Порядок проведения инвентаризации в 2018 году

В связи со вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета порядок проведения инвентаризации и ее цели поменялись. В статье мы рассмотрим общие правила проведения этой процедуры, а также особенности отражения результатов инвентаризации в учете учреждений государственного сектора.

А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России

Документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации в учреждениях государственного сектора, можно разбить на несколько уровней.

На первом уровне регулирования следует поместить Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно пункту 3 статьи 11 этого закона случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами. Таким образом, документом регулирования инвентаризации в учреждении также будет учетная политика.

На втором уровне регулирования — СГС «Концептуальные основы». Пункт 81 этого документа устанавливает случаи обязательного проведения инвентаризации:

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

Обратите внимание, что случай проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности в этом документе не поименован. Обязательность ее проведения перед составлением годовой отчетности определена:

  • пунктом 9 Инструкции № 33н — для бюджетных и автономных учреждений;
  • пунктом 7 Инструкции № 191н — для казенных учреждений.

Порядок проведения инвентаризации согласно приведенным документам также следует прописать в учетной политике.

На третьем уровне регулирования расположен приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, утверждающий Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее — Методические указания № 49), положения которого согласно пункту 1.1 распространяются на организации, в том числе основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

Обратите внимание: пункты 1.5 и 1.6 Методических указаний № 49 устанавливают дополнительные случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным:

  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
  • при коллективной (бригадной) материальной ответственности — в трех случаях:
  • при смене руководителя коллектива (бригадира);
  • при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов;
  • по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Пункт 1.5 Методических указаний № 49 устанавливает допущения, которые учреждение вправе применить при проведении годовой инвентаризации.

Документом четвертого уровня, устанавливающим порядок проведения инвентаризации, является учетная политика учреждения. Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций № 49 в учетной политике учреждение вправе предусмотреть количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них.

Обратите внимание на порядок регистрации результатов инвентаризации в отчетности. Согласно пункту 82 СГС «Концептуальные основы»:

  • результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете отчетности того периода, в котором была закончена инвентаризация;
  • результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой отчетности, отражаются в годовой отчетности.

При выявлении отклонений с данными бухгалтерского учета, а также при наличии объектов учета, по которым установлено их несоответствие условиям признания актива, заполняется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (далее — Ведомость расхождений (ф. 0504092)). Этот документ составляется в целях обобщения информации о расхождениях, установленных в ходе инвентаризации.

Результаты инвентаризации оформляются Актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения.

При заполнении инвентаризационных документов следует обратить внимание на пункт 2.9 Методических указаний № 49, согласно которому инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Но при этом исправление ошибок в описях производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Формирование инвентаризационной комиссии

Согласно пункту 2.2 Методических указаний № 49 для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Согласно пункту 2.3 Методических указаний № 49 в состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). Однако, по мнению Минфина России, выраженному в письме от 27 ноября 2014 г. № 02-06-10/60461, участие бухгалтерской службы в работе комиссии по инвентаризации нефинансовых активов должно обеспечивать предоставление информации, необходимой для проведения инвентаризации, а поэтому является обязательным.

20_1.png

При формировании инвентаризационной комиссии следует учитывать положения пункта 2.3 Методических указаний № 49, согласно которому отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Поэтому если член комиссии в период проведения инвентаризации «ушел на больничный» и у руководителя учреждения есть опасения, что до окончания срока проведения инвентаризации сотрудник не вернется к своим рабочим обязанностям, целесообразно внести изменения в состав инвентаризационной комиссии, чтобы впоследствии не было необходимости доказывать проверяющим органам, что инвентаризация была проведена, несмотря на то, что один или несколько членов комиссии во время ее проведения не могли участвовать в работе комиссии.

Обратите внимание на положения письма Минфина России от 23 декабря 2016 г. № 02-07-10/77499, согласно которому проведение инвентаризации имущества путем видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества не препятствует достижению установленных целей инвентаризации.

