Новый взгляд на основные средства
Вступили в действие новый Общероссийский классификатор основных фондов и новая редакция постановления Правительства РФ, регламентирующего включение основных средств в амортизационные группы. Прошло немного времени, и стало понятно, что в этих документах притаились подводные камни.
По состоянию на март 2017 года у организаций государственного сектора не было основания на применение нового Общероссийского классификатора основных фондов ОК
Согласно предписанию, введенному в ОК
Следовательно, сроки и порядок применения нового классификатора для организаций государственного сектора должны быть определены федеральными стандартами или нормативно-правовыми актами. Органом, уполномоченным на регулирование бухгалтерского учета, является Минфин России (ст. 165 БК РФ).
Единственный действующий в настоящее время «федеральный стандарт», распространяющийся на государственные (муниципальные) учреждения всех типов, это Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н). Отсутствуют какие-либо иные указания уполномоченных органов государственного регулирования бухгалтерского учета, имеющие статус нормативно-правового акта. В самой актуальной на текущий момент редакции Инструкции № 157н, принятой приказом Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 209н, по-прежнему предписывается руководствоваться старой версией классификатора — инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК
На сайте Минфина России (http://minfin.ru) размещено письмо от 27 декабря 2016 г. № 02-07-08/78243 (далее — Письмо № 02-07-08/78243), где указано на применение нового классификатора ОК
Учитывая, что письма не являются нормативно-правовыми актами, исполнению подлежит требование Инструкции № 157н. Письмо носит исключительно рекомендательный характер и исполняться может только в той степени, в которой не противоречит действующим нормативно-правовым актам.
В отношении постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Постановление № 1), опирающегося на новый классификатор основных фондов, сложилась совершенно иная ситуация. Это не новый нормативно-правовой акт, а именно новая редакция. Согласно пункту 44 Инструкции № 157н при определении срока полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации следует руководствоваться Постановлением № 1, без каких-либо оговорок по его редакциям.
Так что с 1 января 2017 года согласно пункту 44 Инструкции № 157н следует использовать актуальную редакцию Постановления № 1.
Ближе к мировым стандартам
Новый классификатор ОК
Обе версии классификатора основных фондов разрабатывались с учетом международных стандартов, в частности стандарта Организации Объединенных Наций по международной системе национальных счетов (СНС). Неужели международные стандарты так существенно изменились за 20 лет?
Скорее дело в том, что старый классификатор эти стандарты просто «учитывал» (об этом говорится во вводной части ОК
Получается, что, приняв во внимание международные стандарты, из классификатора исключили те виды объектов, которые по этим стандартам не относятся к основным фондам.
Не основные средства
Более года со дня принятия нового классификатора ОК
прямой (от старого к новому);
обратный (от нового к старому).
Для тех объектов, которые присутствовали в старом классификаторе ОК
В результате новый взгляд на основные фонды заключается в том, что в их число не входят:
сантехническая и другая водопроводная и канализационная арматура;
щиты и шкафы электрораспределительные на напряжение до 1000 В;
звуковоспроизводящие устройства (магнитолы, музыкальные центры);
оборудование для регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения;
ковры ворсовые и ковровые дорожки любые;
все виды спортивного инвентаря, в том числе тренажеры;
инвентарь библиотечный и музейный, в том числе витрины и стеллажи;
прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках (код по ОК
Для бухгалтера это означает следующее:
1. Если бухгалтер решит для основных средств, поступающих после 1 января 2017 года, использовать коды по новому классификатору, то для перечисленных предметов он нового кода основных фондов не найдет.
2. Для поступающих после 1 января 2017 года материальных предметов из указанных групп, по нормам Инструкции № 157н подпадающих под определение основных средств, срок полезного использования придется устанавливать постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов.
Нет подходящих кодов в новом классификаторе ОКОФ
Для многих видов материальных предметов, имевших в старом классификаторе соответствующие коды основных фондов, в новом классификаторе нет ничего подходящего. Это касается в первую очередь различной бытовой техники. В переходном ключе предлагается самостоятельно выбрать подходящий код из предложенной группы, но на самом деле в этих группах отсутствуют необходимые объекты. Таким образом, новый взгляд исключает их из основных фондов. Например:
инструменты музыкальные предлагается выбрать из группы 330.32.99.53 «Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей», в которой нет ничего похожего;
телевизоры предлагается выбрать из группы 320.26.30.1 «Аппаратура коммуникационная, аппаратура радио или телевизионная передающая», в которой есть только передающая аппаратура;
бытовые кондиционеры и сплит-системы, бытовые холодильники предлагается выбрать из 330.28.23 — 330.28.29, где есть только промышленное оборудование;
настольные и напольные вентиляторы, вытяжки предлагается выбрать из 330.28.23 — 330.28.29, где прямо указано, что к этой группе не относится напольное, настольное и настенное вентиляционное оборудование;
настольные и напольные кулеры для питьевой воды предлагается выбрать из 330.28.23 — 330.28.29, где нет никакого оборудования для нагрева воды, а оборудование для охлаждения воды — с указанием «кроме бытового»;
электрические обогреватели для помещений предлагается выбрать из 330.28.23 — 330.28.29, где нет никакого электрического отопительного оборудования;
электрический ручной инструмент предлагается выбрать из 330.28.23 — 330.28.29, где нет никакого электрического ручного инструмента;
стиральные, посудомоечные машины, пылесосы, газовые варочные плиты, утюги, электрочайники, электроплитки, микроволновки предлагается выбрать из 330.28.23 — 330.28.29, где из всего этого можно найти только посудомоечные машины, и то промышленные.
