотворительной помощи и пожертвований от физических лиц и коммерческих организаций подстатью 189 «Иные доходы», которая вообще для кассовых поступлений больше не применяется, а необходимо было применять подстатьи 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)» и 165 «Поступления капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».

Еще одна проблема у учреждений возникла с сопоставлением вышеуказанных подстатей со статьями аналитической группы подвида доходов в части структуры номера счета бухгалтерского учета. Какие же были допущены ошибки? По благотворительной помощи применялась статья аналитической группы подвида доходов 180 «Прочие доходы», что неправомерно. Необходимо было применять статью 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера». А вот с доходами бюджетных и автономных учреждений от субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений произошла обратная ситуация. Большинство учреждений сначала применяло статью аналитической группы подвидов доходов 150 «Безвозмездные денежные поступления» к подстатьям 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» и 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», что недопустимо, так как Порядком № 132н определена для этих целей статья 180 «Прочие доходы».

Статья 180

Как ни удивительно, именно статья 180 «Прочие доходы», наряду со статьей 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления», вызвала у учреждений наибольшие сложности.

Первая серьезная проблема возникла с подстатьей 181 «Невыясненные поступления». В Порядке № 209н определено, что на подстатью 181 «Невыясненные поступления» КОСГУ относятся платежи, подлежащие отнесению к невыясненным поступлениям, зачисляемым в бюджеты бюджетной системы России. Но у бюджетных и автономных учреждений существуют временные невыясненные платежи (например, из-за ошибок в платежных реквизитах), которые отражаются на лицевых счетах до их уточнения на соответствующую подстатью КОСГУ (по статьям 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат», 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба», 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера») и в бюджет, естественно, не зачисляются.

Возникает вопрос, по какой подстатье их отражать — 181 «Невыясненные поступления» или 189 «Иные доходы»? В настоящее время, до уточнения Порядка № 209н и разъяснений Минфина России, мы в рамках единой типовой учетной политики приняли решение (для бюджетных и автономных учреждений) о применении для невыясненных поступлений подстатьи 181 «Невыясненные поступления».

Вторая серьезная проблема возникла по вопросам уплаты бюджетными и автономными учреждениями налога на прибыль и НДС. Дело в том, что и в Порядке № 209н в подстатье КОСГУ 189 «Иные доходы», и в Порядке № 132н в статье аналитической группы подвидов доходов 180 «Прочие доходы» сказано только про операции по начислению налогов, но нигде нет ни слова об их уплате. Надеемся, что будут уточнения. На данном этапе оплата налогов у нас производится также по этим статьям и подстатьям (КПД 180 «Прочие доходы» КОСГУ 189 «Иные доходы»), соответственно в планах финансово-хозяйственной деятельности данные платежи отражаются в разделе «Доходы» с минусом.

Третья проблема у учреждений, с которой мы столкнулись, это непонимание в разграничении доходов по видам организаций между подстатьями 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора» и 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления». Суть проблемы в том, что некоторые учреждения до сих пор не понимают разницы между применением статьей КОСГУ. Исходя из Порядка № 209н и Методических рекомендаций к нему делаем вывод, что к организациям сектора государственного управления (подстатья КОСГУ 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления») относятся: органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами России, иные юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством бюджетные полномочия получателя бюджетных средств в части деятельности по бюджетным полномочиям. А к организациям государственного сектора (подстатья КОСГУ 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора») относятся: государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании, корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения.

Статья 190

Основная сложность с применением подстатей статьи 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» возникла в связи с тем, что некоторые учреждения по непонятной причине решили, что принцип отнесения доходов по данной статье (в разрезе видов организаций) такой же, как по статье 180, но это не так. В частности, в статье 180 «Прочие доходы» разграничены доходы от организаций государственного сектора (подстатья КОСГУ 185) и от организаций сектора государственного управления (подстатья КОСГУ 186), а в статье КОСГУ 190 они объединены в подстатьях КОСГУ 191 (поступления текущего характера) и 195 (поступления капитального характера).

Также следует обратить внимание, что по подстатье КОСГУ 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления» отражаются в числе прочих такие безвозмездные поступления, как излишки, выявленные во время проведения инвентаризации, увеличение кадастровой стоимости земельных участков и т. д.

Поступление и выбытие финансовых активов. Увеличение и уменьшение обязательств

Сложность по применению статей 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» возникла в применении подстатей КОСГУ в части разделения их по типам организаций (третья цифра в структуре подстатьи КОСГУ).

Согласно структуре вышеуказанных подстатей КОСГУ в Порядке № 209н разделение на типы организаций следующее:

1. Расчеты с участниками бюджетного процесса.

2. Расчеты с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями.

3. Расчеты с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора.

4. Расчеты с иными нефинансовыми организациями.

5. Расчеты с иными финансовыми организациями.

6. Расчеты с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг.

7. Расчеты с физическими лицами.

8. Расчеты с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств.

9. Расчеты с нерезидентами.

Организации по признакам 8 и 9 у нас в здравоохранении не встречаются (с ними нет расчетов). Безусловно, мы не будем перечислять все типы организаций. Отметим только те, про которые «забыли» наши подведомственные учреждения или неправильно их относили. В частности, необходимо отметить отдельные типы организаций:

  • государственные (муниципальные) казенные учреждения (тип 1);
  • государственные внебюджетные фонды (тип 1);
  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия (тип 3);
  • государственные корпорации (тип 3);
  • кредитные организации коммерческого сектора (тип 5);
  • страховые компании (тип 5);
  • автономные некоммерческие (негосударственные) организации и партнерства (тип 6);
  • индивидуальные предприниматели (тип 6);
  • другие самозанятые граждане, например, нотариусы и адвокаты (тип 6);
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и иными самозанятыми гражданами, оказывающие разовые услуги по договорам гражданско-правового характера (тип 7).

Также отметим, что по некоторым счетам бухгалтерского учета используется только один признак в подстатье КОСГУ. Например, по счетам 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» используется только признак 7 «Расчеты с физическими лицами» (567–667, 737–837 подстатьи КОСГУ соответственно), а по счетам 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» — признак 1 «Расчеты с участниками бюджетного процесса» (731–831 подстатьи КОСГУ).


Реклама