Приказ и результаты инвентаризации

Согласно пункту 2.3 Методических указаний № 49 для проведения инвентаризации руководителем издается приказ. Обязательная форма данного приказа в законодательстве по бюджетному учету не установлена. Учреждение может:

  • разработать форму приказа самостоятельно;
  • использовать типовую форму № ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации», утвержденную постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (далее — постановление № 88).

Такой приказ учреждение регистрирует в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Больше не актив

В связи со вступлением в силу в учреждениях государственного сектора федеральных стандартов учета на комиссию по инвентаризации возлагается новая функция. Если раньше (до 2017 года) основными целями проведения инвентаризации были выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств (п. 1.4 Методических рекомендаций № 49), то с 1 января 2018 года, в соответствии с требованиями СГС «Концептуальные основы», дополнительной целью при проведении инвентаризации также будет являться оценка степени использования активов (вовлеченности в хозяйственный оборот).

Согласно пункту 36 СГС «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета и формирования отчетности активом признается имущество учреждения, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее (или находящееся в пользовании), контролируемое им и от использования которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Таким образом, не любое имущество учреждения является активом, а только то, которое приносит или способно в будущем приносить учреждению экономические выгоды или полезный потенциал.

По определению пункта 38 СГС «Концептуальные основы», экономическими выгодами, заключенными в активе, являются поступления денежных средств или их эквивалентов учреждению или в бюджеты бюджетной системы, возникающие при использовании актива самостоятельно либо совместно с другими активами. А согласно пункту 37 СГС «Концептуальные основы» под полезным потенциалом, заключенным в активе, понимается его пригодность для:

  • использования в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения самостоятельно или совместно с другими активами;
  • обмена на другие активы;
  • погашения обязательств, принятых учреждением.

В соответствии с пунктом 47 СГС «Концептуальные основы» актив признается на балансе при одновременном выполнении трех условий:

  • есть определение объекта бухгалтерского учета в федеральном стандарте или ином нормативном правовом акте, регулирующем ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности;
  • учреждение использует актив в деятельности (получает от него экономические выгоды или полезный потенциал), или у учреждения есть уверенность в будущем повышении полезного потенциала либо увеличении экономических выгод, связанных с признаваемым объектом бухгалтерского учета;
  • стоимость объекта бухгалтерского учета возможно оценить (кроме случаев, установленных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности).

При этом если на отчетную дату выявлено прекращение выполнения хотя бы одного из перечисленных условий, то объект прекращает признаваться на балансе (выбывает с балансового учета).

В соответствии с пунктом 77 СГС «Концептуальные основы» под понятием «обозримое будущее» определяется период не менее четырех лет, начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская отчетность.

Таким образом, если актив временно не используется в деятельности учреждения (например, по причине консервации, простоя, ремонта и т. п.), но учреждение планирует использовать его в будущем (в плановом периоде), такая ситуация должна быть отражена в результатах инвентаризации, и такой объект продолжает считаться активом и отражаться на балансовых счетах. Однако если у учреждения нет уверенности, что в будущем (плановом периоде) данный объект будет приносить экономические выгоды или полезный потенциал, он подлежит списанию с баланса. Результат такого решения отражается при заполнении Инвентаризационной описи (ф. 0504087):

  • в графе 8 «Статус объекта учета» указывается информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и степени вовлеченности в хозяйственный оборот;
  • в графе 9 «Целевая функция актива» указывается информация о возможных способах вовлечения объектов в хозяйственный оборот в будущем, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности — о способах выбытия объекта.

