Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету
Как подтвердить приобретение (оплату) проездных документов при помощи банковской карты либо с использованием электронной сети интернет?
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Соответственно при приобретении авиабилета в бездокументарной форме (электронный билет) документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, а также посадочный талон, подтверждающий перелет лица, имеющего право на компенсацию по указанному в электронном авиабилете маршруту, а также документы, подтверждающие оплату работником электронного билета, в том числе третьим лицом по поручению и за счет работника.
Отвечала А. А. АНДРЕЕВА, советник государственной гражданской службы 2 класса
Просим разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете операций по оплате обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств.
Средства, поступающие бюджетному учреждению, в том числе и средства, предоставляемые из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), средства, поступающие на иные цели (целевые субсидии), не являются средствами соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации после их списания со счета бюджета.
Таким образом, средства, полученные бюджетным учреждением в виде неустойки по договорам, в том числе некассовым методом, являются доходами бюджетного учреждения и не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В случае если оплата договора на приобретение нефинансовых активов была осуществлена федеральным бюджетным учреждением за счет субсидии на выполнение государственного задания в размере оплаты поставщику (исполнителю) суммы, уменьшенной на сумму неустойки, сумма неустойки отражается как некассовая операция в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет):
- по виду деятельности «субсидии на выполнение государственного задания» — в разделе 2 «Расходы учреждения», в графе 8 по соответствующей строке расходов, и в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения», в графе 8 в строке 831 со знаком «плюс»;
- по приносящей доход деятельности — в разделе 1 «Доходы учреждения», в графе 8 по строке 050, и в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения», в графе 8 в строке 832 со знаком «минус».
Обратите внимание, что денежные средства, полученные учреждением в виде субсидии на выполнение государственного задания и от приносящей доход деятельности, отражаются на одном лицевом счете с кодом 20, в связи с чем в графе 5 Отчета показатели по указанным средствам не формируются.
Операции по оплате обязательств с удержанием неустойки, исчисленной согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств, отражаются в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 2 205 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— предъявление неустойки по условиям гражданско-правового договора;
Дебет 4 302 ХХ 830
«Уменьшение кредиторской задолженности»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— прекращение встречного требования зачетом согласно акту, иному документу в сумме исполненного денежного обязательства;
Дебет 2 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 2 205 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— прекращение встречного требования зачетом согласно акту, иному документу в сумме исполненного требования по неустойке.
Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог
В связи с тем что законодательством Российской Федерации не определено, относятся или нет документы об образовании и о квалификации, выдаваемые образовательными учреждениями лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, к бланкам строгой отчетности, просим разъяснить возможность осуществления закупки бланков документов об образовании и о квалификации, а также иной типографской продукции, используемой федеральными казенными профессиональными образовательными учреждениями, по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» как бланочную продукцию.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).
Согласно пункту 118 Инструкции № 157н бланочная продукция строгой отчетности (бланки ценных бумаг, квитанционные книжки, голограммы, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, бланки трудовых книжек (вкладышей к ним) и другие бланки, изготовленные типографским способом по форме, утвержденной правовым актом органа власти, содержащие номер, серию, имеющие степень защиты и специальные требования по их хранению, выдаче и уничтожению) не относится к печатной продукции, учитываемой в составе материальных запасов.
В соответствии с пунктом 337 Инструкции № 157н бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке: один бланк, один рубль, а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики, — по стоимости приобретения бланков.
Согласно пункту 3 статьи 60 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273?ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273?ФЗ) лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Согласно пункту 4 статьи 60 Закона № 273?ФЗ в Российской Федерации лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы установленного образца. Образцы таких документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере образования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 приказа Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним» документ о высшем образовании и о квалификации (далее — диплом) состоит из титула диплома (далее — титул) и приложения к диплому (далее — приложение). Бланк титула и бланк приложения являются защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня «Б» и изготавливаются по единому образцу в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными приказом Минфина России от 7 февраля 2003 г. № 14н.
