Учет в доме Фемиды
Если не вникать в детали, кажется, что в арбитражном суде – обители правосудия – проблем с законодательством не может быть в принципе. Но, как нам рассказала главный бухгалтер Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Л. И. Коломаева, трудности с проверками бывают и здесь.
– Система арбитражных судов Российской Федерации состоит из 113 учреждений, – ответила Людмила Ивановна на мой вопрос о количестве подведомственных учреждений. – В это число входят Высший Арбитражный Суд, 10 федеральных окружных арбитражных судов, 82 суда субъектов и 20 арбитражных апелляционных судов РФ.
– Апелляционные суды? – с удивлением переспрашиваю я.
– Да, вы не ослышались. Эти ведомства начали создаваться с 2004 года на основании Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 года № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». К сожалению, пока создано лишь 15 из 20 запланированных арбитражных апелляционных судов. Некоторое промедление в реализации закона № 4-ФКЗ связано с не зависящими от Высшего Арбитражного Суда причинами: некоторые администрации регионов не выделили для них здания, еще не подписаны указы Президента РФ о назначении председателей и судей этих судов.
– Людмила Ивановна, в вашем ведении находится довольно много учреждений. Как прошла сдача годовой отчетности по теперь уже устаревшей Инструкции № 70н?
– В соответствии с Приказом Министерства финансов был определен срок сдачи бюджетного отчета за 2005 год – 9 марта 2006 года. За два дня до установленной даты сводный отчет был представлен в Федеральное казначейство в электронном виде, а 9 марта – на бумажных носителях. Боюсь показаться нескромной, но замечаний по отчету у казначеев не было.
Подготовка годового отчета вызвала намного меньше вопросов у бухгалтеров системы и замечаний у отдела учета, отчетности и контроля Высшего Арбитражного Суда, чем при подготовке отчета за девять месяцев 2005 года. Тем не менее из 102 действующих на 1 января 2006 года арбитражных судов только 23 представили годовой отчет в установленный срок и без замечаний. Председателям этих судов были направлены письма с просьбой премировать работников бухгалтерских служб при наличии экономии по фонду оплаты труда.
– Но это был уже годовой отчет. А как прошел отчет за девять месяцев?
– Да, это отдельная тема для разговора. Отчет за девять месяцев 2005 года дался системе арбитражных судов ценой огромных усилий. Бухгалтеры судов и отдела учета, отчетности и контроля нашего управления работали без выходных, сидели все вечера напролет в течение месяца, возникало просто море вопросов. Однако совместными усилиями мы сдали отчет без замечаний. Письмо Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А. А. Иванову по результатам сданного отчета подписано Руководителем Федерального казначейства Т. Г. Нестеренко. Татьяна Геннадиевна просила рассмотреть возможность поощрить специалистов, участвующих в подготовке бюджетной отчетности. Руководство нашего суда, учитывая важность проведенных в судах мероприятий по организации перехода на новый порядок бюджетного учета, сочло возможным поощрить бухгалтерские службы всех арбитражных судов.
– Как вы встретили Инструкцию по бюджетному учету № 25н?
– Этот документ явился усовершенствованной версией Инструкции № 70н, без допущенных в прежней редакции нестыковок с бюджетной классификацией, с уточнением всех ранее не прописанных моментов. По моему мнению, которое совпадает с мнением большинства бухгалтеров системы арбитражных судов, Инструкция № 25н отвечает всем требованиям и удобна для работы. Все хозяйственные операции системы арбитражных судов хорошо вписываются в нее, и никаких дополнений не требуется. Единственная просьба всех бухгалтеров к разработчикам Инструкции – остановитесь, не меняйте ее на следующий год. Пусть люди к ней привыкнут.
– С какими сложностями пришлось столкнуться при переходе на очередной план счетов, введенный Инструкцией № 25н?
– С обновлением счетов сложностей не возникло. Все суды системы перевели остатки на новый план счетов по состоянию на 1 января 2006 года. Операции текущего периода переводили, пользуясь конвертором, разработанным по используемой в бухгалтерии программе, либо сторнировали и заново заводили все операции с начала года. К 7 сентября мы запросили у подведомственных судов справки по переводу остатков по счетам. Уже за неделю до назначенного срока требуемая информация начала активно поступать в Финансово-экономическое управление – и по электронной почте для выгрузки в сводную базу, и на бумажных носителях.
Подобные же справки мы запрашивали и в прошлом году по переводу остатков по счетам на начало года. Оказалось, что такая практика действительно помогает проверять правильность перевода судами остатков по счетам на 1 января.
