И снова о доходах

На страницах журнала «Бюджетный учет» тема доходов учреждений государственного сектора звучит нередко. Наши авторы освещают вопросы, возникающие у профессионального сообщества финансистов и бухгалтеров. Методология бухгалтерского (бюджетного) учета с 2019 года предусматривает обязательное применение отдельных федеральных стандартов, в частности СГС «Доходы». Как отразится данное новшество в работе, рассмотрим в статье.

О. Б. Воробьева, аудитор

Доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственников (учредителей) (п. 43 СГС «Концептуальные основы»).

Начиная с 2019 года учреждения государственного сектора экономики в отношении объекта бухгалтерского (бюджетного) учета «доходы» обязаны будут применять СГС «Доходы».

Применение/неприменение указанного стандарта обусловлено классификацией доходов, получаемых учреждениями.

Согласно пункту 7 СГС «Доходы» доход для целей бухгалтерского учета признается в результате свершения фактов хозяйственной жизни (обменных или необменных операций), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена. Признание отдельных учетных групп доходов осуществляется с учетом положений указанного стандарта.

Доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.

Оценка дохода

Доход оценивается субъектом учета в полной сумме ожидаемого поступления экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе (п. 12 СГС «Доходы»). Стандарт предусматривает классификацию доходов в зависимости от совершенных учреждением:

  • обменных операций;
  • необменных операций.

Однако в рамках управленческого учета, при формировании плана ФХД учреждения согласно уставной деятельности доходы могут классифицироваться следующим образом:

  • от оказания услуг (медицинских, полиграфических, консультационных и др.);
  • от совершения работ (установка программных модулей, работ в рамках проведения мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности и др.).

Стандарт дает закрытый перечень доходов, на операции с которыми его действие не распространяется:

  • получение (предоставление) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования;
  • получение доходов от инвестиций в форме дивидендов, объявленных (выплаченных) объектом инвестирования, учитываемых по методу долевого участия;
  • продажа запасов, за исключением товаров, готовой продукции и биологической продукции;
  • продажа основных средств и нематериальных активов;
  • изменение справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств или их выбытие;
  • первоначальное признание биологических активов и биологической продукции и изменение справедливой стоимости биологических активов и биологической продукции;
  • изменение справедливой стоимости других нефинансовых активов;
  • изменение курсов иностранных валют по отношению к рублю.

Доходы от обменных операций

К доходам от обменных операций относятся:

  • доходы от собственности;
  • доходы от реализации.

Доходы от необменных операций

  • доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей;
  • доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование;
  • доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов;
  • доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба;
  • прочие доходы от необменных операций (отдельные виды поступлений от необменных операций с учетом их целевого назначения (условий при передаче активов), исходя из экономического содержания необменных операций согласно бюджетной классификации).

Логическая цепочка применения СГС «Доходы» непосредственно связана с СГС «Аренда» в части операций по доходам от обменных операций от собственности (доходы в виде платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества). Порядок признания и оценки доходов в части доходов, возникающих по договорам аренды (имущественного найма) или договоров безвозмездного пользования, регулируется СГС «Аренда».

Особенности признания отдельных видов доходов

Сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (далее — сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учет сомнительной задолженности осуществляется субъектом учета на забалансовых счетах утвержденного им рабочего плана счетов.

16_1.png

Прекращение признания (выбытия) с балансового (забалансового) учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала.

Если в отношении задолженности по доходам принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, она списывается с балансового (забалансового) учета субъекта учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам).

Прекращение признания (выбытия) с балансового (забалансового) учета безнадежной к взысканию задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательств по оплате задолженности, права на взыскание задолженности и (или) неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала.

Планирование доходов

Расчеты (обоснования) к плану ФХД раздела доходов являются неотъемлемой его частью.

Учреждения государственного сектора формируют планируемые показатели расходов в зависимости от планируемых показателей доходов.

В настоящее время действуют Требования к составлению и утверждению плана ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее — Требования № 81н).

Согласно пункту 8 Требований № 81н табличная часть плана содержит показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения). В соответствии с пунктом 10 Требований № 81н плановые показатели по поступлениям формируются учреждением (подразделением) раздельно по источникам финансового обеспечения.

Процесс планирования доходов (показателей) плана ФХД предусматривает формирование расчетов (обоснований) по планируемым поступлениям от иной приносящей доход деятельности согласно предполагаемым поступлениям сверх установленного государственного задания, от заключения договоров (государственных контрактов) согласно уставной деятельности, добровольных пожертвований сторонних организаций и физических лиц, сдачи имущества в аренду, иных поступлений.

В настоящее время финансовый работник начинает проектировки с формирования расчетов (обоснований) по каждому структурному подразделению (обособленному подразделению) и аккумулирует в единую расчетную таблицу (обоснование) в целом по учреждению.

Требования об обязательном представлении информации расчетов (обоснований) в части отражения показателей доходов начнут применяться при формировании плана ФХД государственного (муниципального) учреждения начиная с 2020 года (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов) (утверждены приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н (далее — Требования № 186н)).

Согласно пункту 17 Требований № 186н обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений формируются на основании расчетов соответствующих доходов с учетом возникшей на начало финансового года задолженности перед учреждением по доходам и полученных на начало текущего финансового года предварительных платежей (авансов) по договорам (контрактам, соглашениям).

