Карета скорой помощи
Отдельные медицинские бюджетные учреждения имеют в составе основных средств движимое имущество — автотранспорт специального назначения, социальную значимость которого трудно переоценить. А учет ложится на плечи бухгалтеров.
Бюджетные учреждения, включая станции скорой помощи, могут иметь на балансовом учете автомобили, оснащенные специальным медицинским оборудованием.
При этом в настоящее время станция скорой медицинской помощи каждодневно решает следующие вопросы:
современный подход к оказанию скорой медицинской помощи;
оперативное принятие мер для сохранения жизни пациентов путем наличия высококвалифицированного персонала, современного оборудования;
чуткое и доброе отношение ко всем категориям населения.
Согласно национальному проекту «Здоровье» станции скорой медицинской помощи оснащаются санитарными автомобилями, имеющими в своей комплектации необходимый набор материалов разового применения, медицинского оборудования, позволяющих оказать срочную медицинскую помощь.
Вместе с тем бухгалтерские (финансовые) службы (структурные подразделения) учреждений сталкиваются с определенными вопросами по учету и оформлению отдельных хозяйственных операций, связанных с использованием специальных автомобилей.
Практика их использования позволяет обобщить некоторые характерные аспекты.
Транспорт как ОЦДИ
Согласно пункту 3 статьи 298 Гражданского кодекса бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
При этом согласно пункту 9 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7‑ФЗ) имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом.
Согласно нормам Закона № 7‑ФЗ под ОЦДИ понимается движимое имущество бюджетных учреждений, без которого осуществление этими учреждениями своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Закона № 7‑ФЗ).
Виды ОЦДИ определяются:
федеральным законодательством для федеральных учреждений, имущество которых находится в федеральной собственности;
законодательством субъектов Российской Федерации для учреждений субъектов, имущество которых находится в собственности этих субъектов;
местной администрацией для муниципальных учреждений, имущество которых находится в муниципальной собственности.
С учетом изложенного ОЦДИ может быть приобретено бюджетным учреждением по любому из источников финансового обеспечения такой сделки:
субсидия на выполнение государственного задания;
субсидия на иную цель;
приносящая доход деятельность;
иной (благотворительность, внутриведомственная передача, из казны и др.).
Критерии и порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ установлен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538, согласно которому принятие решения об отнесении имущества учреждения к ОЦДИ входит в компетенцию учредителей бюджетных учреждений.
На основании изложенного автомобили скорой помощи могут приобретаться по источнику финансового обеспечения согласно утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее — ПФХД).
Обратите внимание, что полученными доходами от приносящей доход деятельности, а также приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности имуществом, в том числе включенным в перечень особо ценного движимого имущества, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Для принятия решения учредителем бюджетного учреждения об отнесении движимого имущества учреждения к ОЦДИ, утверждении перечней (внесение изменений в утвержденные перечни) учреждения представляют учредителю пакет документов с сопроводительным письмом.
Бухгалтерский учет
Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), включая машины скорой помощи, подлежит учету на счете 0 101 20 000 «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения».
По факту согласования учредителем внесения изменений в перечень ОЦДИ бухгалтер осуществит записи по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем».
Напомним, что на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» учитывается показатель расчетов с учредителем в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦДИ.
Изменение показателей осуществляется учреждением при составлении годовой бухгалтерской отчетности в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (или иной периодичности, определенной учредителем бюджетного учреждения).
Пример 1
Бюджетное учреждение согласно ПФХД на текущий финансовый год приобрело по договору купли-продажи автомобиль скорой помощи за 700 000 рублей по коду вида финансового обеспечения «5». Автомобиль включен в перечень ОЦДИ по основной деятельности.
Бухгалтер сделает следующие записи:
Дебет 5 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 5 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— осуществлены вложения при приобретении автомобиля в сумме 700 000 рублей;
Дебет 5 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 5 106 21 410
«Уменьшение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
Дебет 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— приняты к учету вложения по переводу КВФО «5» на КВФО «4» в сумме 700 000 рублей;
Дебет 4 101 25 310
Увеличение стоимости транспортных средств — особо ценного движимого имущества учреждения«
Кредит 4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
— принято к учету транспортное средство на сумму 700 000 рублей;
Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 210 06 660
«Уменьшение расчетов с учредителем»
— отражение объема прав по расчетам с учредителем на сумму 700 000 рублей.
