«Особые» части автомобиля

Продолжая рассмотрение вопроса об организации учета в учреждениях, имеющих большой парк автомобильного транспорта и специальной техники, остановимся на особенностях учета таких дорогостоящих расходных материалов, как автомобильные шины и аккумуляторы.

Л. Ю. СИМОНОВА, редактор­эксперт журнала «Бюджетный учет»

Отдельной статьей в учете транспортного средства и его эксплуатации стоит учет автомобильных шин и аккумуляторных батарей. В процессе эксплуатации автомобиля эти детали приходят в негодность, хотя срок использования транспортного средства еще не закончен. В этом случае изношенные части делают поездки на машине опасными, в силу чего подлежат замене.

Шины для машины

Автомобили, являющиеся представителями колесного транспорта, априори имеют колеса, и их оснастка — одна из самых быстро расходуемых частей. Машина приобретается с «обутыми» колесами, то есть комплект шин уже включен в стоимость автомобиля. На изнашиваемость автомобильной резины влияют пробег машины, а также возможные повреждения. При превышении установленного заводом-изготовителем нормы использования или при наличии недопустимых изъянов шины подлежат замене с последующим списанием.

Документом, регламентирующим учет и эксплуатацию автомобильной резины, на сегодняшний день являются Правила эксплуатации автомобильных шин. АЭ 001-04, утвержденные распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. № АК-9-р (далее — Правила АЭ 001-04). Хотя срок действия документа истек 31 декабря 2007 года, новые правила не были введены, и Минюст России в письме от 21 сентября 2009 г. № 03-2609 (далее — письмо Минюста России № 03-2609) предписал продолжить руководствоваться Правилами АЭ 001-04.

Федеральное казначейство в письме от 4 декабря 2014 г. № 42-7.6-04/692 (далее — письмо Федерального казначейства № 42-7.6-04/692) подтвердило, что при разработке порядка отражения в бухгалтерском учете операций по замене автомобильной резины учреждения могут руководствоваться Правилами АЭ 001-04, а при определении норм эксплуатационного пробега шин применять Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденные Минтрансом России 4 апреля 2002 г. (далее — Временные нормы РД 3112199-1085-02). Согласно информационному письму Минтранса России от 7 декабря 2006 г. № 0132-05/394 Временные нормы РД 3112199-1085-02 применяются без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов. В них приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега шин. Покрышки подлежат замене и списанию с учета только при достижении нормы эксплуатационного пробега.

Учет

В письме Федерального казначейства № 42-7.6-04/692 указано, что учреждение в соответствии со статьей 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вправе самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по замене автомобильных шин.

Шины, установленные на приобретаемый автомобиль, учитываются в составе этого объекта основного средства, а купленные отдельно относятся к группе материальных запасов, хотя срок их использования превышает 12 месяцев. Основанием для отнесения объектов именно к этой группе является несоответствие требованиям пункта 41 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), — объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы. Так как автомобильные шины не могут использоваться по назначению отдельно от транспортного средства, следовательно, они не образуют самостоятельного объекта основных средств и по существу являются комплектующими изделиями (запасными частями). Материальные объекты, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах, учитываются на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» (п. 118 Инструкции № 157н). Эта норма подтверждена и в письме Федерального казначейства № 42-7.6-04/692.

В порядке отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по замене автомобильных шин кроме прочих положений следует закрепить перечень первичных учетных документов, оформляющих движение автомобильных шин в учреждении.

Хотя в пункте 119 Инструкции № 157н указано, что аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями, учет каждой шины ведется обособленно. На каждую покрышку, установленную на автомобиль при его комплектации или во время эксплуатации, оформляется соответствующий документ. Его форму учреждение может разработать самостоятельно или воспользоваться образцом Карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации — нужное подчеркнуть), приведенным в приложении 12 к Правилам № АЭ 001-04. Сведения, отраженные в этом документе, обоснуют списание шин по причине износа.