Согласно приказу Минобрнауки России от 13 февраля 2014 г. № 112 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» бланки документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликаты хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 октября 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов:
- относящихся к материальным запасам, в том числе приобретение бланочной продукции, а также иной типографской продукции, используемой федеральными казенными профессиональными образовательными учреждениями, за исключением бланков строгой отчетности, следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ;
- относящихся к бланкам строгой отчетности (документы об образовании и о квалификации, например, документы о государственной аттестации (дипломы) и т. д.), следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Отвечала Р. П. АЛЕКСЕЕВА, методолог
Просим вас дать разъяснения о порядке ликвидации дебиторской задолженности, скопившейся на счетах исправительных учреждений, которая была удержана в пользу взыскателей и возвращена как невостребованная.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса порядок списания дебиторской задолженности определяется главным администратором (администратором) доходов бюджета.
Под дебиторской задолженностью понимается сумма долгов, причитающаяся учреждению. При этом среди просроченной дебиторской задолженности может быть задолженность, нереальная к взысканию, которая при определенных условиях подлежит списанию с балансового учета.
Вместе с тем суммы, удержанные из заработной платы в пользу третьих лиц, в том числе на основании предъявленных исполнительных листов, являются кредиторской задолженностью. Кроме того, указанная кредиторская задолженность в пользу третьих лиц по своей сути не является задолженностью по обязательствам, принятым публично-правовым образованием или действующим от его имени казенным учреждением предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета.
Таким образом, у учреждения отсутствует право распоряжаться указанной задолженностью физических лиц перед третьими лицами.
Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией № 157н. В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.
Согласно пункту 273 Инструкции № 157н учет расчетов по удержаниям из заработной платы, в том числе на основании исполнительных листов, ведется на счете 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».
Отвечала Р. П. АЛЕКСЕЕВА, методолог
Какую форму табеля учета рабочего времени возможно применять в муниципальном автономном учреждении?
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Применяемые в настоящее время формы первичных учетных документов установлены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н).
В рамках Приказа № 173н для учета рабочего времени и расчета оплаты труда для организаций государственного сектора предусмотрены к применению две формы документа:
- Т-13 «Табель учета рабочего времени» (ф. 0301008) (утвержден постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»);
- «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы» (ф. 0504421),
разработанные Минфином России в Приказе № 173н.
Применяемые формы первичных учетных документов определяются сформированной учетной политикой.
Отвечала С. Н. Иванцова, консультант
Бюджетному учреждению безвозмездно передали книги по договору благотворительной деятельности. Часть книг были розданы по ведомости. Может ли наше учреждение продать оставшиеся книги? Доход будет направлен в состав иной приносящей доход деятельности.
Учреждения могут осуществлять деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Право на осуществление приносящей доходы деятельности может быть предоставлено учреждению в соответствии с учредительными документами. Если приносящая доход деятельность бюджетного учреждения отражена в Уставе, то учреждение имеет право осуществлять ее. В случае закрытого перечня приносящей доход деятельности учреждение не вправе осуществлять реализацию книг.
Группировку доходов и расходов, а также метод их определения необходимо отразить в учетной политике в разделах для целей бухгалтерского и налогового учета. Определение цены реализуемого товара осуществляется:
в бухгалтерском учете — по текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н);
в налоговом учете — исходя из рыночных цен. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса с учетом положений главы 25 Налогового кодекса.
Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Подскажите, пожалуйста, при отсутствии в штатном расписании экономиста и имеющемся договоре с централизованной бухгалтерией об экономическом обслуживании кто должен рассчитать и обосновать штатную численность школьной бухгалтерии?
По результатам проверки контрольного органа одним из нарушений стало превышение штатной численности сотрудников школьной бухгалтерии.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель учреждения обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. При принятии решения руководителем учреждения организовать бухгалтерскую службу или ввести в штат бухгалтера для определения штатной численности персонала он должен придерживаться ведомственных норм. Так, согласно пункту 3 статьи 28 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273?ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится установление штатного расписания. Количество штатных единиц управленческого и технического персонала зависит от количества обучаемых. При этом необходимо также руководствоваться типовыми штатами. Они носят рекомендательный характер при расчете минимально необходимого числа сотрудников учреждений, объем работы, которых не превышает предусмотренные в них показатели для введения той или иной должности. В пределах средств, выделенных на оплату труда, руководитель имеет право ввести или сократить должность бухгалтера. Но это должно быть экономически обосновано.
