Новации и векторы развития общественных финансов города Москвы

06_1.png

7 ноября 2018 года Департамент финансов Москвы провел семинар, в котором приняли участие представители Минфина России, Федерального казначейства, контрольных органов, а также финансово-экономических и бухгалтерских подразделений органов государственной власти города Москвы.

Открыла семинар министр правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Елена Юрьевна Зяббарова. Она рассказала об актуальных вопросах и новых технологиях развития общественных финансов.


Одно из таких направлений — развитие казначейских технологий. Новые сервисы, которые в минувшем году Департамент финансов предоставил органам исполнительной власти Москвы на площадке столичного электронного бюджета, позволили подписывать в электронном виде сведения о предоставлении субсидий и грантов юридическим лицам из бюджета города, обеспечили возможность поэтапного контроля финансовым органом закупочных процедур, осуществляемых органами власти и государственными учреждениями. В числе последних изменений — усовершенствование (в структурированном виде) порядка учета денежных обязательств, принимаемых казенными учреждениями и органами власти при исполнении контрактов и соглашений. Как отметила Елена Юрьевна, это дало возможность осуществлять в онлайн-режиме мониторинг исполнения государственными заказчиками Москвы заключенных контрактов, получать оперативную информацию о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности.

Расширяется и сфера казначейского сопровождения расходов бюджета. Сегодня Департамент финансов осуществляет индивидуальное сопровождение значимых городских проектов, таких как программа реновации жилищного фонда, программа капитального ремонта многоквартирных домов, программа развития Московского метрополитена.

Имеются серьезные новации в планировании доходов и расходов. Например, создан уникальный инструмент анализа платежей организаций. Он позволяет систематизировать и анализировать сведения о платежах по всем организациям — налогоплательщикам Москвы, в том числе в разрезе администраторов доходов бюджета, муниципальных образований, отдельных групп налогоплательщиков, а также отраслей и секторов экономики города.

В 2018 году был создан и применен при формировании проекта городского бюджета совершенно новый инструмент — управленческий классификатор расходов. Это позволило на ином качественном уровне анализировать изменения структуры расходной части.

Ежегодно в органах исполнительной власти города осуществляется оценка качества финансового менеджмента. Сейчас внедряется новый подход к ее проведению, переводя из разряда рейтингования в механизм управления рисками. Процесс проведения оценки полностью автоматизирован.

Инструментом реализации новаций является использование проектного подхода. Ежегодно Департаментом финансов реализуется 4–5 проектов в финансовой сфере. «Мы не множим число проектов, а реально обеспечиваем их приоритетность», — подчеркнула министр.

Стратегическим направлением является формирование единой для города информационно-финансовой среды, основой которой служит система электронного бюджета.

Важно, что внедряемые новации не являются изолированными. Удалось создать единую информационную среду для работы органов власти и учреждений. В нее погружены абсолютно все процессы планирования и исполнения бюджета, включая формирование и актуализацию государственных программ города, процессы, осуществляемые органами власти в пределах выполнения учредительских функций.

При этом каждая стадия создания или обработки электронных документов в системе сопровождается проактивным контролем качества данных, включая кросс-системные проверки, в том числе с общегородской системой закупок и рядом других. Реализация автоматических камеральных проверок, осуществляемых программными средствами, позволила контролировать достоверность и непротиворечивость финансовых данных на самых ранних этапах.

«Благодаря перечисленным подходам к организации технологических финансовых процессов существенно повышается качество документов. Например, переход в 2017 году всех органов власти и государственных учреждений на модуль сбора отчетности электронного бюджета Москвы позволил снизить на 13 процентов количество версий форм отчетности, представленной органами власти в департамент. По итогам отчетности за 2018 год мы ожидаем еще более качественные результаты», — подчеркнула Елена Юрьевна.

Очередным шагом в развитии этого направления станет усиление проактивного контроля показателей бюджетной отчетности посредством другого компонента электронного бюджета Москвы — «Облачной бухгалтерии». Это позволит исключить возможность представления для программной камеральной проверки отчетности, которая не соответствует данным бюджетного (бухгалтерского) учета.

В завершение своего выступления Елена Юрьевна поздравила всех присутствующих со 100-летием финансовых органов Москвы.

Заместитель министра финансов России Алексей Михайлович Лавров выступил с докладом о ключевых направлениях совершенствования сферы бюджетных правоотношений. Отдельная часть его выступления была посвящена законопроекту о государственном (муниципальном) социальном заказе.

Председатель Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Александрович Двуреченских рассказал о взаимосвязи внешнего и внутреннего государственного контроля.

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Сергей Владимирович Романов в своем докладе затронул вопросы внутреннего финансового контроля и аудита, централизации бухгалтерского (бюджетного) учета, внедрения федеральных стандартов, совершенствования бюджетной классификации.

Далее слушатели семинара разделились на секции по следующим вопросам:

  • централизация бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях в условиях совершенствования методологий и технологий;
  • стандарты бухгалтерского учета;
  • оценка качества финансового менеджмента;
  • взаимодействие с главными администраторами доходов бюджета и учреждениями при прогнозировании доходов бюджета Москвы;
  • совершенствование учредительского контроля;
  • цифровизация государственных финансов;
  • актуальные вопросы в сфере закупок города Москвы;
  • основные направления развития казначейских технологий в городе Москве;
  • особенности учета финансовым органом бюджетных и денежных обязательств, взаимосвязь с системой закупок.