Приобретение

Автомобильные шины, так же как и иные материальные объекты, принимаются к учету по фактической стоимости (п. 100 Инструкции № 157н), которая включает в себя:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
  • таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
  • расходы по доставке. Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;
  • суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием);
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов (п. 102 Инструкции № 157н).

Фактическая стоимость формируется на счете 0 106 34 000 «Вложения в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» (п. 127 Инструкции № 157н). Если дополнительных затрат нет, автошины могут быть приняты к учету без применения этого счета.

Например, в учете казенного учреждения операции, отражающие приобретение и принятие к учету, оформятся записями в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н.

С учетом дополнительных расходов:

Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— отражены вложения в автомобильные шины в размере их стоимости;

Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 ХХ 730
«Увеличение кредиторской задолженности по принятым обязательствам»
— отражены дополнительные вложения в объекты материальных запасов в размере дополнительных расходов (платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов);

Дебет 1 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 304 05 340
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»
— оплачены автомобильные шины;

Дебет 1 302 ХХ 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по принятым обязательствам»
Кредит 1 304 05 ХХХ
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»
— оплачены дополнительные вложения в объекты материальных запасов в размере дополнительных расходов (платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов);

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— приняты к учету по сформированной стоимости автомобильные шины.

Без дополнительных расходов:

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— приняты к учету автомобильные шины;

Дебет 1 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 304 05 340
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»
— оплачены автомобильные шины.

Эксплуатация

Порядок учета автомобильных шин, разработанный учреждением, должен учитывать такой момент, как выдача их в эксплуатацию. В целях контроля за их использованием применяется забалансовый счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции № 157н).

Внимание!

Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» — двигатели, аккумуляторы, шины, покрышки и т. п., устанавливается учетной политикой учреждения.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, транспортных средств, по видам материальных ценностей и их количеству (п. 350 Инструкции № 157н). В связи с тем что стоимость шин известна не всегда, например, если они были приобретены вместе с автомобилем, их учет на забалансовом счете может вестись по количеству или в условной единице 1 шина — 1 рубль. Не забудьте закрепить свое решение в учетной политике учреждения.

Хранение автомобильных шин имеет свои особенности. Требования к нему закреплены в Правилах АЭ 001-04. Так, для преду­преждения преждевременного старения пригодные к эксплуатации и ремонту шины должны храниться в закрытом, отдельном сухом помещении, защищенном от солнечных лучей, озона, органических растворителей, минеральных масел, смазочных материалов, нефтепродуктов, кислот, щелочей, а также не должны соприкасаться с медью и другими корродирующими веществами. Требуется соблюдение определенного температурного режима. Предъявляются особые требования к нормам пожарной безопасности, учитывается применение подъемных механизмов. И это далеко не все особенности хранения автомобильной резины.

По мере необходимости шины выдаются со склада для установки на автомобиль. Выдача покрышек для замены изношенных отражается записью внутреннего перемещения:

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— выданы шины со склада водителю для установки на автомобиль;

Дебет 1 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— списаны с учета шины, установленные на автомобиль, с одновременным отражением на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».

После каждого монтажа шины необходимо производить балансировку колес в сборе. Процедура производится со снятием колес с автомобиля или непосредственно на автомобиле с использованием при этом стационарных или передвижных станков. Если в учреждении нет соответствующего оборудования и специалистов, то работы по замене шин производятся в специализированной мастерской.

Расходы учреждения на оплату услуг по шиномонтажу, балансировке колес относятся по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, так как по своей сути данные работы являются текущим ремонтом автомобиля. В учете казенного учреждения это отражается следующими записями:

Дебет 1 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 1 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
— отражены расходы на шиномонтаж;

Дебет 1 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества»
— перечислена плата за выполненные работы по замене шин.

Если расчет за услуги по замене автомобильных шин, балансировке производится наличными денежными средствами, выданными сотруднику под отчет из кассы учреждения, записи в учете казенного учреждения будут следующими:

Дебет 1 208 25 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате работ, услуг по содержанию имущества»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— выданы из кассы учреждения денежные средства для оплаты шиномонтажных работ с отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств»;

Дебет 1 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 1 208 25 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате работ, услуг по содержанию имущества»
— согласно представленному авансовому отчету приняты к учету расходы на шиномонтажные работы.