Расчеты необходимой численности работников учреждения проводятся по всем видам работ, которые осуществляются или должны осуществляться в учреждении, — как по основным, так и по административно-управленческим, а также инженерно-техническим, хозяйственным, вспомогательным работам. После составления перечня и определения необходимых ежегодных объемов каждой из работ делаются расчеты трудозатрат и штатов, потребных для выполнения этих работ. Трудозатраты рассчитываются по каждому виду работы с использованием нормативов по труду — межотраслевых, отраслевых (типовых).
Отвечала Л. А. Емельянова, консультант
В 2014 году в нашем учреждении была проведена ревизия исполнения сметы расходов с августа 2012 по август 2014 года. В ходе ревизии установлено, что в 2013 году допускались случаи, когда за счет свободных средств, полученные в кассу по одному КБК, производился расход по другому КБК. Так, например, за счет свободного остатка по КОСГУ 340 была выплачена заработная плата по КОСГУ 211, в дальнейшем сумма по КОСГУ 211 была дополучена (примерно в течение 15–16 дней) в кассу. Средства, полученные ранее по КОСГУ 340, в последующем использованы по назначению. Мы считали это как временное отвлечение средств. Смета исполнена в строгом соответствии с выделенными бюджетными средствами. Ревизоры же посчитали это нам как нецелевое расходование средств, и было вынесено предписание об уменьшении финансирования. Вопрос состоит в том, будет ли временное отвлечение средств, в последующем восстановленное, считаться нецелевым расходованием бюджетных средств?
Одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ, установленных статьей 28 Бюджетного кодекса, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Нецелевое использование денежных средств по отношению к временному отвлечению денежных средств является более широким понятием нарушения, связанного с направлением и использованием денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения (назначения). При этом временное отвлечение денежных средств на цели, отличные от назначения данных средств, как правило, рассматривается лишь в качестве частного случая (одного из видов) нецелевого использования средств.
Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, рассматриваются в качестве нецелевого использования бюджетных средств статьями Бюджетного кодекса:
- в соответствии со статьей 289, действовавшей в 2013 году, нецелевым признается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (данная статья действовала до 23 июля 2013 г.);
- в соответствии со статьей 306.4 нецелевое использование бюджетных средств признается таковым в случаях направления средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплаты денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из вышеизложенного следует, что ваша ситуация подпадает под нецелевое использование бюджетных средств, поэтому контролирующие органы правомерно обратили внимание на этот факт.
Отвечала А. Л. Станиславская, методолог
Подскажите, пожалуйста, возможно ли применение льготы по налогу на имущество на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса, в соответствии с которым не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества: объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты. На балансе учреждения находится имущество, переданное в оперативное управление для осуществления обслуживания, то есть проезды, площадки, сета наружного освещения и другие объекты городского коммунального хозяйства.
В статье 374 Налогового кодекса определены объекты, облагаемые налогом на имущество организаций. К ним относится движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе учреждений в качестве объектов основных средств, к которым в том числе относятся и объекты внешнего благоустройства. В письме Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-05-05-01/47603 рассматривается вопрос о применении подпункта 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса в отношении ливневых канализаций города, принадлежащих казенному предприятию на праве оперативного управления. Считаем, что данное письмо возможно применить по аналогии к рассматриваемому вопросу. Также хотим обратить внимание на статью 381 Налогового кодекса, где представлен полный перечень организаций, имеющих льготу по данному налогу. Приходим к выводу, что объекты внешнего благоустройства (проезды, площадки, сета наружного освещения и др. объекты городского коммунального хозяйства) признаются объектом обложения налогом на имущество.
Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Учреждение приобрело карты экспрессоплаты сотовой связи и приняло их к учету по счету 201 35 «Денежные документы». Активировать данные карты не успели. Оператор сотовой связи продлевать срок действия карт оплаты отказался. Как правильно списать данные денежные документы?
Расходы на приобретение карт экспрессоплаты сотовой связи в соответствии с Указаниями № 65н относятся на подстатью 221 «Услуги связи» КОСГУ. Однако исходя из предназначения карты экспресс-оплаты услуг телефонной связи следует, что это авансовый платеж за еще не оказанные телефонные услуги. Для обоснования расходов на оплату услуг связи только факта приобретения карт экспресс-оплаты недостаточно. Расходы должны быть подтверждены первичными документами, оформленными по правилам бухучета, то есть должны соответствовать требованиям оформления, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.
