Новый механизм оценки  условий труда

Новый механизм оценки  условий труда

На смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка рабочих мест. Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда устанавливает Закон от 28 декабря 2013 г. № 426?ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426?ФЗ).

Разная работа предполагает различные условия труда. Чтобы определить уровень опасности при выполнении тех или иных работ, работодатель должен проводить специальную оценку (спецоценку). Определение специальной оценки условий труда дано в статье 3 Закона № 426?ФЗ. Это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Права и обязанности сторон

При проведении спецоценки рабочих мест есть три заинтересованные стороны: работодатель, работник и организация, проводящая специальную оценку условий труда. У каждой из указанных сторон есть и права, и обязанности.

Работодатель

Имеет право:

  • требовать от организации, проводящей спецоценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
  • проводить внеплановую спец­оценку в установленном порядке;
  • требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным законодательством;
  • обжаловать действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Обязан:

  • обеспечить проведение спец­оценки, в том числе внеплановой;
  • предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию;
  • не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
  • ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения спецоценки на его рабочем месте и давать работнику необходимые разъяснения;
  • реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Работник

Имеет право:

  • присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, за получением разъяснений по вопросам проведения спец­оценки на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты спец­оценки в соответствии со статьей 26 Закона № 426?ФЗ.

Обязан:

  • ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда

Имеет право:

  • отказаться от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
  • обжаловать предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти.

Обязана:

  • предоставлять по требованию работодателя, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения спецоценки условий труда на их рабочих местах;
  • предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426?ФЗ;
  • применять утвержденные и аттестованные методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений;
  • не приступать к проведению спецоценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:

 

  • непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, предусмотренных гражданско-правовым договором, и характеризующих условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения спецоценки;
  • отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором;
  • хранить коммерческую и иную тайну, ставшую известной этой организации.

Согласно утвержденной методике

Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, а также формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (далее — Методика). В пункте 1 Методики установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам:

  • идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Мероприятия по проведению специальной оценки труда могут быть плановыми и внеплановыми. Оценка условий труда по плану проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426?ФЗ).

Случаи, при которых должна проводиться внеплановая оценка, поименованы в статье 17 Закона № 426?ФЗ. В их число включены:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Закона № 426?ФЗ;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

Если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не установлены, то условия труда на этом рабочем месте признаются комиссией допустимыми, и исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся (п. 8 Методики).

Если аттестация рабочих мест (АРМ) была проведена до 2014 года по правилам, имеющим в то время силу, то работодатель в отношении этих мест может не делать спецоценку в течение пяти лет со дня завершения аттестации (п. 4 ст. 27 Закона № 426?ФЗ). В то же время ничто не запрещает в учреждении провести спецоценку рабочих мест досрочно. При планировании проведения спец­оценки следует учитывать ряд особенностей. Например, в отношении мест, работа на которых не связана с негативными воздействиями (ранее на них не были установлены вредные или опасные условия труда, сотрудникам не назначается досрочная трудовая пенсия и не предоставляются соответствующие гарантии и компенсации), оценочные мероприятия можно проводить поэтапно. Однако все действия следует завершить до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426?ФЗ).

Комиссия

Подготовительные мероприятия, которые необходимо осуществить непосредственно перед проведением специальной оценки условий труда, описаны в статье 9 Закона № 426?ФЗ. Прежде всего в учреждении создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего федерального закона. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Рабочие места

До начала выполнения работ по проведению спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых они будут проводиться, с указанием аналогичных рабочих мест. Выделение аналогичных рабочих мест позволит сократить количество объектов, на которых должны быть оценены условия труда. Согласно положениям части 6 статьи 9 Закона № 426?ФЗ аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

На аналогичных местах спец­оценка проводится только в отношении 20 процентов от общего количества (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем рабочим местам, признанным аналогичными. На аналогичные места заполняется одна карта специальной оценки условий труда, и в отношении таких рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Но если в ходе проведения спецоценки будет выявлено хотя бы одно из этих мест, не соответствующее признакам аналогичности, то специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Закона № 426?ФЗ).

При определении рабочих мест, подлежащих спецоценке, надо учитывать ряд особенностей, указанных в части 7 статьи 9 Закона № 426?ФЗ. Так, если выполнение работ по проведению спецоценки создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц, оценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, то есть Минтрудом России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, ГК «Росатом» и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. В него вошли рабочие места:

  • членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов;
  • членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • медицинских работников, оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации;
  • медицинских работников, расположенные в помещениях, к которым предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные);
  • медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования);
  • работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в них;
  • творческих работников, Перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 252;
  • работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений;
  • работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, ремонтно-восстановительные работы;
  • водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы;
  • на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного и (или) пониженного давления газовой и воздушной среды;
  • работников, занятых на верхолазных работах;
  • работников, занятых на подземных работах.

