Автомобили, автомобили…
Автомобиль это не роскошь, а средство передвижения, относящееся к основным фондам учреждения. Как и все объекты, он проходит путь от постановки на учет до списания (выбытия). Процедура снятия с учета автомобиля в казенном учреждении совпадает с общим порядком списания объектов основных средств.
Все имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Без согласия собственника имущества учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Порядок списания имущества для подведомственных учреждений устанавливает главный распорядитель бюджетных средств.
Законодательная база
Особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов, закреплены постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834 (далее — Постановление № 834). Порядок представления документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10 марта 2011 г. № 96/30н.
Согласно пункту 3 Постановления № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если оно:
- непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
- выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
Решение о списании федерального имущества организацией принимает постоянно действующая комиссия учреждения. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации. Для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты, которые включаются в ее состав на добровольной основе.
В полномочия комиссии входят:
- осмотр имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
- принятие решения по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;
- установление причин списания, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины;
- подготовка акта о списании федерального имущества в зависимости от вида списываемого имущества по установленной форме;
- формирование пакета документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.
Приказом руководителя на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, а также при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.
Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней. Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее 2/3 членов состава комиссии (п. 7 Постановления № 834).
Решение о списании федерального имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании.
Внимание!
В отношении конкретного федерального казенного учреждения, территориального органа власти действует свой порядок согласования решения о списании федерального имущества, разработанный соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества.
Согласование решения
В целях согласования решения о списании руководитель учреждения направляет документы в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение. Прежде всего — перечень объектов федерального имущества, предполагаемых к списанию.
В перечне указываются:
- номер по порядку;
- наименование объекта федерального имущества;
- инвентарный номер в случае его присвоения;
- год ввода в эксплуатацию (год выпуска);
- балансовая стоимость объекта на момент принятия решения о списании;
- остаточная стоимость на момент принятия решения о списании;
- срок полезного использования и срок фактического использования на момент принятия решения о списании.
Кроме перечня учреждение готовит:
- копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее составе, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;
- копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
- акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.
Указанные документы направляются сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.
Списание автомобиля
К отражению в бухгалтерском учете принимается Акт при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества и утверждающей надписи на Акте руководителя учреждения. Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о его списании (выбытии) и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н[1], п. 11 Положения № 834).
Одно из отличий автотранспорта от других объектов основных средств — регистрационный учет. Его необходимо не только списать с бухгалтерского (бюджетного) учета, но и снять с учета в органах ГИБДД (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).
В бухгалтерском учете учреждения операции по списанию автомобиля отражаются в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н):
Дебет 1 104 35 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списана сумма ранее начисленной амортизации похищенного автомобиля;
Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списана сумма остаточной стоимости похищенного автомобиля.
Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в том числе по завершении мероприятий, предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств, в том числе по основанию морального и физического износа объекта, нецелесообразности дальнейшего его использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления (п. 51 Инструкции № 157н). К таким мероприятиям относятся разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и иные касающиеся объекта действия. Договор на проведение указанных работ с автомобилем должен быть оформлен с использованием процедур, предусмотренных Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Продажа
Вопрос реализации транспортных средств освещен в письме Федерального казначейства от 28 декабря 2012 г. № 42-7.4-05/8.0-748 (далее — письмо № 42-7.4-05/8.0-748). В нем указано, что реализация транспортного средства осуществляется на основании договора купли-продажи (гл. 30 ГК РФ). При этом проведение оценки государственного имущества является обязательным (ст. 8 Закона № 135-ФЗ[2]). Средства от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, подлежат зачислению в доход федерального бюджета по нормативу 100 процентов (абз. 3 п. 1 ст. 51 БК РФ).
Операции по реализации транспортного средства отражаются записями в соответствии с Инструкцией № 162н:
Дебет 1 205 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислен доход от реализации транспортного средства;
Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
— начислен НДС;
Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль;
Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— отражена сумма задолженности перед бюджетом от реализации транспортного средства;
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 205 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»
— отражено исполнение обязательства по перечислению в доход бюджета суммы дохода от реализации транспортного средства;
Дебет 1 303 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
Кредит 1 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам»
— уплачена сумма налога на прибыль;
Дебет 1 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 1 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам»
— уплачен налог на добавленную стоимость.
