Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете операций по переводу объектов нефинансовых активов из одной классификационной группы в другую и (или) вид имущества.

В случае изменения классификации имущества, предусмотренной нормативно-правовыми актами (например, перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с решением органа, осуществляющего перевод помещений), указанные операции в соответствии с пунктом 7 Инструкции по утверждению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), в бюджетном учете отражаются следующими бухгалтерскими записями:

  • выбытие объектов основных средств из группы и (или) вида имущества отражается по их первоначальной (балансовой) стоимости по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» с одновременным отражением по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»;
  • одновременно принятие инвентарных объектов основных средств на соответствующую группу и (или) вид имущества отражается по их первоначальной (балансовой) стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» с одновременным отражением суммы начисленной амортизации по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» и дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

При этом дальнейшее начисление амортизации на объект имущества (с момента принятия имущества на соответствующую классификационную группу) осуществляется по нормам амортизации, рассчитанным из срока эксплуатации, определенного с учетом новой группы, к которой отнесен объект.

Если перевод объекта имущества из одной классификационной группы и (или) вида имущества в другую группу и (или) вид связан с допущенной ошибкой при его классификации, отражение указанных операций осуществляется в соответствии с пунктом 18 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

В случае выявления ошибок прошлых лет перевод имущества из одной классификационной группы в другую и (или) иной вид имущества, связанный с исправлением указанных ошибок, отражается следующими бухгалтерскими записями:

  • дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредит счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» — методом «красное сторно»;
  • дебет 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» и кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» — методом «красное сторно».

Одновременно объект имущества принимается к учету:

  • на соответствующую классификационную группу основных средств:
    • дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредит счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» с одновременным отражением по дебету счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» (при этом следует осуществлять пересчет амортизации по нормам, преду­смотренным для классификационной группы, на которую переведен объект имущества в результате исправления выявленной ошибки, рассчитанным из срока эксплуатации, определенного с учетом новой группы, к которой отнесен объект, с момента принятия объекта имущества на бюджетный учет учреждения);
  • на соответствующий квалификационный вид имущества (например, материальные запасы):
    • дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» и кредит счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Каков порядок отражения операций по принятию бюджетных и денежных обязательств, возникших по решениям судов и исполнительным документам, в бюджетном учете и в Сведениях об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296)?

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии нефинансовых, финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

При этом согласно статье 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» к объектам бухгалтерского учета относятся обязательства, которые принимаются к учету в соответствии с утвержденными правилами, установленными Инструкциями № 157н и 162н.

Указанными правилами установлено, что бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (п. 3 Инструкции № 157н).

Принимая во внимание изложенное, первичное признание обязательства в бюджетном учете как объекта бухгалтерского учета возникает с момента появления требования к субъекту учета — учреждению (получателю бюджетных средств).

Если такое требование возникает в силу предъявления исковых требований, оспариваемых субъектом учета, до принятия решения суда, такое обязательство отражают на счете 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)», с одновременным формированием резерва предстоящих расходов.

Дальнейший учет обязательства, признанного в учете, осуществляется с последующей реклассификацией обязательства — принятое обязательство, принятое денежное обязательство. Определение указанных обязательств для целей бухгалтерского (бюджетного) учета содержится в пункте 308 Инструкции № 157н.

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам, в том числе в сумме требований к учреждению согласно судебному решению, осуществляется в соответствии с порядком, установленным соответствующим финансовым органом. При этом исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств.

Указанный порядок в целях санкционирования исполнения денежных обязательств может предусматривать указанный учет обязательств, как правило, производимый органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения обязательств (при исполнении федерального бюджета — Федеральным казначейством), на основании исполнительного листа (документов, подтверждающих решение суда).

Обратите внимание, что в Сведениях об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296) (далее — Сведения (ф. 0503296)) отражается информация об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета, возникшим на основании судебных решений судов судебной системы Российской Федерации, при этом по строке 011 Сведений (ф. 0503296) обособленно отражается информация на основании поступивших исполнительных документов по указанным судебным решениям судов.

Таким образом, в графе 4 строки 010 Сведений (ф. 0503296) отражаются все суммы денежных обязательств, поступивших в отчетном периоде по судебным решениям судов судебной системы Российской Федерации.

В то же время в графе 4 строки 011 Сведений (ф. 0503296) отражаются суммы денежных обязательств на основании всех поступивших в отчетном периоде исполнительных документов, в том числе и на основании исполнительных документов, поступившим по судебным решениям судов судебной системы Российской Федерации предыдущих отчетных периодов.