Секция «Централизация бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях в условиях совершенствования методологии и технологий»

06_2.png

Открыла секцию и. о. первого заместителя руководителя Департамента финансов города Москвы Елена Анатольевна Бутахина, задав вектор обсуждения в сторону связи текущих подходов к централизации функции бухгалтерского учета в государственном секторе с прошлым опытом. Она рассказала об имеющейся положительной практике централизации ведения бухгалтерского учета в московских государственных учреждениях образования и здравоохранения до вступления в силу Закона от 8 мая 2010 г. № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а также ряде дискуссионных вопросов, касающихся разграничения полномочий и ответственности при централизации учетных функций.

Кроме того, Елена Анатольевна отметила, что Федеральным казначейством реализуются новые подходы к централизации бухгалтерского учета в федеральных органах исполнительной власти и федеральных казенных учреждениях.

Антон Викторович Дубовик, заместитель руководителя Федерального казначейства, рассказал о целях и задачах централизации учета на федеральном уровне. По его мнению, необходимо провести четкую границу между бухгалтерским учетом и принятием управленческого решения. Бухгалтер не отвечает за соответствие первичных учетных документов, составленных другими лицами, свершившимся хозяйственным операциям.

Плюсы централизации:

  • полная прозрачность деятельности учреждения;
  • аргументированно обоснованное принятие управленческих решений.

В процессе обсуждения выступления Елена Анатольевна отметила, что один из основных вопросов централизации бухгалтерского учета — разграничение ответственности. На эту тему разгорелась дискуссия.

Как отметила Ирина Евграфовна Зайко, заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы, практика административной ответственности при централизации учета только начинает складываться.

Кроме того, Ирина Евграфовна рассказала о взаимосвязи контроля и централизации учета, о внутреннем финансовом контроле и аудите, о его сходстве и отличиях. Она привела статистику ошибок и нарушений в сфере бухгалтерского (бюджетного) учета учреждениями города Москвы.

Александр Викторович Беляков, начальник Управления финансов социальной защиты населения и анализа расходов социальной сферы Департамента финансов города Москвы, рассказал о проекте централизации бухгалтерского учета, к реализации которого приступил Департамент финансов. Созданная в Москве за последние годы единая технологическая платформа ведения бухгалтерского учета государственными учреждениями, единая система сбора и составления бухгалтерской отчетности и еще целый ряд единых технологических решений позволяют переходить на современные методы и подходы к ведению бухгалтерского учета. Основываясь на этом, департаментом запущен пилотный проект по централизации бухгалтерского учета в отраслях ЖКХ, в котором участвуют 27 учреждений ГБУ «Жилищник».

Таким образом, объединив технологические решения с современными методами ведения учета, в том числе путем централизации функций бухгалтерского учета, мы получаем новый качественный уровень бухгалтерского учета и отчетности.

Подводя итог дискуссии, Елена Анатольевна отметила, что подход к централизации учета должен быть взвешенным и ориентированным на результат.

Секция «Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора»

Открыла секцию также Елена Анатольевна Бутахина.

06_3.png

Юлия Михайловна Морозова, начальник отдела методологии отчетности в государственном секторе Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России, рассказала, что совершенствование правил и процедур бухгалтерского учета реализуется через поэтапное внедрение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Они направлены на повышение эффективности бюджетных расходов.

Обязательный характер применения федеральных и отраслевых стандартов в системе регулирования бухгалтерского учета установлен статьей 21 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Тем не менее применяемые с 1 января 2018 года СГС «Аренда» и СГС «Основные средства» вызывают большое количество вопросов у практикующих бухгалтеров.

В 2019 году вступят в действие еще пять стандартов: СГС «Доходы», СГС «Отчет о движении денежных средств», СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», СГС «События после отчетной даты», СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют».

При обсуждении выступления Юлии Михайловны Елена Анатольевна Бутахина отметила, что внедрение стандартов требует дополнительного методического регулирования. В частности, вынесение бухгалтером профессионального суждения с целью отражения фактов хозяйственной жизни в учете потребует, очевидно, привлечения профильных специалистов.

Вячеслав Владимирович Литвинцев, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, рассказал о смысле внедрения федеральных стандартов. Как отметил выступающий, переход на новые стандарты повысит эффективность и результативность бюджетного процесса. Вячеслав Владимирович привел результаты контрольной деятельности, структуру нарушений. Например, 34 процента нарушений составляют нарушения оформления первичных учетных документов.

Юлия Геннадьевна Ермак, начальник Управления сводной бюджетной отчетности, бухгалтерской отчетности учреждений и методического обеспечения бухгалтерского учета Департамента финансов города Москвы, обозначила проблемы внедрения федеральных стандартов на практике.

В рамках перехода на применение федеральных стандартов в городе Москве Методическим советом по вопросам бухгалтерского учета и отчетности был разработан план мероприятий по переходу на федеральные стандарты, согласно которому определено четыре переходных этапа. Одним из этапов является инвентаризация договоров и соглашений в части возможности применения СГС «Аренда», в том числе договоров размещения нестационарных объектов, краткосрочной аренды спортивного инвентаря и других.

Еще одним вопросом, требующим регулирования, как отметила Юлия Геннадьевна, является вопрос применения СГС «Аренда» в отношении договоров безвозмездного пользования, ссудодателем и ссудополучателем по которому выступают государственные учреждения одного публично-правового образования.

В заключение Елена Анатольевна Бутахина отметила, что Департаментом финансов будет продолжена работа по методическому обеспечению внедрения всех стандартов, в том числе конструктивное сотрудничество с Минфином России.

А Юлия Михайловна Морозова обратила внимание, что ввиду многочисленных вопросов по применению данного стандарта будут внесены изменения и дополнения в Методические рекомендации по применению СГС «Аренда».


Реклама