Утилизация
Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется также по завершении мероприятий, предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств, в том числе по основанию морального и физического износа объекта, нецелесообразности дальнейшего его использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления (п. 51 Инструкции № 157н). К таким мероприятиям относятся разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и тому подобные действия, касающиеся объекта.
Материальные запасы, полученные от ликвидации основных средств (автомобиля) и остающиеся в распоряжении учреждения, а также материальные запасы, остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд после проведения ремонтных работ (в том числе демонтажа), работ по разукомплектации объектов нефинансовых активов, подлежат учету по фактической стоимости. Она определяется исходя из текущей оценочной стоимости, а также сумм, которые учреждение уплачивает за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Запасные части, шины, полученные в результате ликвидации автомобиля и пригодные для дальнейшего использования, принимаются к учету по рыночной стоимости, что отражается записью (п. 23 Инструкции № 162н):
Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— приняты к учету материальные запасы, полученные от ликвидации автомобиля и пригодные для дальнейшего использования.
Аналитический учет полученных материальных ценностей ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042), Карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043).
После оприходования деталей, пригодных для дальнейшей эксплуатации, оставшиеся части автомобиля могут быть утилизированы как металлолом. При этом казенное учреждение металлолом, как и любое иное имущество, может реализовывать только в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти. Средства от реализации имущества, принадлежащего казенному учреждению на праве оперативного управления, независимо от источников его приобретения должны перечисляться в доход соответствующего бюджета (п. 3 ст. 41 БК РФ).
В письме № 42-7.4-05/8.0-748 также уделено внимание вопросу реализации металлолома в казенном учреждении. В частности указано, что при реализации имущества казенное учреждение является плательщиком налога на прибыль (ст. 247 НК РФ). В этом случае доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме (ст. 249 НК РФ).
Стоимость полученных материалов при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств признается внереализационными доходами налогоплательщика (п. 13 ст. 250 НК РФ).
В силу подпункта 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса реализация металлолома освобождается от обложения НДС.
Реализация металлолома, полученного после разбора списанного автомобиля, в учете учреждения отражается записями согласно Инструкции № 162н:
Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принят к учету металлолом, полученный при ликвидации автомобиля;
Дебет 1 205 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислен доход от реализации металлолома;
Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— списана стоимость металлолома;
Дебет 1 304 04 440
«Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытия материальных запасов»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома;
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 205 74 660
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
— отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании Извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет (казенное учреждение наделено полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет);
Дебет 1 210 02 440
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов»
Кредит 1 205 74 660
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
— отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета (казенное учреждение является администратором доходов бюджета);
Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль;
Дебет 1 303 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
Кредит 1 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам»
— перечислен в бюджет налог на прибыль;
Угон
Если в учреждении произошла кража (хищение имущества), то штатного проведения инвентаризации с последующим списанием объекта недостаточно. Руководитель учреждения должен подать заявление о краже (хищении) имущества в органы внутренних дел, которое станет основанием для возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 140 УПК РФ) и получить под роспись талон-уведомление с указанием данных о лице, принявшем заявление, а также даты и времени его принятия[3].
В соответствии с пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания), при установлении фактов хищений или злоупотреблений проводится внеплановая инвентаризация. Цель проведения этого мероприятия — установление количества и стоимости похищенного имущества, поэтому нет необходимости проверять все объекты, стоящие на балансе учреждения.
Инвентаризацию проводит комиссия, состав которой утвержден руководителем учреждения. Она проверяет фактическое наличие имущества путем подсчета, взвешивания, обмера и вносит в инвентаризационные описи данные о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества (п. 2.7 Методических указаний).
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Методических указаний). Заполненные документы подписываются председателем, членами комиссии и сдаются в бухгалтерию для дальнейшей сверки.
Приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» для отражения результатов инвентаризации приняты следующие формы:
- 0504081 — Инвентаризационная опись ценных бумаг;
- 0504082 — Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств;
- 0504083 — Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам);
- 0504084 — Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах;
- 0504085 — Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям;
- 0504086 — Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов;
- 0504087 — Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов;
- 0504088 — Инвентаризационная опись наличных денежных средств;
- 0504089 — Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;
- 0504091 — Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям.
На основании инвентаризационной описи (сличительной ведомости) составляется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее — Акт (ф. 0504835)). При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к Акту (ф. 0504835) прилагается Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). На основании Акта (ф. 0504835), оформленного в установленном порядке, производится отметка о выбытии автомобиля в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Согласно пункту 220 Инструкции № 157н, причиненный ущерб определяют исходя из текущей восстановительной стоимости объекта на день обнаружения потери. При этом под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.
В учете учреждения операции по отражению недостачи оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). С даты возникновения ущерба (хищения) по счету 209 00 «Расчеты по ущербу имущества» в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) ведется аналитический учет по похищенному имуществу.
В учете казенного учреждения операции отражаются записями согласно Инструкции № 162н:
Дебет 1 104 35 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списана сумма ранее начисленной амортизации похищенного автомобиля;
Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списана сумма остаточной стоимости похищенного автомобиля;
Дебет 1 209 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— отражена сумма выявленного ущерба от хищения основного средства по текущей восстановительной стоимости.
Кроме того, по данным бухгалтерского (бюджетного) учета определяют количество топлива, находящегося в баке автомобиля. Операции по списанию топлива (бензина) в угнанном автомобиле в бухгалтерском (бюджетном) учете оформляются записями:
Дебет 0 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 1 105 33 440
«Уменьшение стоимости горючесмазочных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— списано топливо (бензин), находящееся в баке угнанного автомобиля.
Учреждение может списать сумму причиненного ущерба, отраженную в бухгалтерском учете, только при наличии документов, полученных от следственных или судебных органов. Согласно пункту 1 части 1 статьи 208 УПК РФ в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается.
Если следственные органы официально уведомляют учреждение о невозможности установления виновных лиц и приостановлении уголовного дела, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным, сумма выявленной недостачи списывается с баланса казенного учреждения. В письме Минфина России от 29 мая 2012 г. № 02-06-10/1902 (далее — Письмо № 02-06-10/1902) указано, что наличие документа о приостановлении (прекращении) исполнительного производства по основаниям, предусмотренным Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является достаточным основанием для принятия решения о списании дебиторской задолженности, признанной нереальной к взысканию в связи с отсутствием должника, с балансового учета. Субъект учета не вправе отчуждать имущество либо распоряжаться им иным способом без согласия собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя.
В учете учреждения производится запись:
Дебет 1 401 10 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
Кредит 1 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— списан ущерб от хищения основного средства с одновременным отражением на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Порядок учета дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» определен в пункте 339 Инструкции № 157н. Он ведется с момента признания задолженности в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию и списания с балансового учета для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания.
В последующем списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности осуществляется:
- по истечении срока наблюдения (пяти лет или иного срока, установленного законодательством);
- при возобновлении процедуры взыскания задолженности;
- при поступлении средств в погашение задолженности (Письмо № 02-06-10/1902).
В случае если угнанный автомобиль найден и возвращен учреждению, его следует вновь принять к учету. В Инструкциях и Налоговом кодексе нет прямых указаний о порядке определения стоимости транспортного средства, найденного после угона. По решению учреждения найденный автомобиль может приниматься к учету по остаточной стоимости на момент угона или по рыночной стоимости на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим первичным (сводным) учетным документом согласно Инструкции № 157н.
В учете это отражается записями:
Дебет 1 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— принят к учету автомобиль, возвращенный учреждению после угона.
На транспортное средство, принятое к учету, заводится Инвентарная карточка (ф. 0504031).
Порядок отражения операции по принятию к бухгалтерскому (бюджетному) учету необходимо отразить в сформированной учетной политике учреждения.