Графа 8. «Статус объекта учета»

Графа 9. «Целевая функция актива»

Для объектов основных средств (0 101 00 000)

В эксплуатации

Эксплуатация

Требуется ремонт

Подлежит вводу в эксплуатацию

Находится на консервации

Планируется ремонт

Не введен в эксплуатацию

Консервация

Не соответствует требованиям эксплуатации

Дооснащение (дооборудование)

Для материальных запасов (0 105 00 000)

В запасе для использования

Использовать

В запасе на хранении

Продолжить хранение

Ненадлежащего качества

Ремонт

Поврежден

Списание

Истек срок хранения

Для объектов незавершенного строительства (0 106 00 000)

Строительство (приобретение) ведется

Завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения)

Строительство приостановлено без консервации

Консервация объекта незавершенного строительства

Объект законсервирован

Приватизация (продажа) объекта незавершенного строительства

Передается в собственность иному публично­правовому образованию

Передача другим субъектам хозяйственной деятельности

Порядок заполнения Инвентаризационной описи (ф. 0504087), предусмотренный Методическими рекомендациями № 52н, предлагает следующие статусы для различных объектов нефинансовых активов:

Учреждению при этом предоставляется право при формировании своей учетной политики:

  • определять способ указания статуса объекта учета по его наименованию или коду;
  • предусмотреть дополнительные статусы для объектов учета.

Кроме этого при заполнении графы 19 «Примечание» инвентаризационной комиссии требуется указать информацию о причинах (основаниях) изменения статуса или целевой функции с момента предыдущей инвентаризации.

При проведении инвентаризации комиссии также следует обратить внимание, что Ведомость расхождений (ф. 0504092) теперь заполняется также при выявлении объектов учета, по которым установлено их несоответствие условиям признания актива. Таким образом, даже если при инвентаризации комиссия не выявит излишки или недостачи, но выявит объекты, утратившие условия признания актива, Ведомость расхождений (ф. 0504092) необходимо заполнить и приложить к Акту о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

В соответствии с пунктом 335 Инструкции № 157н для учета материальных ценностей учреждения, не соответствующих критериям активов, предусмотрен забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении». Методическими указаниями по применению СГС «Основные средства», доведенными письмом Минфина России от 15 декабря 2017 г. № 02-07-07/84237, предлагается при формировании учетной политики предусмотреть методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах, например:

  • по остаточной стоимости (при наличии);
  • в условной оценке «один объект — один рубль» при полной амортизации объекта (при нулевой остаточной стоимости).

Этим же документом предполагается, что решение о списании объектов основных средств с баланса могут принять:

комиссия по поступлению и выбытию активов — с составлением Акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) (далее — Акт о списании (ф. 0504104)), в котором должно быть основание для принятия решения о прекращении использования объекта основных средств;

инвентаризационная комиссия — с составлением Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который служит основанием для выбытия основного средства с баланса. При этом на основании принятых комиссией решений бухгалтерией составляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833), в которой отражаются бухгалтерские записи по выбытию основных средств с баланса с одновременным отражением информации об указанных объектах имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении».

Согласно пункту 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов. Таким образом, если составы комиссии по поступлению и выбытию активов и инвентаризационной комиссии совпадают, отражение в бухгалтерском учете списания с баланса на основании Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) не вызовет вопросов со стороны проверяющих органов. Однако если составы комиссий разные, учреждению следует быть готовым отстаивать свою позицию по указанному вопросу.

ПРИМЕР 1

При проведении инвентаризации в учреждении было выявлено коммуникационное оборудование, необходимое для выполнения государственного задания, балансовой стоимостью 120 000 рублей, вышедшее из строя. Согласно данным бюджетного учета сумма начисленной амортизации составляла 100 000 рублей. Комиссия по инвентаризации, получив обоснования ответственного лица, пришла к выводу, что планировать ремонт оборудования нецелесообразно, и отразила в результатах инвентаризации утрату условий признания актива. Бухгалтер, на основании утвержденного руководителем Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835), составил записи:

Дебет 4 104 34 411
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— списание с балансового учета коммуникационного оборудования, утратившего условия признания актива в сумме 100 000 руб.;

Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— списание остаточной стоимости оборудования в сумме 20 000 (120 000 — 100 000) руб.;
Увеличение забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении»
— отражение списанного оборудования на забалансовом счете в сумме 20 000 руб.