– «Высший Арбитражный Суд» звучит внушительно и вызывает какое-то робкое чувство почтения даже у тех, кто имеет весь смутное представление о том, что это, собственно, такое. Возможно, поэтому кажется, что и люди там работают другие, которые на досуге размышляют о высоких материях. Что волнует главного бухгалтера Высшего Арбитражного Суда помимо реформирования бюджетного учета?
– Боюсь вас разочаровать и показаться неоригинальной, но меня волнуют те же вопросы, что и любого другого главбуха бюджетной сферы. Сейчас – загруженность подчиненных, которые, осваивая новый учет, вынуждены забросить свои домашние дела. В связи с этим в системе арбитражных судов сменилось много главных бухгалтеров (практически одна пятая), а часть специалистов, достигших пенсионного возраста, ушли, не желая осваивать новый учет. Поэтому приходится готовить новые инструктивные документы по правильному отражению операций в учете.
Низкая заработная плата не вызывает у молодежи желания выполнять эту тяжелую работу. Сложно подобрать специалистов, не столько знающих новый учет (его можно изучить только на практике), сколько вообще желающих эту работу освоить. Поскольку в арбитражных судах нет сотрудников, занимающихся планированием расходов (за исключением самого Высшего Арбитражного Суда), бухгалтеру приходится делать это самому. На него же возложены функции специалистов по вопросам труда и заработной платы. Учитывая сложность задач, стоящих перед бухгалтерскими службами, необходимо поднять статус главного бухгалтера в бюджетной сфере. Ведь он отвечает не только за правильное и своевременное отражение в учете хозяйственных операций, но и за правильность расходования бюджетных средств.
Высший Арбитражный Суд по закону не является администратором доходов. Однако, будучи участником бюджетного процесса, он должен исполнять функции администрирования в части доходов федерального бюджета, возникающих при исполнении сметы расходов. Наиболее ярким примером этого служит дебиторская задолженность прошлого отчетного периода. Бухгалтеров нашей системы беспокоят сложности взаимодействия с территориальными органами казначейства на местах, которые не всегда дают выписки, подтверждающие поступивший доход, и отказываются заключать с судом договор, ссылаясь на то, что Высший Арбитражный Суд не является администратором доходов.
– Почему это происходит?
– Дело в том, что в июне этого года в арбитражные суды было направлено письмо за подписью заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с предложением заключить соглашения по информационному взаимодействию с территориальными органами Федерального казначейства. В нем были прописаны доходы федерального бюджета, относящиеся к исполнению сметы расходов арбитражными судами. Однако не все территориальные органы Федерального казначейства согласились заключить соглашения на основании письма, ссылаясь на то, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по закону не является администратором доходов. Для разрешения возникшей проблемы в сентябре было направлено письмо Руководителю Федерального казначейства Т. Г. Нестеренко с просьбой дать разъяснение по данному вопросу. Ответ пока не получен.
О целевой программе
Не так давно было принято Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 года № 583 «О Федеральной целевой программе «Развитие Судебной системы России» на 2007–2011 годы». Любопытно, что среди основных целей (повышение уровня исполнения судебных актов, повышение доверия к правосудию и пр.) есть пункт об обеспечении открытости и прозрачности правосудия. В рамках его исполнения в системе арбитражных судов появится электронный документооборот в судах, будут созданы веб-сайты. Теперь в Интернете будут размещены сведения о порядке работы судов, назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел.
Финансироваться Программа будет за счет средств федерального бюджета, в паспорте Программы определены объемы ее финансирования на каждый год.
– Арбитражный суд по своей сути является колыбелью закона, но ведь и его кто-то проверяет? Кто имеет на это право?
– Проверку финансово-хозяйственной деятельности Высшего Арбитражного Суда, в частности бухгалтерской службы, ежегодно осуществляет Счетная палата Российской Федерации. Наши подведомственные учреждения контролирует Росфиннадзор.
– Была ли уже проверка по 26-значным счетам?
– Да, в 2006 году Счетная палата Российской Федерации проверяла финансово-хозяйственную деятельность Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации за 2005 год. Сейчас Росфиннадзор проверяет финансово-хозяйственную деятельность арбитражных судов за 2004–2005 годы. Так что проверки проводились как раз по новому плану счетов.
– Неужели и у вас бывают трудности с проверками?
– Разумеется. Чем мы отличаемся от других? Вот, к примеру, недавно поступили акты по 49 судам. Такая глобальная проверка проводится по заданию Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Хотя по плану ревизии должна была осуществляться проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности и исполнения «Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2002–2006 годы», проверяют всю финансово-хозяйственную деятельность.