Страховые выплаты
Если угнанный автомобиль был застрахован от угона, то учреждение, получив в органах внутренних дел документы (справку из органов МВД России, подтверждающую факт обращения по поводу хищения автомобиля, постановление о возбуждении уголовного дела в связи с хищением автомобиля или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела), имеет право обратиться в страховую компанию за выплатой страхового возмещения. Учреждение сможет получить денежные средства от страховщика не ранее чем через два месяца, что совпадает со сроком, необходимым для приостановления уголовного дела. Считается, что в течение этого срока машина находится в розыске.
Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса, пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса доходы, полученные от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели бюджетных средств (в частности, казенные учреждения), подлежат зачислению в соответствующий бюджет по нормативу 100 процентов. То есть страховые выплаты, полученные казенным учреждением в рамках страхования собственника транспортных средств от угона, подлежат зачислению в бюджет. Получение страхового возмещения в учете казенного учреждения отражается записями в соответствии с Инструкцией № 162н:
Дебет 1 209 40 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— начислена страховая выплата в соответствии с решением страховой компании;
Дебет 1 210 02 140
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— зачислена в бюджет страховая выплата, поступившая от страховой организации в возмещение вреда (казенное учреждение является администратором доходов бюджета);
Дебет 1 304 04 140
«Внутриведомственные расчеты по доходам по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— отражена задолженность перед бюджетом в сумме страховой выплаты (казенное учреждение наделено полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет);
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— поступило страховое возмещение (казенное учреждение наделено полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет).
Угон и налоги
НДС
Выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей (например, в связи хищением), на основании норм статей 39 и 146 Налогового кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является. Позиция озвучена в письме Минфина России от 1 ноября 2007 г. № 03-07-15/175.
Налог на имущество
В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Следовательно, после списания с баланса казенного учреждения угнанного автотранспортного средства его стоимость перестает включаться в базу по налогу на имущество.
Транспортный налог
Вопрос о транспортном налоге в отношении угнанного транспортного средства, находящегося в розыске, подробно рассмотрен в письме ФНС России от 30 сентября 2015 г. № БС-3-11/3660@.
В этом документе указано, что на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса транспортное средство, находящееся в розыске (при условии подтверждения факта его угона документом, выдаваемым уполномоченным органом), не является объектом налогообложения по транспортному налогу. Поскольку учреждение самостоятельно исчисляет транспортный налог, то для избежания претензий со стороны налоговых органов налогоплательщику следует подтвердить списание автомобиля с баланса учреждения в связи с его угоном (без снятия с учета в ГИБДД) справками из ОВД.
Если налогоплательщик представит не подлинник, а копию справки об угоне зарегистрированного на него транспортного средства, то инспекция для освобождения от обложения транспортным налогом должна направить в подразделение ОМВД запрос о подтверждении факта угона. До снятия угнанного автомобиля с учета налогоплательщик в целях освобождения этого транспортного средства от налогообложения должен ежегодно подтверждать факт нахождения угнанного транспортного средства в розыске.
Если налогоплательщик не представит в инспекцию доказательств об отсутствии задолженности по транспортному налогу в течение того налогового периода, в котором был угон, то ему будет начислен этот налог за спорный период. Московский городской суд в апелляционном определении от 26 июня 2015 г. по делу № 33-14816 указал, что справка, направленная по истечении расчетного налогового периода, будет признана представленной с опозданием. По мнению суда, зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия.
Согласно информационному письму ФНС России «О налогообложении автомобиля, находящегося в угоне», если от налогоплательщика в налоговый орган не поступило подлинника справки, подтверждающей факт угона (кражи) зарегистрированного на него транспортного средства, выданной ОВД, то у него отсутствуют законные основания для освобождения от уплаты транспортного налога по похищенной машине вплоть до месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик представит в налоговый орган указанную справку.
Транспортный налог по угнанному автомобилю исчисляется с учетом количества месяцев, в течение которых он находился в собственности физического или юридического лица. При этом месяцы его похищения и возврата включаются в период, за который исчисляется налог.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).
[2] Закон от 29 июля 1998 г. № 135ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
[3] Пункт 4 Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, утвержденной приказом Минюста России от 11 июля 2006 г. № 250.