Порядок формирования расчетов по доходам отражен в разделе III «Формирование обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат» Требований № 186н.

Отметим, что новые требования к составлению и утверждению плана ФХД государственного (муниципального) учреждения финансовые работники отчасти уже применяют на практике.

Организация контроля

Основная структура бюджета доходов и расходов учреждения определяет основные принципы бюджетного процесса:

  • обоснование целевых показателей;
  • выделение приоритетных статей;
  • соответствие операционных показателей плановым;
  • целевая направленность расходов.

В целях управленческого учета план доходов учреждения может детализироваться до различных уровней, например, по предполагаемым кодам бюджетной классификации, контрагентам, предметам договоров (переходящих договоров), иных, с учетом специфики деятельности и на основе экономической обоснованности и целесообразности.

Проект бюджета по доходам следует формировать в увязке с планированием налогового бюджета по приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации.

Эффективность общего бюджетирования учреждения невозможна без контроля налогового планирования. К нему относятся:

  • сбор информации по перечню налогов, уплачиваемых учреждением, в зависимости от видов осуществляемой (прогнозируемой) деятельности;
  • планируемый показатель налогооблагаемой базы по каждому из налогов (платежей) с учетом планируемых показателей доходов и расходов согласно налоговым регистрам;
  • порядок уплаты налогов согласно налоговому законодательству (сроки уплаты, налоговые ставки, применяемые льготы по каждому из видов налогов);
  • планируемый показатель иных обязательных платежей (пеней, штрафов, связанных с перечислением налогов).
  • Кроме того, обратите внимание, что классификация налогов и обязательных платежей включает (см. таблицу):
  • прямые налоги, в том числе увеличивающие расходы учреждения (налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог);
  • косвенные налоги (НДС, акцизы).

Таблица

Бюджет планирования налогооблагаемой базы, руб.

№ п/п

Наименование налога

План (сумма)

Периодичность платежей

Срок платежей

1

2

3

4

5

1

Налог на добавленную стоимость (НДС)

ХХХ

Ежемесячно

25­е число месяца, следующего за отчетным

2

Налог на прибыль

ХХХ

Ежеквартально

Не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода

3

Транспортный налог

ХХХ

Согласно закону субъекта Российской Федерации

Согласно закону субъекта Российской Федерации

4

Налог на имущество организаций

ХХХ

Согласно закону субъекта Российской Федерации

Согласно закону субъекта Российской Федерации

5

Земельный налог

ХХХ

Согласно закону субъекта Российской Федерации

Согласно закону субъекта Российской Федерации

При этом следует учитывать, что все налоги, уплачиваемые учреждением как юридическим лицом (за исключением платежей юридического лица как налогового агента-работодателя (НДФЛ)), должны быть включены в план доходов и расходов (за исключением косвенных налогов). Отдельным категориям налогоплательщиков установлены специальные пониженные налоговые ставки (особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, установлены статьей 284.1 НК РФ).

16_2.png

Поскольку бюджет налогов (его исполнение) зависит от правильности расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, их увеличение не подразумевает исключительно прогнозную ошибку, поскольку возможно увеличение доходной (налогооблагаемой) базы.

Планирование налогооблагаемой базы позволит также спрогнозировать движение денежных средств учреждения относительно планируемых доходов.

Уменьшение сумм налогов

Уменьшение налогового бремени в учреждении в рамках правового поля возможно за счет надлежащим образом оформленных договоров, в частности:

  • предмета договора;
  • кода вида финансового обеспечения.

Например, предмет хозяйственной операции может быть изложен различно, что, в свою очередь, влечет обоснованность исчисления налогов.

Кроме того, помимо определенных формулировок следует обращать внимание на комплексность сделки. Например, приобретение кондиционера отражено в предмете договора вместе с монтажными работами по его установке либо приобретение товара и работы по установке прописаны в разных договорах.

Раскрытие информации о доходах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Согласно Инструкциям № 191н, 33н к балансу учреждения оформляется Пояснительная записка (ф. 0503160, 0503760), в соответствующих разделах которой раскрывается необходимая информация.

СГС «Концептуальные основы» также предусматривает критерии, предъявляемые к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая пояснения к ней:

  • уместность (релевантность);
  • существенность;
  • достоверное представление;
  • сопоставимость, возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных;
  • своевременность;
  • понятность.

СГС «Доходы» предусматривает раскрытие в Пояснительной записке следующей информации:

  • о положениях учетной политики, устанавливающих особенности признания доходов субъектом учета;
  • о доходах в разрезе групп, подгрупп в зависимости от экономического содержания с обособлением сумм предоставленных льгот (скидок);
  • о доходах от подарков, пожертвований и других безвозмездно полученных ценностей, признанных в текущем отчетном периоде, и характер указанных ценностей;
  • об основных видах безвозмездно полученных услуг (работ);
  • о суммах дебиторской задолженности, признанной по необменным операциям;
  • о суммах изменений доходов будущих периодов по видам доходов;
  • о суммах обязательств по авансовым поступлениям.

Раскрытие информации о доходах следует осуществлять по видам кодов финансового обеспечения.


Реклама