При определении срока полезного использования специальных автомобилей комиссии по принятию и выбытию активов необходимо руководствоваться Межгосударственным стандартом «Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний. ГОСТ
класс A — автомобиль, предназначенный для санитарной эвакуации пациентов без явных признаков угрозы жизни в сопровождении медицинских работников:
класс A1 — для транспортировки одного пациента;
класс A2 — для транспортировки одного или более пациентов на носилках / кресле (креслах);
класс B — автомобиль, предназначенный для оказания скорой медицинской помощи силами выездной бригады скорой медицинской помощи, санитарной эвакуации и мониторинга состояния организма человека вне медицинской организации;
класс C (реанимобиль) — автомобиль, предназначенный для проведения мероприятий скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи силами реанимационных или специализированных реанимационных выездных бригад скорой медицинской помощи, санитарной эвакуации и мониторинга состояния организма человека вне медицинской организации.
Согласно Стандарту ГОСТ
Оснащение машин скорой помощи
Оснащение машин скорой помощи учитывает появление новых видов медицинской техники и позволяет применять современные медицинские технологии (Стандарт оснащения станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи Приложения № 5 к приказу Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»).
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и эксплуатации независимо от места изготовления.
Пунктом 1.6 раздела 1 Приложения № 6 к указанному регламенту установлены требования к автомобилям скорой медицинской помощи.
Принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету оснащения медицинского автотранспорта необходимым оборудованием медицинского назначения осуществляется согласно пункту 41 Инструкции № 157н, которым определено, что объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Таким образом, приобретенное необходимое медицинское оборудование подлежит бухгалтерскому (бюджетному) учету в составе основных средств как отдельный (обособленный) объект.
Следует отметить, что отнесение материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам является компетенцией бюджетного учреждения.
Ситуация
Учреждением (независимо от статуса) приобретен автомобиль скорой медицинской помощи, оснащенный специализированным оборудованием. Заключенный договор (государственный контракт) имеет в составе спецификацию с указанием подробного описания комплектации.
При этом цена договора указана без расшифровки цены на каждый предмет специального оборудования (без стоимостной разбивки комплектации).
Вопрос: как оформить хозяйственную операцию (принять к бухгалтерскому (бюджетному) учету) такую поставку?
Решение указанного вопроса лежит в основе положений Инструкции № 157н (п. 41). Комплекс конструктивно-сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Согласно пункту 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.
Решение о принятии к бухгалтерскому (бюджетному) учету нефинансового актива в составе основных средств принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в учреждении на постоянной основе.
Аналитический учет основных средств ведется в Инвентарных карточках учета нефинансовых активов (ф. 0504031) (далее — Инвентарная карточка) (п. 54 Инструкции № 157н, Приложение № 3 к Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).
При этом в Инвентарную карточку необходимо внести данные об оснащении специальным медицинским оборудованием из первичных учетных документов, технического паспорта — в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки необходимо отразить данные об оборудовании, оснащающем автомобиль.
Оснащение машин скорой медицинской помощи зависит от их класса, перечень оснащения машин каждого класса регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 1 декабря 2005 г. № 752.
Автомобиль для транспортировки пациентов (класс А) — машина скорой медицинской помощи, предназначенная для транспортировки пациентов, предположительно не являющихся экстренными пациентами, в сопровождении медицинского персонала.
Автомобиль экстренной медицинской помощи (класс В) — машина скорой медицинской помощи, предназначенная для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.
Реанимобиль (класс С) — машина скорой медицинской помощи, предназначенная для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами реанимационной или специализированной бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.
Отдельные запасные части специального оборудования, предназначенные для замены изношенного, вышедшего из строя оборудования в специальных автомобилях скорой медицинской помощи, подлежат учету в составе запасных частей на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».
Выдача оборудования при установке его в автомобиль отражается на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».
Путевой лист
С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.
Вместе с тем таковыми остаются формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.
Кроме того, согласно статье 7 и статье 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон №
Согласно статье 6 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259‑ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством РФ.
Обязательные реквизиты путевого листа установлены приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Порядок № 152).
Согласно пункту 9 Порядка № 152 путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа.
Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Порядка № 152).
Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в Журнале регистрации путевых листов и хранить их не менее пяти лет (п. 17, 18 Порядка № 152).
При этом с 26 февраля 2017 года введено требование указывать в путевом листе дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Эти сведения проставляются контролером и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (п. 16.1 Порядка № 152).
Обратите внимание, что указанные изменения необходимо внести в сформированную учетную политику в части оформления первичных учетных документов.