Настойчивый бухгалтер, конечно, может попытаться найти эти предметы прямо в новом классификаторе ОК
Для бухгалтера сложившаяся ситуация может означать следующее:
1. Если бухгалтер решит для основных средств, поступивших после 1 января 2017 года, использовать коды по новому классификатору ОК
2. Для поступивших после 1 января 2017 года материальных предметов из указанных групп, если по нормам Инструкции № 157н они подходят под определение основных средств, срок полезного использования придется устанавливать постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов.
Не установлены сроки полезного использования
Но даже если для объекта удастся найти код по новому классификатору, совсем не гарантировано, что в новой редакции Постановления № 1 для этого кода найдутся указания о выборе амортизационной группы. Новый классификатор ОК
А что же со сроками полезного использования? Ни группы 320.26.2 «Компьютеры и периферийное оборудование», ни каких-либо входящих в нее объектов в новой редакции Постановления № 1 нет.
В новый классификатор вошли коды для разных видов оборудования, которых во времена разработки старого классификатора просто не существовало. Например, ноутбуки, планшетные компьютеры, телефоны с функцией компьютера. Предусмотрели код и для мобильных телефонов — 320.26.30.22 «Аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей». Но в Постановлении № 1 этот код не упоминается, хотя и присутствуют другие объекты из группы 320.26.30 «Оборудование коммуникационное», сотовых телефонов там нет.
В классификаторе ОК
Что это означает для бухгалтера?
Для поступающих после 1 января 2017 года материальных предметов из указанных групп, если по нормам Инструкции № 157н они подходят под определение основных средств, срок полезного использования придется устанавливать постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов.
Определяем срок полезного использования самостоятельно
Независимо от наличия или отсутствия кодов основных фондов в новом классификаторе приоритетными для бухгалтеров государственного сектора являются общие нормы Инструкции № 157н о порядке отнесения предметов к категории основных средств или материальных запасов:
основные средства — предметы материальные (п. 38 Инструкции № 157н);
учреждение владеет и пользуется предметами на праве оперативного управления (п. 38 Инструкции № 157н);
предметы являются самостоятельно функционирующими (п. 41, 45 Инструкции № 157н); не являются приспособлениями, принадлежностями к основному средству; не являются составными частями или запасными частями к основному средству;
предметы не входят в перечень материальных запасов, приведенный в пунктах 99, 118 Инструкции № 157н.
предметы допускают многоразовое или постоянное использование (не являются одноразовыми) (п. 38 Инструкции № 157н).
Ни один из этих пяти признаков в классификации ОК
Итак, по пяти признакам объект вроде бы подходит под определение основного средства. После этого следует в соответствии с указаниями в пункте 44 Инструкции № 157н определить нормативный срок его полезного использования. Хотя слово «нормативный» прямо в Инструкции № 157н не упоминается, важно понимать, что «срок полезного использования» это некий учетный показатель, а не эксплуатационный.
Согласно пункту 44 Инструкции № 157н сначала для определения срока полезного использования следует обратиться к Постановлению № 1. Естественно, в той его редакции, которая действует на дату поступления предмета в учреждение. Но, как мы уже видели, для очень многих предметов, широко используемых в организациях государственного сектора, в соответствии с новым взглядом на основные средства срок полезного использования не регламентирован.
Что делать в этом случае, также установлено пунктом 44 Инструкции № 157н.
Первое действие: определить срок полезного использования на основании рекомендаций, содержащихся в документах производителя. Это действие даже пытаться выполнить нет смысла, так как законодательство не требует от производителей давать такие рекомендации. Второе действие: определить срок полезного использования решением постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов.
Чем может руководствоваться комиссия, тоже определено в пункте 44 Инструкции № 157н:
ожидаемым сроком использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемым физическим износом, зависящим от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
гарантийным сроком использования объекта.
Минфин России в Письме № 02-07-08/78243 дает такой же совет: в случае наличия противоречий в применении прямого (обратного) переходного ключа, утвержденного Приказом № 458, и ОКОФ ОК
Из допускаемых Инструкцией № 157н методов самостоятельного определения срока полезного использования два параметра — неконкретные, их сложно обосновать документально. Зато гарантийный срок полезного использования должен быть всегда документально подтвержден. Этого требует Гражданский кодекс (п. 2 ст. 470). И, как правило, гарантия не превышает 12 месяцев. Таким образом, новый взгляд на основные средства дает учреждению право на совершенно законных основаниях — отсутствия предписаний в Постановлении № 1 и на основании установленного производителем или поставщиком срока гарантии — отнести многие приобретаемые предметы к категории материальных запасов. Только делать это следует не единоличным решением бухгалтера, а решением комиссии, или даже путем закрепления в учетной политике соответствующих решений для предметов, наиболее часто встречающихся в практике.