О начале проверки суд узнает буквально накануне, что очень неудобно, поскольку приходится корректировать графики отпусков бухгалтеров. Возникают трудности при подготовке ответов по представлениям, направленным в адрес Высшего Арбитражного Суда. Все дело в том, что территориальные органы Росфиннадзора не всегда правильно ссылаются на нормативный документ (закон, положение и т. д.), который нарушен. Подчас выходит так, что проверяющие ведут себя не как представители контролирующего органа, а как обладатели карающего меча.
Хотелось бы, чтобы ревизоры вели себя более корректно со своими коллегами, не видели в них априори преступников. Хотя здесь следует отметить, что некоторые представления подготовлены настоящими профессионалами. Примером корректного проведения проверки является работа Счетной палаты Российской Федерации. Но, к сожалению, проверяет она не все суды, а лишь те, которые занесены в план на текущий год.
– Успех работы финансовой службы во многом зависит от коллектива: если он подобран удачно, то главному бухгалтеру не страшна никакая проверка. Подбор сотрудников – дело важное. Какими принципами вы руководствуетесь при приеме на работу?
– Вопросу подбора и расстановки кадров действительно приходится уделять много внимания и времени. Для меня главными критериями при подборе кандидатур являются, конечно же, профессионализм и умение работать с людьми. Последний критерий особенно важен. Ведь за нами система арбитражных судов, и здесь необходимы такие качества, как культура поведения, выдержка, доброжелательность и умение оказать методическую помощь бухгалтерам системы.
– Людмила Ивановна, а помните, какими принципами руководствовался ваш первый начальник?
– Конечно, помню. На самом деле критерии, по которым я сегодня отбираю сотрудников, я переняла именно у своего первого руководителя-наставника. Так что в этом смысле мы с ним очень схожи. «Наши» принципы всегда помогали мне в работе, а я занимаю руководящие должности в финансовых службах более 30 лет. Из них пять лет – я работала заместителем главного бухгалтера – начальником отдела предприятий Государственных материальных резервов Российской Федерации и 15 лет – заместителем начальника Финансово-экономического управления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
– Где вы учились?
– Я закончила политехникум в Торжке, а затем – Московский институт управления имени Орджоникидзе (теперь это Московский государственный университет управления) по специальности «Экономика и организация машиностроительной промышленности».
– Интересно, почему ваш выбор пал именно на профессию бухгалтера?
– На мое решение существенно повлияли родители, которые более 50 лет проработали в системе Госрезервов Российской Федерации в финансовой структуре, и мои педагоги-наставники. Профессия финансиста-бухгалтера позволяет глубоко понять, почувствовать взаимосвязь текущей деятельности всех служб с конечными результатами учреждения.
– Выходит, вы потомственный финансист! Я знаю, что у вас двое детей – сын и дочь. Пошли ли они по вашим стопам?
– К сожалению, нет. Оба выбрали другие специальности. Дочь – инженер-теплотехник, а сын – специалист в области физической культуры и спорта. Но каждый из них приобрел помимо основной специальности экономическое образование. Так что и они в каком-то смысле продолжают нашу семейную традицию.
– Скажите, сидячая работа бухгалтера, должно быть, требует активного отдыха?
– Экстремальными видами спорта я, конечно, не увлекаюсь, но на протяжении всей своей сознательной жизни занимаюсь физической культурой. Очень люблю длительные пешие прогулки и плавание. Одним словом, держу себя в форме.
– Во время прогулок или плавания в бассейне удается отключиться от мыслей об отчетах, проверках и счетах? О чем вы обычно думаете в эти моменты?
– Ну, естественно, во время активного отдыха я стараюсь переключиться на что-то другое, например, часто вспоминаю родные сердцу места, где прошло детство и юность, – Старую Торопу, поселок в Тверской области.
Беседу вела корреспондент "Бюджетного учета" И.В. Заховаева
Наша справка
Людмила Ивановна Коломаева
Закончила школу в поселке Старая Торопа Тверской области. В 1963 году окончила с отличием дневное отделение Торжокского политехникума по специальности «Планирование и учет продовольственных и материальных резервов» и как молодой специалист отработала 3 года на одном из предприятий системы Государственных резервов в городе Серпухове в должности заместителя главного бухгалтера.
В 1970 году окончила вечернее отделение Института управления, получила квалификацию инженера-экономиста и 31 год посвятила системе Госрезерва, занимаясь финансовыми вопросами отрасли.
В 1970 году вышла замуж, с супругом воспитала дочь и сына, которые уже одарили счастливых родителей четырьмя внуками.
В системе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации работает 15 лет, занимается финансовым обеспечением арбитражных судов.