Предки Шейлока

О роли еврейских общин в ростовщических операциях Древнего мира рассказывает С. Б. ПАХОМОВ, доктор экономических наук

Вовлечение евреев древности в торгово-ростовщическую деятельность связано с насильственным разделением их на евреев Палестины и евреев диаспоры после завоевания Иудейского царства Ассирией и Вавилоном. До разрушения Иерусалима в ходе вавилонского завоевания и массового переселения евреев из Палестины в Междуречье они ничем не выделялись среди прочих народов Древнего Востока в плане своей экономической деятельности, которая основывалась на аграрном производстве, хотя в книгах библейских пророков сохранились многочисленные свидетельства и жалобы на закабаление мелких землевладельцев, которое осуществлялось не ростовщиками, а представителями крупной землевладельческой знати. При этом применялся типичный для всех веков и народов способ закабаления земледельца через предоставление ему в аренду земельного участка и ссуды на хозяйственное обзаведение. Именно об этой категории закабаленных соплеменников идет речь в Законах Моисея, и именно их касается правило выхода на свободу в седьмой год после попадания в долговое рабство.

Завоевание Иудеи

Первые упоминания о роли представителей еврейских общин в денежно-ростовщических операциях эпохи древности появляются только через несколько десятков лет после завоевания Израиля Ассирией в 721 году до нашей эры и Вавилонией в 597 году до нашей эры. Завоевания привели к насильственному переселению из Иудеи цвета израильского общества ассирийским царем Саргоном, а затем и Навуходоносором. По ассирийским источникам Саргон увел в плен 27 290 человек, которые составляли практически наиболее состоятельную и деятельную часть еврейского общества, его политическую и земле­владельческую элиту. Ассирийцы для предотвращения будущих восстаний на покоренных землях додумались, по выражению Карла Каутского, до системы массовых депортаций, которая обещала их завоеваниям большую прочность: «Там, где они наталкивались на упорное сопротивление или где имели опыт с повторными восстаниями, они парализовали силы побежденного народа тем, что обезглавливали его, т. е. отнимали у него господствующие классы». Ассирийцы просто-напросто отбирали самые знатные, богатые, образованные и боеспособные элементы, в особенности столичные, и отсылали их в контролируемую ими отдаленную местность, где они, оторванные от своей почвы, подчиненных классов, были совершенно бессильны. Оставшиеся на родине крестьяне и мелкие ремесленники представляли плохо связанную массу, не способную оказать какое-нибудь сопротивление завоевателям. На место переселенцев пригонялись и насильственно расселялись представители населения из других завоеванных ассирийцами вавилонских городов.

Несколько десятилетий спустя после разгрома ассирийского царства и взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором в Вавилонию по аналогичной схеме было переселено еще несколько десятков тысяч наиболее состоятельных и экономически активных иудеев, практически весь оставшийся экономически господствующий класс Иудейского царства. Одиннадцать лет спустя попытка добиться независимости от Вавилонии привела к новому вавилонскому вторжению, полному разорению Иудеи, разрушению Иерусалима вместе с построенным Соломоном храмом. В Библии это бедствие описывается так: «И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его осаждали его. И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, и взял его царь Вавилонский в восьмой год своего царствования. И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем; и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, — десять тысяч было переселенных, — и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли. И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон. И все войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон» (4 Цар. 24:11–16).

Теперь уже не только имущие классы, но и «простой народ» были насильственно переселены в Вавилон. После такого последовательного разгрома Иудея превратилась в отсталую и нищую сугубо земледельческую провинцию Вавилонского царства, где были практически полностью уничтожены даже имевшиеся скромные зачатки торговли и ремесел.

Переселенцы в Вавилонии

В принципиально другом положении оказались иудейские переселенцы в Вавилонии. Они были частично расселены в городских центрах Месопотамии, вблизи самого Вавилона, в других крупнейших и экономически процветавших городах Вавилонского царства. Помимо своей воли они превратились в сугубо городских жителей, лишенных корней в местном обществе и попавших в центр торговой, финансовой и экономической деятельности наиболее развитого государства той эпохи. Из отсталой земледельческой страны иудеи оказались внезапно перенесены в крупнейшие и важнейшие торгово-промышленные и финансовые центры Передней Азии и Междуречья, находившиеся на гораздо более высокой ступени социально-экономического развития.