Против законодательства о госзакупках
В связи с новым взглядом на основные средства учреждениям очень часто придется принимать решения об отнесении предметов к материальным запасам или основным средствам не на основании нормативно-правовых актов, а самостоятельно. Нормы пункта 44 Инструкции № 157н предполагают, что на момент определения срока полезного использования у учреждения уже есть если не сам объект, то хотя бы документация производителя и/или поставщика. Нужны «рекомендации производителя» и «гарантийный срок эксплуатации». Хотя на федеральном уровне Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) исключена из процесса закупок для государственных (муниципальных) нужд, на других уровнях бюджета финансовые органы нередко встраивают свою систему контроля над кассовым исполнением между учреждением и органом казначейства, и такие системы часто контролируют кассовое исполнение с ее учетом. То есть решение о том, что из себя представляет предмет — основное средство или материальные запасы, — приходится принимать задолго до самой закупки. Что не совсем согласуется с методикой, изложенной в пункте 44 Инструкции № 157н.
Против контроля за выбором КОСГУ
При контроле за кассовыми расходами достаточно часто имеет место формальный подход к проверке выбора кода КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» / 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». В связи с изменениями законодательства в отношении основных средств многие такие претензии становятся безосновательными. Теперь можно ожидать таких вот диалогов:
— Как, вы покупаете сотовые телефоны по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ? Это же основные средства!
— Где это написано?
— Есть код в классификаторе!
— А где написано, что у них срок использования больше года?
И ответить нечего. Потому что в Постановлении № 1 нет срока. Потому что срок полезного использования может определять только само учреждение.
— Как это вы покупаете телевизоры по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ? Это же основные средства!
— А где написано, что у них срок больше года? Гарантия 1 год. Согласно пункту 44 Инструкции № 157н срок полезного использования определяем по сроку гарантии, если ее нет — в Постановлении № 1.
— А разве нет срока?
Действительно, нет.
— Как это вы ноутбуки покупаете по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»? Это же основные средства! Они в классификаторе основных фондов есть! И в старом, и в новом!
— Для них срок полезного использования не установлен. Можем сами определять. И определили — 1 год.
— Нельзя! Они же служат дольше.
— Можно. По Инструкции № 157н можно самим определить по гарантийному сроку.
— А почему гарантийный срок такой маленький?
— Вопрос к производителям.
У кого спросить совета?
Во всех этих новшествах бухгалтеры теряются. У кого спросить совета? В письме Минфина России от 30 декабря 2016 г. № 02-08-07/79584 бухгалтеры, желающие получить консультации по поводу применения нового классификатора ОКОФ, отсылаются в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). В этой рекомендации сразу два изъяна. Один — чисто технический. Сокращенное наименование Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии не «Росстандарт», а «Ростехрегулирование». Вторая ошибка — в том, что в обязанности Ростехрегулирования не входит предоставление консультаций по поводу применения классификаторов.
В соответствии с пунктом 2.2 Приказа № 458 обязанность консультировать заинтересованных лиц по переходу на новый классификатор основных фондов ОК
Согласно пункту 5.4.8 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 (далее — Положение № 294), в полномочия Ростехрегулирования входит «организационно-методическое обеспечение принятия и введения в действие общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений». Осуществление этой функции регулирует Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по принятию, введению в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, вносимых в них изменений и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденный приказом Минпромторга России от 28 апреля 2009 г. № 328 (далее — Регламент № 328). Согласно пункту 4 Регламента № 328 результатами исполнения государственной функции являются приказы Федерального агентства о принятии и введении в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийские классификаторы), внесенных в них изменений; представление принятых общероссийских классификаторов, изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, в Федеральную службу государственной статистики для включения в ее информационно-вычислительную сеть, в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, в подведомственную организацию для их официального опубликования, в федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов, для внесения принятых общероссийских классификаторов, изменений к ним в их автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.
Таким образом, исполнение этой функции не предполагает предоставления консультаций.
Также согласно пункту 5.4.7 Положения № 294 в полномочия Ростехрегулирования входит «учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам». Осуществление этой функции упорядочивает Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по исполнению государственной функции по учету национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечению их доступности заинтересованным лицам, утвержденный приказом Минпромторга России от 6 ноября 2008 г. № 266 (далее — Регламент № 266). Согласно пункту 5 Регламента № 266 конечными результатами исполнения государственной функции являются:
создание и поддержание в актуальном состоянии полных и достоверных данных об утвержденных документах в области стандартизации;
обеспечение доступности для пользователей документов в области стандартизации, утвержденной Федеральным агентством.
Таким образом, исполнение этой функции также не предполагает предоставления консультаций.
Из изученных материалов следует, что после 1 января 2017 года Ростехрегулирование не обязано предоставлять организациям государственного сектора консультации по вопросам перехода на новый классификатор основных фондов ОК