К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляются профессиональные и квалификационные требования, определенные приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Справочно
Сформированная учетная политика применяется учреждением непрерывно из года в год, неизменно в течение года, за исключением вносимых изменений согласно действующему законодательству.
Путевой лист упомянут в составе обязательных документов, находящихся при водителе транспортного средства (и по требованию сотрудников полиции должен передаваться им для проверки), в Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (п. 2.1.1).
Согласно должностным обязанностям санитара-водителя, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», помимо помощи врачу и фельдшеру при выполнении ими диагностических и лечебных манипуляций санитар-водитель оформляет путевые документы.
Дату и время предрейсового и послерейсового медосмотров водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом. Кроме того, по результатам предрейсового осмотра в путевом листе медработнику необходимо сделать запись: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».
Отсутствие обязательных документов у водителя, включая путевой лист, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей (ст. 12.3 КоАП).
Справочно
Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.
В случае самостоятельной разработки бланка путевого листа бюджетным учреждением он должен отвечать требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ).
Расходование материальных запасов
Необходимость путевого листа определена не только необходимостью учета и обоснования произведенных расходов ГСМ бюджетным учреждением — оформленный путевой лист позволит осуществить контроль использования машин скорой помощи, ГСМ, материальных запасов (запасных частей) с учетом пробега.
Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению и утверждены распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» в редакции распоряжения Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р (далее — Распоряжение).
Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях — при работе специальных автомобилей (в том числе автомобилей скорой помощи), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т. п. — до 20 процентов.
Поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля, установлены пунктом 5 Распоряжения. Условия и величина коэффициентов, снижающих нормы расхода топлива, приведены в пункте 6 Распоряжения.
В отношении тех автомобилей, для которых нормы расхода топлив и смазочных материалов не утверждены, учреждению рекомендуется руководствоваться технической документацией или информацией, предоставляемой заводом-изготовителем.
Нормы расходования ГСМ могут быть увеличены исключительно с подтверждающими обоснованиями: контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения или специализированными комиссиями, осуществляющими исследования по соблюдению владельцами транспортных средств правил их эксплуатации.
В настоящее время приобрело популярность заключение договоров (государственных контрактов) поставки топлива с применением топливных карт АЗС.
Стоимость заправки в таком случае списывается с топливной карты (счета) учреждения в момент обработки трансакции обслуживания, полученной при инкассации с терминала.
Удобство использования топливных карт говорит само за себя: водители автомобилей скорой медицинской помощи избавлены от наличных (подотчетных) денежных средств.
При этом топливные карты являются собственностью поставщика, и их учет учреждение вправе организовать с применением забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности» согласно сформированной учетной политике (в соответствии с п. 337 Инструкции № 157н перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики).
При этом для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности бюджетные организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие.
Обратите внимание, что при формировании бюджетных смет казенных учреждений и планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений учреждения государственного сектора должны прилагать обоснования (расчеты) плановых показателей, использованных при формировании смет, планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Пример 2
Бюджетное учреждение согласно заключенному договору поставки топлива приняло к бухгалтерскому учету топливную карту, переданную без указания стоимости.
По представленным чекам терминалов АЗС, указанных в перечне обслуживания бюджетного учреждения, расход топлива составил 10 800 рублей.
Бухгалтер сделает следующие записи:
— увеличение забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности» на сумму 1 рубль (бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке один бланк — один рубль, а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики, — по стоимости приобретения бланков. Внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и (или) места хранения);
Дебет 0 208 34 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»
Кредит 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— выдана в подотчет топливная карта;
Дебет 0 105 33 340
«Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 208 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»
— принят к учету бензин согласно чекам терминалов на сумму 10 800 рублей.
Налоговый учет
НДС
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом пунктом 2 данной статьи указанного кодекса определен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС.
В случае оказания исключительно медицинских услуг учреждением, освобожденным от уплаты НДС, на основании пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса сумма «входящего» НДС по приобретаемым транспортным средствам должна быть включена в первоначальную стоимость данных транспортных средств независимо от источника финансирования их приобретения.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса на бюджетные учреждения — получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как облагаемые с даты их получения.
Транспортный налог
Согласно нормам главы 28 Налогового кодекса транспортный налог является региональным налогом, который вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Конкретные размеры ставок устанавливают законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в статье 361 Налогового кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 358 Налогового кодекса установлены транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения в целях главы 28 Налогового кодекса «Транспортный налог».