Вопрос-ответ

Каким первичным документом оформляется списание материальных запасов (смесителя) в казенном учреждении?

Согласно статье 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Операция по выбытию нефинансовых активов (материальных запасов) оформляется на основании оправдательных документов. Способ списания материальных запасов следует закрепить в учетной политике.

Согласно решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, Методическим рекомендациям № 52н для оформления операции по выбытию (списанию) материальных запасов (смесителя) в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения применяется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) (далее — Акт о списании (ф. 0504230)).

Акт о списании (ф. 0504230) составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения.

В случае наличия иных документов, связанных с выбытием смесителя и утвержденных руководителем учреждения, они прилагаются к Акту о списании (ф. 0504230). Например, заключение экспертной комиссии (совета).

Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

Возврат суммы дебиторской задолженности по соцстраху прошлых лет поступил в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов по данному виду поступлений. Какими бухгалтерскими записями его отразить?

Поступление в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет, по нашему мнению, может быть отражено с применением счета 0 209 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» по аналогии с пунктом 86 Инструкции № 162н. Дебиторская задолженность прошлых лет по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отражена у учреждения на счете 0 303 02 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Задолженность, учтенную на данном счете, необходимо перенести на счет 0 209 36 000 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет».

Отметим, что пунктом 2 Инструкции № 162н определено, что при отсутствии в Инструкции № 162н корреспонденций счетов бюджетного учета по операциям, подлежащим отражению в бюджетном учете, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 162н. Для этого учреждению следует согласовать необходимые корреспонденции в соответствии с требованиями Инструкции № 162н.

Операции по поступлению в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по нашему мнению, следует отразить бухгалтерскими записями:

Дебет 1 209 36 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»
Кредит 1 303 02 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
— перевод дебиторской задолженности прошлых лет по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учтенной по состоянию на начало отчетного периода;

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 209 36 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет»
— отражено зачисление дебиторской задолженности прошлых лет по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в доход бюджета.

Отвечала А. А. Комлева,
шеф-редактор журнала
«Бюджетный учет»,
действительный государственный советник 2 класса

Заключен долгосрочный договор с 1 августа 2018 года по 31 июля 2022 года на право размещения нестационарных торговых объектов.
Платежи поступают в доход бюджета равными долями (по условиям договора) как иные доходы.
При поступлении средств данные доходы отражаются бухгалтерской записью:

Дебет 0 210 02 000
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»
Кредит 0 205 81 000
«Расчеты по невыясненным поступлениям»

В договоре учреждение выступает как уполномоченный орган, а плательщик — как заявитель (не арендатор).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Это правило регулируется статьей 10 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (далее — Закон № 381-ФЗ).
Как правильно отразить в учете начисления иных доходов (от прав на размещение нестационарных торговых объектов) по договору? Будут ли данные поступления учитываться как доходы будущих периодов?

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона № 381-ФЗ нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Предметом договора на право размещения нестационарных торговых объектов может быть возмездное право пользования (аренда), безвозмездное право пользования государственным (муниципальным) имуществом.

Взаимоотношения сторон по возмездному договору предоставления права размещения нестационарных торговых объектов регулируются Гражданским кодексом (гл. 34 «Аренда»).

Регламент приобретения права аренды того или иного государственного (муниципального) имущества определяется нормативными правовыми актами государственных органов (органов местного самоуправления).

Бухгалтерский учет указанных операций осуществляется государственным органом (органом местного самоуправления) согласно нормам СГС «Концептуальные основы», СГС «Аренда», Инструкций № 157н, 162н.

Для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (включая доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода; доходы от операций с объектами аренды (предстоящие доходы от предоставления права пользования активом)), предназначен счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов».

Кроме того, согласно пункту 24 СГС «Аренда» предстоящие доходы от предоставления права пользования активом признаются в сумме арендных платежей за весь срок пользования объектом учета аренды.