При оформлении кассовых операций учреждению необходимо руководствоваться Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210‑У «О Порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (п. 167 Инструкции № 157н).

В учете и эксплуатации автомобильных шин учитывается смена сезонов, а вместе с ними и погоды. С приходом холодов требуется сменить машине «обувь». Так как автомобили должны иметь шины, соответствующие климатическим условиям, резина по своим качествам и характеристикам подразделяется на зимнюю и летнюю. Рекомендуется обособлять эти группы в учете. Пунктом 332 Инструкции № 157н предусмотрено, что учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, в том числе выданного в пользование (письмо Минфина России от 9 ноября 2016 г. № 02-06-10/65577). Для удобства контроля за учетом автомобильной резины к забалансовому счету 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» можно ввести и закрепить в учетной политике дополнительную аналитику. Например, субсчет 09-1 «Летние шины», субсчет 09-2 «Зимние шины».

При замене летней резины на зимнюю и наоборот происходит передача шин от водителя на склад и обратно. Такое движение шин между структурными подразделениями учреждения (например, начальник гаража — водитель) можно оформить Накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или Требованием-накладной (ф. 0504204) и отразить записями, например, в разрезе материально ответственных лиц:

выданы водителю зимние шины

— на забалансовом счете 09-2 «Зимние шины» отражается уменьшение запасов у начальника гаража и увеличение у водителя;

сданы водителем летние шины

— на забалансовом счете 09-1 «Летние шины» отражается увеличение запасов у начальника гаража и уменьшение у водителя.

Однако сезонную смену шин можно осуществлять без отражения операций на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». В этом случае материально ответственное лицо оформляет первичный учетный документ, в котором фиксируется дата замены сезонных шин. Форма такого документа устанавливается в учреждении самостоятельно.

Внимание!

Не допускаются к установке на одну ось автомобиля шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора (п. 36 Правил АЭ 001-04, п. 5.5 Перечня).

Износ шин

В безопасном использовании транспортных средств нет мелочей. Работоспособность всех частей и узлов имеет значение. Согласно нормам статьи 19 Закона от 10 декабря г. 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определены постановлением Правительства России от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее — Перечень). В числе недопустимых повреждений шин, поименованных в разделе 5 Перечня, приведены:

  • размеры предельной остаточной глубины рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа);
  • внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

Эти неисправности, как и достижение нормы эксплуатационного пробега, являются основанием для прекращения использования шин и последующего их списания.

Расчет норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств закреплен в разделе 3 Временных норм РД 3112199-1085-02. Согласно указаниям этого раздела нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации. Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей, грузовых автомобилей, а также автобусов и троллейбусов представлены в таблицах 1–3 документа. Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и каждой модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин, зависящих от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств. Поправочные коэффициенты представлены в таблицах 4 и 5 Временных норм РД 3112199-1085-02. Категория условий эксплуатации автотранспортных средств представлена в таблице 6.

С учетом поправочных коэффициентов норма эксплуатационного пробега шины (Hi) определяется по формуле:

Hi = H × K1 × K2,

где

H — среднестатистический пробег шины, тыс. км;

K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства;

K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 процентов от среднестатистического пробега шины (п. 3.3 Временных норм РД 3112199-1085-02).

Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не определены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель учреждения вправе ввести в действие приказом по учреждению временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ (Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта). При этом срок действия временных норм не должен превышать двух лет. В течение указанного периода проводятся проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы (п. 3.4 Временных норм РД 3112199-1085-02).

Основываясь на сведениях, приведенных во Временных нормах РД 3112199-1085-02, в приложении к учетной политике можно установить среднестатистический пробег шин с учетом поправочных коэффициентов, которые зависят от условий работы. Если по автомобилям, эксплуатируемым в учреждении, сведения во Временных нормах отсутствуют, комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в учреждении на постоянной основе, устанавливает эксплуатационную норму пробега самостоятельно.