При этом повторное отражение в графе 4 строки 010 Сведений (ф. 0503296) ранее принятых денежных обязательств при поступлении исполнительных документов на основании судебных решений судов прошлых отчетных периодов, не осуществляется.

Учитывая изложенное, показатель графы 4 по строке 011 Сведений (ф. 0503296) может быть больше или равен показателю графы 4 по строке 010 Сведений (ф. 0503296).

Кроме того, должны соблюдаться контрольные соотношения показателей Сведений (ф. 0503296):

  • (гр. 3 + гр. 4) стр. 010 ≥ (гр. 3 + гр. 4) стр. 011;
  • гр. 5, гр. 6, гр. 8 по стр. 010 ≥ соответственно гр. 5, гр. 6, гр. 8 по стр. 011.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Как правильно отразить в бухгалтерском учете бюджетных учреждений возврат авансов прошлых лет?

Операции по возмещению поставщиками (исполнителями) неправомерно полученных оплат за фактически не выполненные работы и восстановлению задолженности указанных поставщиков (исполнителей) по возврату средств в бухгалтерском учете бюджетных учреждений следует отражать:

1) в случае восстановления расходов, произведенных за счет ранее предоставленных субсидий на иные цели либо субсидий на осуществление бюджетных инвестиций, — по дебету счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» (5 209 30 560, 6 209 30 560) и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (5 401 10 130, 6 401 10 130).

Одновременно бюджетное учреждение обязано восстановить свою задолженность перед бюджетом по возврату неиспользованных остатков целевых средств, восстановленных в связи с возвратом поставщиком (исполнителем) авансов, неправомерно предоставленных в прошлые годы, с отражением в бухгалтерском учете операций по дебету счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (5 401 10 130, 6 401 10 130) и кредиту счета 0 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» (5 303 05 730, 6 303 05 730).

При этом перечисление (возврат) восстановленных остатков неиспользованных субсидий прошлых лет в доход бюджета в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражается по дебету счета 0 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» (5 303 05 830, 6 303 05 830) и кредиту счета 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (5 201 11 610, 6 201 11 610);

2) в случае восстановления расходов, произведенных за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания:

а) при условии завершения контракта, по которому были произведены выплаты:

  • по дебету счета 4 209 30 560 «Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат» и кредиту счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»;
  • по дебету счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» и кредиту счета 0 401 20 2ХХ «Расходы экономического субъекта»;

б) при условии, если контракт, по которому были произведены выплаты, не завершен:

  • по дебету счета 4 401 20 ХХХ «Расходы текущего финансового года» и кредиту счета 4 302 ХХ 730 «Уменьшение кредиторской задолженности по авансам по принятым обязательствам» методом «красное сторно»;
  • по дебету счета 4 302 ХХ 830 «Увеличение кредиторской задолженности по авансам по принятым обязательствам» и кредиту счета 4 206 ХХ 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам» методом «красное сторно» без отражения корректирующих записей на счетах санкционирования.

Отметим, что в случае восстановления аванса, ранее уплаченного за счет государственного задания (возврат авансов прошлых лет), указанные средства не подлежат перечислению в доход бюджета, так как являются собственными средствами бюджетного учреждения и отражаются по коду поступления (увеличение денежных средств).

Отвечала М. Ю. ВАСИНА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Каков порядок бюджетного учета принимаемых обязательств при заключении государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?

Положения Инструкции № 157н не содержат прямых указаний на применение счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе в случаях, предусмотренных положениями пункта 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ).

При этом субъект учета вправе принять решение и в рамках формирования своей учетной политики распространить положения Инструкции № 157н в части принимаемых обязательств на применение счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе в случаях, предусмотренных положениями пункта 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по принимаемым обязательствам при заключении государственных контрактов с использованием конкурентных способов определения поставщиков установлен Инструкцией № 162н.

Учитывая изложенное, операции по принимаемым обязательствам при заключении государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в бюджетном учете допустимо отражать в порядке, аналогичном отражению операций по принимаемым обязательствам при заключении государственных контрактов на конкурсной основе, предусмотренном Инструкцией № 162н, с отражением соответствующих положений в учетной политике.

Отметим, что при отражении указанных операций в бюджетном учете субъекту бюджетной отчетности следует отразить дополнительно информацию о принимаемых и/или принятых обязательствах при заключении государственных контрактов с единственным поставщиком в Пояснительной записке (ф. 0503160) согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н.