При принятии решения о списании учреждениям нужно помнить о необходимости согласования распоряжением имуществом в отдельных случаях, установленных законодательством. В соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса:

  • бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом;
  • автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
  • казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
20_2.png

Обратите внимание, что, по мнению Минфина России, выраженному в письмах от 21 сентября 2018 г. № 02-07-10/67934 (далее — письмо № 02-07-10/67934) и 02-07-10/67931, определение способа ведения бухгалтерского учета относится к исключительной компетенции субъекта учета, не является распоряжением имуществом и не требует согласования с собственником.

Таким образом, сам перевод объекта на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» не является распоряжением имуществом и не требует согласования с собственником. Однако согласования с собственником требует физическое выбытие — утилизация, уничтожение, демонтаж, разборка, продажа, безвозмездная передача и т. п.

Если при рассмотрении решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о списании имущества в отношении объекта (в том числе недвижимого имущества, а также особо ценного движимого имущества), который для учреждения не является активом, собственником (уполномоченным государственным органом) принято решение, определяющее дальнейшее функциональное назначение указанного объекта как актива, то такой объект подлежит восстановлению на балансовом учете. При этом доначисление амортизации за период нахождения объекта на забалансовом счете не производится.

Справочно.

С 1 января 2018 года материальные ценности, которые не соответствуют критериям активов, не признаются объектами основных средств и до принятия решения об их списании отражаются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение», не включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества для целей налогообложения (письмо Минфина России от 2 апреля 2018 г. № 03-05-05-01/21113).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИМЕРА 1

Предположим, что коммуникационное оборудование является особо ценным движимым имуществом. Учреждение, выявив по результатам инвентаризации утрату условий признания актива, перевело его на забалансовый счет и направило документы учредителю на согласование распоряжением имуществом. Предположим, что учреждению было отказано в распоряжении. Бухгалтер восстановит оборудование на балансе следующими записями:

Уменьшение забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении»
— выбытие объекта с забалансового счета при восстановлении актива на балансе в сумме 20 000 руб.;

Дебет 4 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— восстановление балансовой стоимости по результатам реклассификации в сумме 120 000 руб.;

Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 104 24 411
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
— восстановление начисленной амортизации на балансе в сумме 100 000 руб.

Письмом № 02-07-10/67934 также установлено, что в перечень особо ценного движимого имущества включается имущество, вне зависимости от способа бухгалтерского учета такого имущества (как на балансовых, так и на забалансовых счетах). Изменение способа отражения имущества государственного (муниципального) учреждения в бухгалтерском учете не является основанием для прекращения права собственности на имущество и исключения его из перечня особо ценного движимого имущества.

Внимание!

Не следует переводить на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» основные средства, находящиеся в эксплуатации, даже если срок полезного использования истек и начислена 100-процентная амортизация. Такие объекты до списания следует оставлять на балансовом счете 0 101 00 000 «Основные средства» до получения согласования, если оно требуется в соответствии с законодательством.

В письме Минфина России от 20 сентября 2018 г. № 02-07-08/67685 устанавливается, что до утверждения в установленном порядке решения о списании объекта государственного (муниципального) имущества не допускается в отношении такого объекта имущества:

  • реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании;
  • прекращение учета (выбытие) объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» — при условии, что решение о списании имущества утверждается в отношении объекта, не соответствующего критериям актива и учитываемого на забалансовом учете;
  • прекращение учета (выбытие) объекта основных средств с балансового учета (счета 0 101 00 000 «Основные средства») — при условии, что решение о списании имущества утверждается в отношении объекта, учитываемого в составе активов (при утверждении решения о списании имущества по основаниям его морального устаревания, эксплуатируемого до принятия решения о его списании).

Выявление излишков

Согласно пункту 31 Инструкции № 157н неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении инвентаризаций, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной на дату принятия к бухгалтерскому учету. Определение текущей оценочной стоимости согласно пункту 25 Инструкции № 157н производится комиссией по поступлению и выбытию активов методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.