Доходы от предоставления права пользования активом признаются доходами текущего финансового года в составе доходов от собственности, обособляемых на соответствующих счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, с одновременным уменьшением предстоящих доходов от предоставления права пользования активом либо равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды, либо в соответствии с установленным договором аренды (имущественного найма) графиком получения арендных платежей (п. 25 СГС «Аренда»).

Согласно положениям Указаний № 65н плата за право на заключение договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта подлежит отражению по кодам бюджетной классификации агрегированного кода классификации доходов бюджетов 000 1 11 09040 00 0000 120 «Прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)» с применением соответствующих подстатей доходов, элементов доходов кода вида доходов бюджетов и кодов подвида доходов бюджетов с указанием в разрядах 1–3 кода классификации доходов бюджетов кода главного администратора доходов бюджета, утвержденного решением о соответствующем бюджете (письмо Минфина России от 12 октября 2018 г. № 02-05-11/73441).

Таким образом, бухгалтер при отражении данной хозяйственной операции сделает следующие записи:

Дебет 0 101 ХХ 310, 0 108 51 310
«Увеличение стоимости недвижимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
Кредит 0 101 ХХ 310, 0 108 51 310
«Увеличение стоимости недвижимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
— внутреннее перемещение объекта в сумме балансовой стоимости переданной в пользование части здания (помещения, земельного участка);

одновременно с отражением на балансовых счетах операций по внутреннему перемещению объекта нефинансового актива (отражению в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) отметки о передаче объекта (его части) в пользование иному правообладателю) на соответствующих забалансовых счетах отражается информация о балансовой стоимостной величине объектов операционной аренды, переданных в пользование:

— увеличение забалансового счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»;

Дебет 0 205 21 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды»
Кредит 0 401 40 121
«Доходы будущих периодов от операционной аренды»
— начисление доходов от предоставления права пользования активом в сумме арендных платежей за весь срок пользования объектом учета аренды;

Дебет 0 401 40 121
«Доходы будущих периодов от операционной аренды»
Кредит 0 401 10 121
«Доходы от операционной аренды»
— признание доходов по операционной аренде (права пользования активом) доходами текущего финансового года.

Отвечала О. Б. Воробьева,
аудитор

Должен ли бухгалтер быть членом инвентаризационной комиссии? Какое должностное лицо (должностные лица) заполняет(-ют) инвентаризационные описи: члены инвентаризационной комиссии или бухгалтер, не являющийся членом инвентаризационной комиссии?

Согласно статье 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства подлежат инвентаризации.

Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным (п. 80 СГС «Концептуальные основы»).

68_2.png

Согласно общим правилам проведения инвентаризации в соответствии с приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Методические указания № 49) персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Поскольку при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета, работники бухгалтерских служб априори задействованы в соответствующей работе при проведении инвентаризации. Например, инвентаризация расчетов (сличение данных бухгалтерского (бюджетного) учета и фактической задолженности контрагентов/учреждения).

Кроме того, участие работников бухгалтерской службы в инвентаризационной комиссии, наделенной полномочиями по инвентаризации финансовых активов и обязательств, является обязательным. Участие бухгалтерской службы в работе комиссии по инвентаризации нефинансовых активов должно обеспечивать предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации (письмо Минфина России от 27 ноября 2014 г. № 02-06-10/60461).

Вопрос, кто конкретно оформляет инвентаризационные описи, решается внутренним локальным актом, как упоминалось выше — приказом (распоряжением) о назначении инвентаризационной комиссии для проведения инвентаризации.

Согласно пункту 2.6 Методических указаний № 49 инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Согласно пункту 3.3 Методических указаний № 49 при выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

При этом строки граф «По данным бухгалтерского учета» заполняются бухгалтером, ответственным за ведение соответствующего участка работы, связанного с учетом товарно-материальных ценностей, подлежащих инвентаризации.