Сложилась ситуация, когда переселенцы объективно были вынуждены начать заниматься торгово-промышленной и финансовой деятельностью. В сложившейся вокруг них ситуации иного выбора в реальности они просто не имели. Продолжить занятия земледелием, как у себя на родине, они объективно не могли в связи с отсутствием у них прав на земельную собственность, ограниченность самих земельных угодий в перенаселенных районах Месопотамии и Передней Азии, отсутствием знаний способов местной обработки земли, основанной на сложных ирригационных системах. Ремесленная и промышленная деятельность также была для них фактически закрыта в силу гораздо более высокого уровня технического развития Вавилонии. Со своими примитивными приемами и способами изготовления различных ремесленных изделий иудейские производители просто не выдерживали конкуренции с местными ремесленниками. Большая часть переселенцев принадлежала к высшим классам иудейского общества. Эти люди не имели привычки к производительному труду и не обладали необходимыми для земледелия или ремесла навыками. Военная карьера и участие в государственной деятельности, чем занимались состоятельные иудейские переселенцы у себя на родине, в Вавилонии была для них полностью закрыта.

Зато много новых возможностей открывалось для состоятельной части иудейских изгнанников, располагавших необходимыми средствами, именно в сфере торговли и финансов. «Перед иудеями открывалось новое широкое поле деятельности, хотя и необычной для них, но в то же время предоставлявшей наиболее легкий и доступный одинаково и для них путь к наживе и обогащению», — писал советский историк А. И. Тюменев. Успехами евреев в торгово-ростовщической деятельности объясняется тот факт, что примерно полвека спустя после начала вавилонского пленения, когда Вавилон был завоеван персидским царем Киром и евреям официально разрешили вернуться в Иудею, подавляющее большинство из них не захотело возвращаться на «историческую родину».

Таким образом и было положено начало глобальной международной торгово-финансовой деятельности еврейской диаспоры, которая сохранилась на тысячелетия, вплоть до настоящего времени. Произошел коренной перелом в образе жизни переселенцев из Иудеи, они превратились в городских жителей, в своеобразную торговую и финансовую нацию, окончательно порвавшую с земледелием. «Иудеи уже давно получили вкус к торговле и капитализму... (под „капитализмом“ автор имеет в виду ссудно-ростовщическую деятельность). В плену были все условия для развития этой стороны: иудеи попали в крупнейшие торговые и промышленные центры; с этих пор они начинают особенно охотно селиться в столицах и больших городах, вблизи банков и фабрик... Они достигли благосостояния и стали до некоторой степени силой в вавилонской и персидской монархии... История Израиля делалась уже не в Палестине... Вавилонские иудейские колонии и их общины в персидских столицах были богаты, образованны, влиятельны», — писал известный советский востоковед Б. А. Тураев.

Городская жизнь и занятия торговлей и финансами в результате многовекового естественного отбора превратились во многом в наследственную черту национального характера. Карл Каутский так охарактеризовал этот процесс: «Евреи своеобразием своей истории были прикреплены не только к городам, но и внутри их к определенным профессиям. Они должны были жить чужими среди чужих. В старину это легче всего давалось купцу. <...> Евреи, вынужденные покидать родину, вступали на чужбину преимущественно в качестве купцов. <...> Вне Палестины евреи в первую голову были вынуждены обратиться к купеческой деятельности. Так что с ранних времен мы видим их торговым народом. Поэтому они, вероятно, сильно развили качества, необходимые для купца, и это высокое развитие в течение многих поколений занятия такой деятельностью внутри одной и той же семьи должно было, наконец, создать наследуемые способности и черты». Таким образом, коренной перелом в характере и образе жизни еврейской диаспоры, экономической основе ее существования, начался более двух с половиной тысячелетий назад во времена вавилонского пленения. Уже в вавилонских городах евреи жили в условиях, принципиально схожих с условиями позднейшей диаспоры. Уже здесь иудеи оказались в условиях, сформировавших определяющие черты их последующего национального характера. Именно в Вавилоне эти условия действовали особенно сильно, поскольку переселенцы оказались среди деятельного и успешного торгового населения, пример которого был заразителен.