В качестве другого способа определения износа шин можно порекомендовать положения Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98, утвержденного Минэкономики России 4 июня 1998 г. (далее — РД 37.009.015-98).

В Приложении 15 к РД 37.009.015-98 приведена методика определения процента износа шин транспортных средств, согласованная с НИИ шинной промышленности Миннефтехимпрома, которая определяет способы и порядок расчета стоимости автотранспортного средства с учетом его технического состояния, комплектности и дополнительной оснащенности; естественного и морального износа, старения; стоимости запасных частей, работ и материалов, необходимых для его восстановления до состояния, отвечающего общим техническим и требованиям безопасности, регламентированным действующим законодательством. Согласно этой методике критериями износа (старения) шин являются:

  • наличие повреждений и дефектов. Процент износа увеличивается, если:
    • поврежден борт при монтаже — до 10 процентов;
    • имеются выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда — до 20 процентов;
    • имеются признаки местного износа (пятнистости) протектора — до 25 процентов;
    • выявлено расслоение каркаса — 100 процентов;
  • срок эксплуатации. К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины из расчета:
    • за три года эксплуатации шина теряет до 10 процентов ресурса;
    • от трех до пяти лет эксплуатации старение шины увеличивается до 25 процентов;
    • свыше пяти лет — до 50 процентов;
  • высота рисунка протектора.

Методика определения износа протектора шины приведена в приложении 15 к РД 37.009.015-98. Этот способ определения срока эксплуатации шин — более точный и объективный, но и более сложный и трудозатратный. Может быть, по этой причине на практике чаще применяются положения Временных норм РД 3112199-1085-02.

Батарейка для машины

Аккумуляторные батареи для машин и механизмов стоят в числе материально-производственных запасов наряду с автомобильными шинами. Порядок их учета, использования, выбытия рекомендуется закрепить в учетной политике учреждения.

Как и любое эксплуатируемое имущество, аккумуляторная батарея имеет определенный срок службы. Он может быть установлен заводом-изготовителем. Однако далеко не всегда этот срок известен потребителям, к тому же он может варьироваться в зависимости от особенностей эксплуатации. Поэтому в случае отсутствия рекомендаций учредителя в отношении срока полезного использования аккумуляторных батарей советуем установить его, как и в отношении шин, самостоятельно (либо сослаться на определяющий их документ, который будет применяться в работе). При этом в учетной политике нужно прописать, какой срок следует применять в том или ином случае.

При определении срока эксплуатации аккумуляторов можно основываться на положениях «РД-3112199-1089-02. Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков», утвержденных Минтрансом России 26 сентября 2002 г. (далее — Нормы РД-3112199-1089-02). Планировалось, что Нормы РД-3112199-1089-02 будут использоваться на автомобильном транспорте с 1 января 2003 года по 1 января 2008 года. Однако письмом Минюста России № 03-2609 действие документа, наряду с Правилами АЭ 001-04, разрешено к руководству. Правомочность применения Норм РД-3112199-1089-02 в деятельности учреждений подтверждается Инструкцией о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде России от 4 декабря 2014 г. № 272.

Нормы РД-3112199-1089-02 предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Подтвердить факт выработки аккумуляторной батареей установленного нормативного срока службы поможет учет наработки и результатов обслуживания аккумуляторной батареи от ее ввода в эксплуатацию до списания.

Так же как и автошины, аккумуляторы независимо от своей стоимости отражаются в учете учреждения в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения». При выдаче в эксплуатацию в целях контроля за использованием батарей применяется забалансовый счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции № 157н), к которому вводится и закрепляется в учетной политике дополнительная аналитика, например, субсчет 09-3 «Аккумуляторные батареи». Обезличивание аккумуляторов при эксплуатации, в том числе при выполнении их ТО и ремонта, не допускается. Форму карточки учета эксплуатации аккумуляторной батареи учреждение вправе разработать самостоятельно или воспользоваться образцом, приведенным в Приложении 2 к Нормам РД-3112199-1089-02.

Записи, отражающие приобретение, хранение, выдачу в эксплуатацию, списание аккумуляторных батарей, идентичны записям, отражающим операции с автомобильными шинами.