Отвечала С. Н. Иванцова,
консультант

В 2016 году объект основного средства (оборудование) был выведен на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении». В текущем 2018 году выяснилось, что оборудование полностью исправно и работоспособно, вследствие чего принято решение восстановить основное средство в эксплуатации и в балансовом учете. Какими записями отразить операцию восстановления объекта в балансовом учете бюджетного учреждения (амортизация начислена 100 %)?

Минфин России в письме от 21 сентября 2018 г. № 02-07-10/67934 рассмотрел аналогичную ситуацию и указал, что на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, определяющем дальнейшее функциональное назначение указанного объекта как актива, он подлежит восстановлению на балансовом учете.

Согласно положениям пунктов 24 и 25 СГС «Основные средства» восстановление в учете объекта имущества следует отражать по балансовой стоимости и сумме начисленной амортизации такого объекта на дату его выбытия с балансового учета, указанным в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) данного объекта.

В соответствии с Инструкцией № 174н операция восстановления объекта на балансовом учете отражается уменьшением сумм на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» и одновременными бухгалтерскими записями:

Дебет 2 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принято к учету оборудование;

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 104 34 411
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— отражена амортизация, начисленная на стоимость оборудования.

Отвечала Н. П. Нестеренко,
консультант

По каким кодам бюджетной классификации (виды расходов и КОСГУ) должны отражаться расходы муниципального образования на оплату услуг по подвозу питьевой воды на территории, не имеющие центрального водоснабжения?

В целях обеспечения водой потребителей создается сложный многофункциональный процесс системы водоснабжения. Оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, ассенизации, водоотведения, транспортировки воды, другие расходы по оплате коммунальных услуг относятся на подстатью 223 «Коммунальные услуги».

Согласно Указаниям № 65н на эту подстатью в числе прочих относятся расходы на приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, другие аналогичные расходы.

68_3.png

Услуги по подвозу питьевой воды в Указаниях № 65н не поименованы. Однако по своему назначению они направлены на обеспечение питьевой водой потребителя, то есть компенсируют возможности центрального водоснабжения. Следовательно, и расходы на услуги по подвозу питьевой воды правомерно отразить по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье КОСГУ 223 «Коммунальные услуги».

Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

Бюджетное учреждение приобретает колонки для компьютера. По какой статье КОСГУ следует отразить эти расходы?

Согласно нормам СГС «Основные средства», Инструкции № 157н главным критерием отнесения объектов материальных ценностей к основным средствам является срок полезного использования.

К этой группе относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего двенадцать месяцев, независимо от их стоимости (п. 39 Инструкции № 157).

Если предметы используются в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости они относятся к материальным запасам (п. 99 Инструкции № 157н).

68_4.png

Аналогичное требование к объектам основных средств закреплено в пункте 7 СГС «Основные средства» — это являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) является компетенцией получателя бюджетных средств (комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов), принимающего решение по указанному вопросу в соответствии с положениями Инструкции № 157н исходя из предназначения материальных ценностей и порядка их использования (письмо Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 02-07-10/534). Таким образом, комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов вправе принять решение об отнесении колонок для компьютера к соответствующей группе нефинансовых активов (основных средств или материальных запасов) исходя из срока их полезного использования.

Отражение расходов на приобретение колонок для компьютера по соответствующей статье КОСГУ зависит от принятого указанной комиссией учреждения решения:

  • по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ — если они принимаются к учету в составе основных средств;
  • по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ — если объект отнесен к составу материальных запасов.

Отвечала А. В. Кондратьева, бухгалтер

Государственный заказчик — автономное учреждение проводит торги в форме аукциона и в положении о закупке определил срок и порядок заключения договора с победителем торгов. Участник торгов посчитал, что данное положение нарушает его права, и потребовал от заказчика отменить это условие положения о закупке. Имеет ли право государственный заказчик в положении о закупке определять срок и порядок заключения договора с победителем торгов?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ положения данного закона распространяются на автономные учреждения.

На основании пункта 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки.

В силу пункта 6 статьи 448 Гражданского кодекса, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета для автономного учреждения при проведении торгов включить в положение о закупке срок и порядок заключения договора с победителем.