Списание проводится на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством.
Так как приобретение карт не означает, что учреждению предоставлены услуги связи, списание не активированных карт по решению действующей комиссии по поступлению и выбытию активов оформляется записями:
Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 201 35 610
«Выбытия денежных документов из кассы учреждения
— списаны не активированные карты экспресс-оплаты сотовой связи.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Казенное учреждение Управление капитального строительства (УКС) создано в целях осуществления функций единого муниципального заказчика по организации строительства, реконструкции и капитальному (текущему) ремонту. УКС в рамках областных или муниципальных программ принимаются бюджетные обязательства по подстатье 225 «Работы и услуги по содержанию имущества» КОСГУ. УКС не является балансодержателем ремонтируемого здания, арендатором, имущество не передано ему в аренду и не закреплено на праве оперативного управления. Обязано ли УКС после выполнения исполнителем работ, услуг по капитальному ремонту здания и подписания актов выполненных работ передать затраты на капитальный ремонт здания или может списать их на расходы?
Как следует из вопроса, Управление капитального строительства (УКС) создано в целях осуществления функций единого муниципального заказчика по организации строительства, реконструкции и капитальному (текущему) ремонту объектов муниципальной собственности; осуществления строительного контроля и технического надзора за выполнением работ по строительству, реконструкции и капитальному (текущему) ремонту объектов капитального строительства, объектов инженерной инфраструктуры, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета.
Вопрос отражения в учете затрат, связанных с проведением мероприятий по текущему и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности, рассмотрен в письме Минфина России от 30 октября 2012 г. № 02-06-10/4531. В письме, в частности, разъяснено, что при осуществлении УКС указанных функций заказчика в рамках реализации соответствующих полномочий, предусмотренных Уставом, затраты, связанные с проведением мероприятий по текущему и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности, подлежат отражению в бюджетном учете на соответствующих счетах бюджетного учета теми получателями бюджетных средств, которые в пределах доведенных им лимитов бюджетных обязательств принимали и исполняли бюджетные обязательства.
Таким образом, расходы отражаются в учете того учреждения, которому была выделена субсидия на проведение ремонта и которое производило оплату (расчеты с контрагентами за проведенный ремонт).
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
В 2013 году в казенном учреждении были ошибочно списаны объекты основных средств. Как в 2014 году можно было опять поставить их на баланс?
Согласно пункту 18 Инструкции № 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в следующем порядке.
Ошибка, обнаруженная до момента представления баланса и требующая изменений в журнале операций, оформляется дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок оформляются Справкой (ф. 0504833), в которой указываются ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.
В целях отражения в бухгалтерском учете операций, показанных в Справке (ф. 0504833), главным бухгалтером субъекта учета (руководителем структурного подразделения) заполняется Отметка о принятии Справки к учету с одновременным совершением бухгалтерских записей в соответствующих регистрах бухгалтерского учета:
- в графе 1 Справки указываются наименование и основание проводимой операции;
- в графе 2 указывается номер документа;
- в графе 3 — дата документа;
- в графах 4, 5 показывается корреспонденция счетов;
- в графе 6 указывается сумма операции.
Если ошибка обнаружена в регистрах бухгалтерского учета за период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, она в зависимости от ее характера отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.
Принцип этого метода заключается в том, что ошибочная запись сторнируется (аннулируется путем совершения аналогичной записи со знаком «минус»), а затем делается правильная запись. Правомерность совершения исправительной операции в этом случае подтверждается Справкой (ф. 0504833). При этом исправления записываются соответствующей корреспонденцией по счетам бухгалтерского учета, и делается ссылка на номер и дату исправляемого документа и (или) документа, являющегося основанием для внесения исправлений. На основании Справки (ф. 0504833) производятся записи в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071).
В учете учреждения производятся записи:
Дебет 0 101 ХХ 310
«Увеличение стоимости основных средств»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы»
— на сумму балансовой стоимости объекта основных средств;
Дебет 0 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств»
Кредит 0 104 ХХ 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств»
— на сумму начисленной амортизации на объект основных средств.
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
К какому коду ОКОФ и к какой амортизационной группе следует относить металлические архивные стеллажи?