Сроки службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей и годовая наработка автотранспортных средств и автопогрузчиков, при которой допускается применение типовых норм сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, учреждение может определить, применяя типовые нормы из таблиц 1, 2 Норм РД-3112199-1089-02.

При определении износа аккумуляторной батареи, так же как и автомобильных шин, учреждение может использовать методику, приведенную в РД 37.009.015-98, с применением формулы:

Иакб = Дф / Дст × 100 %,

где

Иакб — износ аккумуляторной батареи;

Дф — фактическое время эксплуатации предъявленной батареи;

Дст — среднестатистический срок службы до замены (списания).

Среднестатистический срок службы (средний ресурс) определяется при помощи математической обработки статистических данных независимо от типа батареи:

  • в три года — при интенсивности эксплуатации транспортного средства 40 тыс. км в год и более;
  • в четыре года — при интенсивности эксплуатации до 40 тыс. км в год.

Фактический срок службы аккумуляторной батареи определяется как разность даты осмотра предъявленного транспортного средства и даты изготовления батареи.

Дата изготовления определяется по маркировке на аккумуляторной батарее, вид и способ нанесения которой устанавливаются нормативным документом на изготовление конкретного типа, марки аккумуляторной батареи.

Списать, нельзя использовать

Автошины, аккумуляторные батареи списываются с забалансового учета по причине их непригодности к дальнейшему использованию, в случае хищения либо реализации. Основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета может быть прохождение автомобилем определенного количества километров, так как степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин.

Решение о списании аккумуляторной батареи принимается по результатам учета ее наработки и выполнения установленной процедуры проверки технического состояния. Если срок службы аккумулятора, числящегося за автомобилем, подлежащим утилизации, истек, батарея тоже подлежит списанию. Если нормативный срок службы не истек, то аккумулятор надо снять с автомобиля и оприходовать на склад учреждения по оценочной стоимости для дальнейшего использования на другом автомобиле или реализации (п. 106 Инструкции № 157н).

Автомобильные шины, аккумуляторные батареи на период эксплуатации учитываются на соответствующих субсчетах, открытых к забалансовому счету 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Их выбытие с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену (п. 349 Инструкции № 157н), и отражается уменьшением на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».

Внимание!

При выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета (п. 349 Инструкции № 157н).

Списание шин и аккумулятора оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Этот документ применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия объектов со счетов бухгалтерского учета.

Изношенные, поврежденные (не подлежащие ремонту) шины, выработанные аккумуляторы должны быть оприходованы на склад по оценочной стоимости с последующей передачей на утилизацию. При определении текущей оценочной стоимости обычно используются рыночные цены, применяемые утилизирующими организациями, которые принимают соответствующие материалы в переработку.

Принятие к учету комплектующих отражается записью:

Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы»
— приняты к учету непригодные к дальнейшей эксплуатации запасные части к транспортным средствам.

На основании решения учреждения об утилизации находящихся на складе автомобильных шин и аккумуляторных батарей заключается договор со специализированной организацией, занимающейся их сбором и переработкой. При реализации этих объектов их стоимость списывается с бухгалтерского учета:

Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 105 33 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— списаны с учета непригодные к дальнейшей эксплуатации запасные части к транспортным средствам после их реализации утилизирующей организации.

Береги природу

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242, автомобильные шины, аккумуляторные батареи отнесены к блоку 9 «Отходы обслуживания и ремонта машин и оборудования» с кодом 9 10 000 00 00 0, что дает основания признавать их опасными отходами, утилизация которых запрещена. Согласно статье 4.1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» такие отходы относятся к I–IV классам опасности.

Согласно статье 51 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I–IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством России.

При хранении изношенных автомобильных шин и отработанных аккумуляторных батарей до передачи их утилизирующей организации учреждение должно руководствоваться положениями Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так, согласно статье 22 этого закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами. В частности, пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача России от 30 апреля 2003 г. № 80, установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или другими опасными веществами статьей 8.2 КоАП РФ установлено наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


Реклама