До вступления в силу Закона о спецоценке у учреждений не было обязанности аттестовать рабочие места сотрудников, оснащенные персональными компьютерами и оргтехникой. В настоящее время, согласно нормам Закона № 426?ФЗ, специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя, кроме рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. В отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих проведение специальной оценки условий труда регулируется законодательством (ч. 3, 4 ст. 3 Закона № 426?ФЗ). Рабочие места, связанные с работой на компьютерах, эксплуатацией офисной и бытовой техники, не входят в приведенный перечень исключений и, следовательно, подлежат специальной оценке.

Однако если при проведении идентификации на офисных рабочих местах потенциально вредные и опасные факторы не будут установлены, то инструментальные измерения можно не проводить.

Специалисты по оценке

Любую работу должны выполнять профессионалы. Это касается и спецоценки. Она проводится совместно работодателем и организациями, привлекаемыми им на основании гражданско-правового договора. Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ. Организация, привлекаемая учреждением для проведения спецоценки условий труда, должна соответствовать требованиям, установленным нормами статьи 19 Закона № 426?ФЗ:

  • иметь в уставных документах в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
  • иметь в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • иметь в качестве структурного подразделения аккредитованную испытательную лабораторию (центр).

Идентификация и декларирование соответствия

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными соответствующим классификатором. Теперь с этой процедуры должна начинаться оценка условий труда. Порядок осуществления идентификации устанавливается Методикой и проводится экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждаются комиссией. Она проходит на основании документов, изученных экспертом, и осмотра (при необходимости) оцениваемого рабочего места. Измерения и иные исследования не производятся.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, то условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы выявлены, комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений обнаруженных факторов. Порядок проведения таких мероприятий определен в статье 12 Закона № 426?ФЗ.

При выборе объектов для проведения идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов следует помнить, что процедуре подлежат все рабочие места, в том числе ранее (по результатам АРМ) признанные безопасными и освобожденные от повторной аттестации. Исключением являются только рабочие места с безусловным негативным воздействием на персонал. На таких рабочих местах сразу проводятся исследования и измерения.

Идентификация не осуществляется в отношении рабочих мест:

  • работников, профессии, должности, специальности которых включены в перечень соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426?ФЗ).

Еще одна новая процедура установлена статьей 11 Закона № 426?ФЗ — декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Она проводится в отношении тех рабочих мест, на которых по результатам идентификации не были выявлены вредные и (или) опасные факторы. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается работодателем в территориальный орган надзора за соблюдением трудового законодательства (государственную инспекцию труда). Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н (далее — Порядок № 80н). Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети интернет в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых составлен документ. Если декларация подана в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковым в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, то в нее включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту. Декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Если в период ее действия с работниками, занятыми на задекларированных рабочих местах, не произошло никаких происшествий (несчастных случаев на производстве, профзаболеваний), то срок действия документа продлевается еще на пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона № 426?ФЗ). В случае какого-либо происшествия на рабочем месте действие декларации в отношении этого места прекращается и проводится его внеплановая спецоценка (ч. 5 ст. 11 Закона № 426?ФЗ).

Исследования (испытания) и измерения

Если на рабочем месте в результате процедуры идентификации выявлены вредные и опасные производственные факторы, комиссия принимает решение о проведении их исследований (испытаний) и измерений. Порядок проведения исследований определен в статье 12 Закона № 426?ФЗ.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются сотрудниками в испытательной лаборатории организации, проводящей специальную оценку условий труда в соответствии с методами и методиками, утвержденными законодательством. Результаты проведенных мероприятий оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям. Если комиссия сочтет, что проведение исследований и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц, она вправе принять решение о невозможности проведения мероприятий.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда (ч. 8 ст. 12 Закона № 426?ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются отчетом, составленным организацией, проводящей оценку. Форма отчета утверждена Методикой. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда приведена в Приложении № 4 к Методике. Отчет о проведении специальной оценки подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Если мнение кого-либо из членов комиссии не совпадает с общим, то этот сотрудник имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету.

Применение результатов спецоценки

Цели и задачи специальной оценки определены применением ее результатов. Области приложения итогов установлены статьей 7 Закона № 426?ФЗ:

  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирование работников об условиях труда на рабочих местах, существующем риске повреждения их здоровья, мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников (в случаях, установленных законодательством;
  • установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом;
  • установление дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • иные цели, предусмотренные законодательством.

(Продолжение читайте в следующем номере)

 


Реклама