Ссудное ярмо

После персидского завоевания Вавилонского царства процесс распространения еврейских общин по всем провинциям Персидского царства ускорился. По свидетельству А. И. Тюменева, еврейские общины, однако, не проникали на западное побережье Малой Азии, где экономически господствовали греческие колонии. Нет также абсолютно никаких свидетельств о проникновении еврейских общин на территорию Древней Греции, в Афины. Среди многочисленных афинских банкиров-трапезитов нет никаких еврейских имен, и полностью отсутствуют свидетельства об участии евреев в ростовщических операциях на территории Греции. Нет также свидетельств о доминирующей роли евреев в торгово-денежных операциях на территории Персидской империи, хотя их активное участие в ростовщичестве и весомая роль в торгово-денежных операциях не оспаривается. Возникновение и развитие еврейской диаспоры в Египте в доэллинистическую эпоху также не отмечено активной ролью евреев в торгово-финансовых операциях, скорее они составляли военное сословие в гарнизонах египетских пограничных поселений. Однако сохранились документы из военного поселения на острове Элефантина в Верхнем Египте, которые свидетельствуют о том, что и там имели место хорошо развитые долговые ростовщические операции иудеев. Приводимая ниже долговая расписка, найденная при раскопках Элефантины, свидетельствует о крайне тяжелых условиях ростовщической ссуды, залоге всего имущества и о добровольном отказе заемщика практически от всех своих прав и прав своих потомков на судебную защиту: «...в 4-й день месяца тота, 9-го года Артаксеркса (456 г. до н. э.) Йехохен, дочь Мушуллаха, женщина из Элефантинской крепости, сказала Мешулламу, сыну Заккура, иудею из Элефантинской крепости, следующее: „Ты дал мне денежную ссуду, 4 сикля по царскому весу под проценты. [Проценты] от меня составят 2 халлуру на 1 сикль в месяц, т. е. 8 халлуру в месяц. Если проценты сравняются с капиталом, на проценты будут наращиваться проценты, одно подобно другому. Если настанет второй год, а я еще не уплачу твоего серебра и проценты на него, которые записаны в этом документе, ты, Мешуллам, и твои дети имеют право забрать для себя мое имущество, которое вы найдете — кирпичный дом, серебро или золото, медь или железо, раба или рабыню, ячмень, полбу или другое пропитание, которое вы найдете у меня — до тех пор, пока я не уплачу полностью серебро и проценты на него. И я не имею права сказать тебе, пока этот документ находится у тебя, следующее: „Я уплатила тебе твое серебро и проценты на него“. Я не имею права жаловаться на тебя перед начальником или судьей, говоря: „Ты забрал мое имущество“, пока этот документ будет находиться в твоих руках. И если я умру, не уплатив тебе это серебро и проценты на него, мои дети должны будут уплатить тебе это серебро и проценты на него. Если они не уплатят тебе это серебро и проценты на него, ты, Мешуллам, имеешь право забрать для себя любые продукты или имущество из того, что ты найдешь, пока полностью не будет тебе твое серебро и проценты на него. И они не будут иметь права жаловаться на тебя перед начальником или судьей, пока этот документ находится в твоих руках. Более того, если они пойдут в суд, они не могут выиграть [процесс], пока этот документ находится в твоих руках“. Натан, сын Анания, написал этот документ под диктовку Йехохен. Свидетели (имена четырех человек)» (История Древнего Востока. Тексты и документы. М., 2002, стр. 419–420). Из этого документа ясно, что ни о каком соблюдении иудеями-переселенцами заветов Моисея речь уже не идет, поскольку ссуда, предположительно, предоставляется вдове — члену иудейской общины, жившей в военном поселении, другим членом этой же общины.

(Продолжение следует.)


Реклама