Внимание!

Согласно пункту 20 статьи 250 Налогового кодекса излишки, выявленные по результатам инвентаризации, относятся к внереализа­ционным доходам.

ПРИМЕР 2

При проведении инвентаризации в бюджетном учреждении выявлены излишки основных средств — забор, не учтенный на балансе. Для определения текущей оценочной стоимости учреждением заключен договор оценки, в результате которого забор был оценен в 93 000 рублей. За оценку учреждение заплатило 2 500 рублей. Забор (металлический, без фундамента) был отнесен учреждением к движимому имуществу. Бухгалтер запишет:

Дебет 2 101 32 310
«Увеличение стоимости нежилых помещений (зданий и сооружений) — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 10 189
«Иные доходы»
— оприходование излишков основных средств (забор), выявленных при инвентаризации, в сумме 93 000 руб.;

Дебет 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начислена задолженность за услуги по оценке в сумме 2 500 руб.[1];

Дебет 2 401 10 189
«Иные доходы»
Кредит 2 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль в сумме 18 600 (93 000 × 20 %) руб.

Обратите внимание: согласно пункту 25 Инструкции № 157н, если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются на балансовых счетах в условной оценке «один объект — один рубль». Однако в таком случае данный показатель нужно будет ежегодно подтверждать, так как после получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансового актива, отраженному на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.

При выявлении излишков по результатам материальных запасов есть особенности. Согласно пункту 5.3 Методических указаний № 49 при выявлении у одного и того же проверяемого лица товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах может быть произведен взаимный зачет излишков и недостач по пересортице. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Взаимный зачет по пересортице производится в исключительных случаях и только по разрешению руководителя учреждения. При проведении такого зачета следует учитывать ряд особенностей:

  • нельзя производить зачет излишков у одного ответственного лица в счет недостач другого лица;
  • нельзя производить зачет в случае, если излишки и недостачи были выявлены при разных инвентаризациях;
  • нельзя производить зачет одного вида материалов материалами другого вида (например, излишками макарон покрывать недостачу колбасы).

ПРИМЕР 3

По результатам инвентаризации у заведующего продуктовым складом в больнице были обнаружены:

недостача макарон «Макфа» — 3 пачки по 500 г;

излишки макарон «Шебекинские» — 5 пачек по 500 г.

Руководитель принял решение произвести зачет по пересортице 3 пачек. Бухгалтер запишет:

Дебет 2 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 10 189
«Иные доходы»
— оприходование излишков продуктов питания, выявленных по результатам инвентаризации (2 пачки макарон «Шебекинские» — по средней рыночной цене на дату инвентаризации).

Обратите внимание, что возможность взаимного зачета излишков и недостач, которые образовались в результате пересортицы, Налоговым кодексом не предусмотрена. Поэтому в налоговом учете следует отдельно признавать излишки и недостачу. Такие положения предусмотрены письмом Минфина России от 23 мая 2016 г. № 03-03-06/1/29309.

Стоимость излишков материалов, как и в случае с основными средствами из предыдущего примера, следует отражать во внереализационных доходах (п. 20 ст. 250 НК РФ).

По выявленным в результате инвентаризации излишкам сотрудник при заполнении инвентаризационных описей объясняет причины расхождений с данными бюджетного учета. В следующем номере будут рассмотрены особенности отражения в учете недостач, выявленных по результатам инвентаризаций, порядок привлечения сотрудника к ответственности, начисления сумм ущерба и их получения, порядок проведения инвентаризации расчетов и особенности списания нереальных к взысканию и просроченных задолженностей, а также порядок применения СГС «Обесценение активов».


[1] Согласно пункту 20 статьи 265 Налогового кодекса иные обоснованные расходы могут считаться внереализационными. По нашему мнению, бюджетное или автономное учреждение может данную сумму признать в уменьшение доходов для целей налогового учета, если оплатит ее за счет собственных доходов — по КФО «2».


Реклама