В соответствии с положениями «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359, металлические архивные стеллажи относятся к виду 16 3612336 «Стеллажи». Согласно постановлению Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» указанный вид входит в класс 16 3612000 «Мебель специальная» и соответственно включен в четвертую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Муниципальное бюджетное учреждение за счет целевых поступлений (пожертвований) приобрело авторское произведение искусства — памятный знак. Объект введен в эксплуатацию. Для проведения процедуры государственной регистрации памятный знак передан в казну муниципального образования. Какими бухгалтерскими записями отразить ввод в эксплуатацию памятного знака? Следует ли до момента передачи в казну учитывать данный объект на забалансовом счете?
До момента передачи памятного знака в казну муниципального образования учитывать памятный знак на забалансовом счете не нужно.
При приобретении основного средства — памятного знака за счет пожертвований операции в учете будут следующими:
Дебет 2 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплата памятного знака;
Дебет 2 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— формирование стоимости основного средства — памятный знак;
Дебет 2 101 28 310, 2 101 38 310
«Увеличение стоимости прочих основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принятие к учету памятного знака;
Дебет 2 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 2 104 28 410, 2 104 38 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости прочих основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения», «Уменьшение за счет амортизации стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»
— начислена амортизация на памятный знак на время нахождения на балансе учреждения.
Передача объектов государственного (муниципального) имущества между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Бухгалтерские операции будут следующими:
Дебет 2 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 2 101 28 410, 2 101 38 410
«Уменьшение стоимости прочих основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения», «Уменьшение стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»
— передача в казну памятного знака;
Дебет 2 104 28 410, 2 104 38 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости прочих основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения», «Уменьшение за счет амортизации стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
— передача начисленной амортизации.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Соответствует ли действующему законодательству наделение финансового органа муниципального района полномочиями по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности всех администраторов доходов бюджета района?
В соответствии со статьей 7 Закона № 402?ФЗ руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено нормами рассматриваемой статьи. Эта норма также предусмотрена пунктом 5 Инструкции № 157н.
Следовательно, если между учреждениями — администраторами доходов и финансовым органом муниципального района заключен соответствующий договор, то это не противоречит действующему законодательству.
Отвечала С. Н. Иванцова, консультант
Сотруднику на основании заявления перечислена сумма аванса для приобретения авиабилетов на банковскую карту (зарплатный проект) за 10 дней до командировки. Сотрудник обязан сдать данные авиабилеты в кассу предприятия для хранения? Должны ли учитываться сданные авиабилеты как денежные документы? Учитывая, что под отчет могут выдаваться средства при отсутствии задолженности по подотчетным суммам, как быть с перечислением суточных?
В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса при направлении в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
По нашему мнению, приобретенные работником авиабилеты за 10 дней до начала командировки не нужно сдавать в кассу учреждения. При этом порядок учета денежных документов должен быть утвержден внутренним локальным актом в рамках сформированной учетной политики учреждения.
Согласно пункту 214 Инструкции № 157н увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц на суммы полученных денежных средств допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, по которым наступил срок представления авансового отчета.
Таким образом, если сотруднику в рамках одной командировки перечисляются денежные средства в разные дни, то, по нашему мнению, это не является нарушением в части выдачи сумм под отчет.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет», действительный государственный советник 2 класса
Следует ли начислять взносы в соответствии с Законом № 212?ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС, ФФОМС» при оплате проезда к месту проведения отпуска работников органов местного самоуправления (госслужащих), проживающих в районах Крайнего Севера, если данная компенсация на основании решения совета МО предоставляется ежегодно?
Если учреждение расположено в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и финансируется из местного бюджета, то размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда устанавливаются органами местного самоуправления (ч. 8 ст. 325 ТК РФ, ч. 7 ст. 33 Закона № 4520-1).
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (п. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212?ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212?ФЗ).
Не облагается страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами (подп. 7 п. 1 ст. 9 Закона № 212?ФЗ).
По нашему мнению, на компенсацию проезда к месту использования отпуска и обратно, выплачиваемую ежегодно на основании решения совета муниципального образования, страховые взносы не начисляются.
Обратите внимание! В соответствии с Законом от 28 июня 2014 г. № 188?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» с 1 января 2015 года компенсация стоимости проезда членов семьи работника к месту проведения отпуска и обратно будет облагаться страховыми взносами в общем порядке.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор