Разберемся с лицензиями
Э. А. Кипарисов,
юрист
Отсутствие у учреждения лицензии влечет за собой множество неприятностей – от приостановления деятельности до ликвидации. Кроме того, возникают проблемы с исчислением и уплатой налогов.
Виды деятельности, на занятие которыми нужно получить разрешение, установлены статьей 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Существуют и другие нормативные акты. К примеру, Законы от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положение о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 499).
«Лицензионный» НДС
От уплаты НДС освобождены:
– множество видов медицинских услуг (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
– услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
– услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
и т.д.
Для реализации данной льготы учреждению необходимо иметь соответствующее разрешение (п. 6 ст. 149 НК РФ), если, конечно, этого требует закон. Но инспекторы зачастую путают лицензируемые и не лицензируемые виды деятельности.
В Северо-Западном округе произошел такой случай (постановление ФАС от 11 октября 2004 г. по делу № А56-11012/04). Средняя школа проводила платные занятия в кружках. Лицензии на эту деятельность не было, но бухгалтер учреждения не исчислял с полученных сумм НДС, полагая, что не совершает никакого правонарушения (подп. 4, 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако ревизоры решили несколько иначе и по результатам проверки доначислили налог. Кроме того, инспекторы пересчитали НДС еще и по услугам гардероба и охраны, так как они не относятся к образовательной и иной сопутствующей учебному процессу деятельности. Но, к радости школьного бухгалтера, служители Фемиды встали на его сторону. Судьи указали, что нет необходимости получать разрешение на образовательную деятельность в форме разовых лекций, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796). Также арбитры справедливо признали услуги гардероба и охраны составляющей частью образовательного процесса.
Вот другой случай (постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2005 г. по делу № А55-6548/04-43). Инспекторы доначислили налоги с денежных средств, полученных детсадом от родителей и из бюджета на содержание и воспитание детей. Решение проверяющих было вызвано отсутствием соответствующего разрешения. Администрация детсада, возмущенная такой несправедливостью, обратилась в суд и выиграла дело. Арбитры поддержали учреждение, поскольку в Перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию, содержание детей не числится. Служители Фемиды посоветовали ревизорам впредь различать деятельность по содержанию на платной основе детей в государственном или муниципальном дошкольном учреждении от образовательной деятельности по программе дошкольного, общего, дополнительного образования.
Внимание! Если учреждение по закону должно было получить лицензию, но не сделало этого, судьи не помогут (постановление ФАС Уральского округа от 13 декабря 2005 г. по делу № Ф09-5651/05-С7). Однако даже наличие разрешения на работу в определенной сфере порой не спасает от проблем. ГОУ (колледж) не включало в выручку от реализации средства, полученные от оказания медицинских услуг. Инспекторы предложили администрации доплатить налог. Но, учреждение отказалось, сославшись на то, что данная деятельность относится к основной и указана в лицензии. Администрация колледжа пояснила, что тем самым проводилось обучение специалистов по программе дополнительного образования. И хотя судьи встали на сторону ГОУ, согласитесь, нервов было потрачено не мало (постановление ФАС Уральского округа от 19 апреля 2004 г. по делу № Ф09-1501/04-АК).
Невиноватые мы
Если разрешительные документы не получены по причинам, не зависящим от учреждения, судьи, как правило, встают на сторону налогоплательщика. Примером тому служит постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 января 2006 г. по делу № А19-29975/05-33-Ф02-6839/05-С1. Школа пользовалась льготой, установленной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, в то время, когда действие лицензии истекло. Проверяющие оштрафовали учреждение по статье 122 Налогового кодекса. Но в суде арбитры проявили понимание и существенно снизили сумму взыскания (почти в 8 раз). Ведь лицензию школа не получила только потому, что не заменила устаревшую систему пожаротушения. А произошла такая неприятность вследствие недофинансирования из бюджета, отсутствия платных услуг и спонсорской помощи.
Инспекторы не согласились с решением судей, посчитав, что арбитры нарушили принцип равенства, ибо по аналогичным делам штраф взимался в полном объеме. На это служители Фемиды ответили: «Перечень смягчающих обстоятельств, предусмотренный пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса, не является исчерпывающим. Суд вправе признать в качестве смягчающих и иные обстоятельства. А при наличии таковых снижение штрафа не право, а обязанность арбитров (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Аналогичная ситуация была и в Уральском округе (постановление ФАС от 1 февраля 2006 г. № Ф09-6031/05-С2).
Показательными являются и следующие дела (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11 февраля 2004 г. по делу № А29-3467/2003А, от 10 февраля 2004 г. по делу № А29-3085/2003А). Больницы оказывали платные медицинские услуги в период отсутствия лицензии. Налоговики посчитали, что с таких сумм следует начислять НДС. Но судьи поддержали учреждения, приняв во внимание тот факт, что правонарушение произошло не по их вине. Дело было вот в чем: больницы вовремя подали заявление на продление лицензии, но в это время на территории округа не было органа, лицензирующего медицинскую и фармацевтическую деятельность.
Внимание! Если изменилась организационно-правовая форма или статус учреждения, лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной. Значит, нужно получить новую. Но если изменилось название, местонахождение налогоплательщика, если лицензия потеряна, ее переоформляют. Для этого в недельный срок необходимо подать соответствующее заявление и представить документы, подтверждающие указанные изменения.
Получаем лицензию
Как видите, отсутствие разрешения на работу влечет за собой множество неприятных моментов. Чтобы их избежать, надо заблаговременно собрать все необходимые документы для получения лицензии. Среди них (ст. 9 Закона от 8 августа 2001 № 128-ФЗ):
– данные документа о постановке учреждения на учет в налоговой инспекции;
– копии учредительных документов (оригиналы, если копии не заверены нотариусом);
– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;
– копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у учреждения возможности выполнения лицензионных требований.
Когда подойдет время для получения (продления) лицензии, в соответствующий орган вместе с вышеуказанными бумагами подают заявление. В нем указывают полное и сокращенное наименование, организационно-правовую форму, адрес, ОГРН и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юрлице в ЕГРЮЛ.
Лицензирующий орган принимает документы по описи, в которой делают пометку о дате приема бумаг. Ее копию вручают представителю учреждения.
В течение срока, не превышающего пяти дней со дня подачи заявления, лицензирующий орган должен вынести решение о предоставлении (отказе) права на занятие определенной деятельностью и оформить соответствующий акт. В течение трех дней после представления юрлицом квитанции об оплате госпошлины за предоставление лицензии, ему выдают желанный документ.