Рассмотрим позицию официальных органов по данному вопросу.

Так, в письме Минэкономразвития России от 26 октября 2015 г. № Д28и-3141 указывается, что в положении о закупке заказчик вправе самостоятельно предусмотреть иные (помимо конкурса, аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанным способом. Кроме того, при проведении торгов в форме аукциона или конкурса в положении о закупке заказчик вправе определить срок и порядок заключения договора с победителем торгов.

Обратите внимание, что судебной практики по данному вопросу не сложилось.

Таким образом, из совокупного анализа вышеприведенных норм и позиции Минэкономразвития России следует вывод, что включение государственным заказчиком в положение о закупке срока и порядка заключения договора с победителем торгов является правомерным.

Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник
Российской Федерации 3 класса

Казенное учреждение — заказчик при проведении открытого конкурса отклонило заявку организации на участие, сославшись на то, что участник не соответствует требованиям. Результаты рассмотрения заявок в установленном порядке внесены в протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Однако впоследствии, до заключения контракта с победителем конкурса, казенное учреждение самостоятельно выявило, что заявка отклонена неправомерно и организация на самом деле соответствовала требованиям к участнику конкурса. Имеет ли право заказчик самостоятельно исправить данную ошибку, внеся изменения в протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе?

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям данного закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

68_5.png

В силу пункта 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, также указанным в конкурсной документации.

На основании пункта 4 статьи 53 Закона № 44-ФЗ результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок.

Исходя из пункта 5 статьи 53 Закона № 44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Как следует из пункта 8 статьи 53 Закона № 44-ФЗ, победителем признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Пунктом 10 статьи 53 Закона № 44-ФЗ определено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок.

Исходя из пункта 14 статьи 53 Закона № 44-ФЗ любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, вправе обжаловать результаты в порядке, установленном данным законом.

На основании пункта 2 статьи 54 Закона № 44-ФЗ контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.

Согласно подпункту 2 пункта 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 23 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлено, что предписание об устранении нарушения законодательства или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с подпунктом 2 пункта 22, подпункта 3 пункта 27 данной статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее это предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.

Анализируя приведенные положения, следует заключить, что Закон № 44-ФЗ устанавливает обязательный порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также заключения контракта по результатам конкурса. Данный порядок не предусматривает возможность самостоятельного изменения заказчиком протокола рассмотрения и оценки заявок, исправления ошибки при рассмотрении заявок на участие в конкурсе.

Закон № 44-ФЗ указывает на право участников конкурса обжаловать результаты конкурса, действия (бездействие) заказчика (как в контрольный орган, так и в суд). При этом контрольный орган в сфере закупок вправе, в том числе, выдать предписание об аннулировании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Возможность заказчика самостоятельно, без обжалования участником конкурса результатов конкурса и/или действий (бездействия) заказчика пересмотреть заявки на участие в конкурсе в Законе № 44-ФЗ не закреплена.

Так, Магаданское управление ФАС России в решении от 10 марта 2015 г. № 04-30/14-2015 указало, что действующим законодательством не предусмотрено право аукционной комиссии на отмену принятого решения.

Данный вывод по аналогии применим и в отношении рассматриваемой ситуации.

Таким образом, заказчик не вправе самостоятельно исправить данную ошибку, внеся изменения в протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник
Российской Федерации 3 класса

По решению уполномоченного учредителем органа государственного бюджетного учреждения расторгнут трудовой договор с руководителем указанного учреждения в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса. По мнению руководителя учреждения, принятие указанного решения без оснований неправомерно. Так ли это?

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса все работодатели (юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На основании статьи 273 Трудового кодекса положения главы 43 этого кодекса распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом статьей 278 Трудового кодекса установлены дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем.

Так, согласно пункту 2 указанной статьи помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Следует отметить, что основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, названные в статье 81 Трудового кодекса, условно можно подразделить на две группы: как связанные с виновными действиями работника, так и не вызванные его противоправным поведением.