Отвечала М. Ю. ВАСИНА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Между главой администрации города и предпринимателем заключен договор о субсидировании субъекта малого предпринимательства. Денежные средства, полученные в порядке субсидирования, предполагалось израсходовать на приобретение сварочного аппарата определенной марки. Главой администрации договорные обязательства были исполнены в полном объеме — денежные средства на приобретение аппарата перечислены. Однако согласно акту проверки вместо ожидаемого оборудования поставщик предоставил агрегат иной марки, объяснив замену тем, что сварочный аппарат инверторной сварки, предусмотренный договором, в ходе эксплуатации был сломан и отправлен изготовителю по гарантийному талону. А на время ремонта был выдан аппарат другой модели. Администрация потребовала расторжения договора и взыскания субсидии. Правомерна ли позиция администрации?

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 2 статьи 16 Закона от 24 июля 2007 г. № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209‑ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

  • при существенном нарушении договора другой стороной;
  • в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации нарушений условий договора не было, так как сварочный аппарат был приобретен. Это подтверждается договором на поставку оборудования. Законодательством не установлено, что наличие в определенный момент, в качестве временной замены, прибора другой марки, является нарушением условий договора, при наличии документа, подтверждающего, что другой аппарат предоставлялся лишь на определенное время.

Позиция подтверждается также примерами из судебной практики. Так, в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2015 г. № Ф09-6262/15 по делу № А07-23515/2014 судом разъяснено, что наличие в определенный момент агрегата иной марки не свидетельствует о нарушении условий договора в части приобретения сварочного аппарата определенной марки, поскольку из представленных документов следует, что произошедшая замена временная. Она связана с поломкой агрегата определенной марки и его ремонтом по гарантии.

Таким образом, позиция администрации в рассматриваемом случае неправомерна, поскольку приобретение предусмотренного договором оборудования подтверждено. А наличие в определенный момент у предпринимателя сварочного аппарата иной марки не свидетельствует о нарушении условий договора, так как указанное оборудование было предоставлено ему на время ремонта приобретенного аппарата.

Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр
методологии бухгалтерского учета и налогообложения»

Организации государственного сектора (не являющейся финансовым органом) из бюджета субъекта России в связи с решением его финансового органа на основании договора предоставлен бюджетный кредит, который в установленный срок не возвращен. Может ли в данной ситуации финансовый орган субъекта России приступить к процедуре бесспорного взыскания суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат согласно правилам, предусмотренным статьей 306.5 Бюджетного кодекса?

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных Бюджетным кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

На предоставление бюджетного кредита может претендовать только субъект Российской Федерации, муниципальное образование или юридическое лицо, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство, если Бюджетным кодексом не предусмотрено иное (п. 1 ст. 93.2 БК РФ).

На основании пункта 2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности. То есть заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Если иное не установлено договором, обязанность по возврату бюджетных кредитов считается исполненной со дня совершения Банком России операции по зачислению (учету) денежных средств на единый счет соответствующего бюджета, по внесению платы за пользование ими, а также по внесению штрафов и пеней в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, на счет, указанный в пункте 1 статьи 40 Бюджетного кодекса (п. 9 ст. 93.2 БК РФ).

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита (ст. 306.5 БК РФ). При этом обратите внимание, что в данной норме указан субъект нарушения «финансовый орган». Согласно статье 6 Бюджетного кодекса финансовые органы — Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Таким образом, в то время как бюджетный кредит может быть предоставлен не только Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, но и юридическому лицу, положения статьи 306.5 Бюджетного кодекса указывают именно на нарушения финансовых органов. Следовательно, данная статья к юридическому лицу, не являющемуся финансовым органом, применена быть не может.

Наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством (п. 7 ст. 306.2 БК РФ). Так, невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 2 ст. 15.15 КоАП РФ). Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 4 ст. 15.15 КоАП РФ).

Из рассмотренных законодательных норм следует, что в ситуации, когда организация государственного сектора (не являющаяся финансовым органом) в установленный срок не возвратила бюджетный кредит, бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат по правилам статьи 306.5 Бюджетного кодекса произведено быть не может.

Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»

Вопросы по бюджетной классификации

На какую статью КОСГУ отнести расходы на монтаж поручней для инвалидов?

Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), расходы на монтаж поручней для инвалидов отражаются по той или иной статье в зависимости от ситуации.

Если производится монтаж ранее купленных поручней, то есть учреждение заключило два отдельных договора — на приобретение поручней и на их установку, то расходы отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Если приобретение и установка поручней производятся в рамках одного договора, применяется статья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

На какую статью КОСГУ отнести расходы на оплату огнезащитной обработки деревянных конструкций?

Согласно Указаниям № 65н расходы на противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества, в том числе и огнезащитную обработку, отражаются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


Реклама