На наш взгляд, прекращение трудовых отношений на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса не следует рассматривать как меру ответственности руководителя, поскольку оно не вызвано его виновными действиями (бездействием), а является способом реализации уполномоченным органом / собственником имущества своего права определять способы управления учреждением. В связи с этим не требуется указания в решении оснований, послуживших причиной его принятия.

Как следует из обзора Красноярского краевого суда от 18 сентября 2012 г. «Обзор кассационной и надзорной практики судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда по служебно-трудовым спорам», по смыслу положений пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса в его взаимосвязи со статьей 81 и пунктами 1 и 3 этой статьи, при расторжении трудового договора с руководителем по решению уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица или органа (далее — собственника) не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора. Это означает, что федеральный законодатель не рассматривает расторжение трудового договора по данному основанию в качестве меры юридической ответственности, поскольку исходит из того, что увольнение в этом случае не вызвано противоправным поведением руководителя, в отличие от расторжения трудового договора с руководителем по основаниям, связанным с совершением им виновных действий (бездействия). В связи с этим закрепление в пункте 2 статьи 278 Трудового кодекса права собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая необходимость принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе определять способы управления им единолично или совместно с другими лицами, свободно использовать свое имущество для осуществления экономической деятельности, не запрещенной законодательством.

Таким образом, позиция руководителя учреждения неправомерна, поскольку основание пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса предполагает расторжение трудового договора не в качестве меры юридической ответственности, а как реализацию волеизъявления (усмотрения) учредителя, не связанную с виновными действиями (бездействием) руководителя.

Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник
Российской Федерации 3 класса

Организация компенсирует работникам стоимость отдыха в пансионатах и санаториях России. К авансовому отчету прикладываются следующие документы: обратный талон, договор, квитанция об оплате.
Должна ли организация требовать от работника справку по форме № 070/у-04 для получения путевки в целях применения пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса?

Согласно пункту 9 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории России, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории России. Эти путевки предоставляются за счет средств:

  • организаций, если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Налоговым кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении базы по налогу на прибыль;
  • бюджетов бюджетной системы России;
  • религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций, одной из целей деятельности которых в соответствии с учредительными документами является деятельность по социальной поддержке и защите граждан, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • получаемых от деятельности, в отношении которой организации применяют специальные налоговые режимы.
68_6.png

Указанной нормой также определено, что в целях главы 23 Налогового кодекса к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Приведенная норма не устанавливает перечень документов, подтверждающих правомерность освобождения соответствующих доходов от налогообложения НДФЛ.

Так, в письме Минфина России от 19 сентября 2014 г. № 03-04-06/46990 разъясняется, что документами, подтверждающими обоснованность освобождения от обложения НДФЛ сумм оплаты организацией путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, являются договор, заключенный с санаторно-курортной или оздоровительной организацией, а также платежные документы, подтверждающие целевое назначение указанной оплаты.

Исходя из конструкции нормы пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса необходимым условием для освобождения от налогообложения НДФЛ дохода в виде суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам стоимости путевок является оказание по этим путевкам услуг санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории России, за счет источников, приведенных в указанной норме.

С 9 марта 2015 года действует форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», утвержденная приложением 11 к приказу Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 834н. До указанной даты действовала форма № 070/у-04 «Справка для получения путевки», утвержденная приложением 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256. Справка по форме № 070/у не дает права на санаторно-курортное лечение, а справка по форме № 070/у-04 не дает права поступления в санаторий или на амбулаторно-курортное лечение, на что прямо указывается в данных формах. Следовательно, исходя из вышеизложенного справка для получения путевки не может являться документом, подтверждающим заключение договора и оказание услуг санаторно-курортными и оздоровительными организациями. Таким образом, наличие либо отсутствие данной справки не может оказать влияние на возможность применения пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса.

Отвечал Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник
Российской Федерации 3 класса


Реклама