Цель — повышение доходов бюджетной системы

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов были одобрены Правительством РФ 30 мая 2013 года. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Любой бюджет состоит из доходов и расходов. Обе эти части требуют повышенного внимания и соотнесения с современными реалиями. Чтобы соответствие было правильным, в действующее законодательство требуется вносить соответствующие изменения. Поговорим о мерах, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Налогообложение недвижимого имущества

В соответствии с действующим налоговым законодательством налог на имущество относится к региональным налогам и представляет собой стабильный источник дохода бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для физических лиц

В настоящее время рассматривается возможность включения в налоговую систему Российской Федерации налога на недвижимое имущество. В этом случае налогоплательщиками указанного налога будут лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки.

К объектам налогообложения по налогу на недвижимое имущество отнесены расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капитального строительства, а также земельные участки, на которых располагаются объекты капитального строительства или объекты незавершенного капитального строительства.

В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество применяется кадастровая стоимость объекта налогообложения, определенная на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При определении налоговой базы применяются налоговые вычеты.

Налоговый вычет предлагается предоставлять всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров соответствующего объекта налогообложения.

Проектом поправок предусматривается переходный период до 1 января 2018 года, предполагающий постепенное введение налога на недвижимое имущество на всей территории Российской Федерации по мере готовности муниципальных образований к его введению.

Налогообложение недвижимого имущества организаций

Планируется переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). Ожидается, что налог на недвижимое имущество будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.

Для введения налога на недвижимое имущество в субъектах Российской Федерации требуется создать определенные условия. Необходимо определить состав объектов налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу.

В целях обеспечения едино­образного подхода к налогообложению имущества организаций и физических лиц в качестве налоговой базы по налогу на недвижимое имущество организаций предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости.

Акцизное налогообложение

В отношении акцизного налогообложения планируется осуществлять индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. На 2014 и 2015 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим на данный момент законодательством о налогах и сборах.

Акциз на вредные привычки

В отношении алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива указывается, что при установлении ставок на данную продукцию на 2016 год в целях формирования доходной базы бюджетов разных уровней, а также с учетом необходимости корректировки структуры потребления алкогольной продукции предлагается проиндексировать ставки акцизов на алкогольную продукцию, произведенную с использованием этилового спирта, на 10 процентов к уровню 2015 года. На остальные виды алкогольной продукции планируется осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции (при расчете приведенных ниже ставок принимался прогнозируемый уровень инфляции на 2016 год в размере 5,4 процента к 2015 году).

Ставки на 2014 и 2015 годы предполагается оставить без изменений.

В 2016 году предусматривается установить следующие размеры ставок акцизов на алкогольную продукцию:

1) на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, а также сидра, пуаре и медовухи) — 660 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;

2) на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, а также сидра, пуаре и медовухи) — 550 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;

3) на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно и напитки, изготавливаемые на основе пива, — 21 рубль за 1 литр (с учетом прогнозируемого уровня инфляции в размере 5,4 процента).

В отношении акцизного налогообложения табачной продукции налоговую политику будет определять план мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010–2015 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р.

Планом предусмотрено поэтапное повышение акциза, однако оно должно происходить так, чтобы обеспечить в Российской Федерации средний уровень налогообложения табачных изделий на уровне стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.

Предусматривается минимальный уровень акциза на сигареты на 2015 год в размере 1250 рублей за 1000 штук. В дальнейшем (с 2016 года) возможно увеличить темпы роста ставок акциза, с тем чтобы к 2020 году достигнуть целевого ориентира минимального акциза.

С учетом договоренностей о необходимости гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию, достигнутых на заседании Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической политике 8–10 августа 2012 года в г. Алматы, в случае заключения соответствующих соглашений с государствами — членами Таможенного союза возможно замедление темпов роста ставок акцизов на табачную продукцию в период до 2020 года.

Нефтепродукты

Ставки акцизов на моторное топливо будут определяться с учетом комплекса факторов, в том числе прогнозируемого уровня инфляции, недопущения значительного роста цен.

В этой связи в плановом периоде планируется повысить акцизы на бензины высоких экологических классов, сохранив при этом стимулы к модернизации нефтеперерабатывающих заводов и дифференциал между моторным топливом 5-го класса и другими классами на уровне 4000 рублей за тонну (затраты на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов).

В 2014 году предлагается установить ставку акциза на автомобильный бензин 4-го класса в размере 9916 рублей за 1 тонну. На 2015 и 2016 годы — установить ставки акцизов в размере 10 858 рублей за 1 тонну.

На автомобильный бензин 5-го класса предусматривается установление ставок акциза в размере 6450 рублей — в 2014 году, 6923 рубля — в 2015 году, 10 858 рублей — в 2016 году.

Ставки акцизов на дизельное топливо всех классов на период 2014–2015 годов предлагается сохранить на уровне действующего законодательства.

Прочие подакцизные товары

На прочие подакцизные товары (этиловый спирт, реализуемый лицам, не уплачивающим авансовый платеж акциза, автомобили легковые) ставки акцизов на 2014–2015 годы предлагается сохранить. На 2016 год — осуществить индексацию в размере 10 процентов к уровню 2015 года, в результате чего ставка акциза составит 102 рубля за 1 литр безводного этилового спирта.

Предусматривается также внесение поправок в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации «Акцизы», направленных на уточнение действующего порядка исчисления акцизов и совершенствование администрирования акцизов налоговыми органами.

Борьба с использованием низконалоговых юрисдикций

В целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций возникла необходимость во внесении в законодательство Российской Федерации положений о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (выгодоприобретателях).

Планируется разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями (далее — Типовое соглашение) и на его основе провести переговоры о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения. Одним из обязательных положений Типового соглашения будет возможность участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом, аналогичная возможность на взаимной основе должна быть предоставлена представителям налоговых органов вышеназванных юрисдикций.

Во избежание необходимости ратифицировать каждое соглашение об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями планируется внести изменения в статью 87 Налогового кодекса о возможности участия представителей иностранных налоговых органов в налоговых проверках в Российской Федерации, если это предусмотрено соответствующим международным соглашением.

Предлагается разработать проект изменений в Налоговый кодекс, устанавливающих понятие налогового резидентства организаций, что позволит противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в Российской Федерации.

Требуется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на урегулирование порядка налогообложения в Российской Федерации доходов от продажи акций (долей) организаций, активы которых более чем на 50 процентов представлены недвижимым имуществом, расположенным в России. В настоящий момент механизмы реализации данного положения проработаны в недостаточной степени.

Совершенствование налогового администрирования

Совершенствование налогового администрирования должно повлечь за собой рост доходной части бюджета. Областей, где можно провести необходимые мероприятия, несколько.

Контроль банков

Совершенствование контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах путем обеспечения налоговых органов соответствующими полномочиями, с одной стороны, и предоставить гарантию защиты прав проверяемых банков, с другой стороны.

Привлечение уклоняющихся лиц

Лица, уклоняющиеся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием фирм-однодневок, являются виновниками недополучения бюджетной системой ощутимой части средств. Поэтому необходимо их привлечь к налогообложению. Для этого предлагается предоставить налоговым органам право на получение от банков сведений о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования документов в соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса. В настоящее время налоговые органы не наделены правом получения от банков для целей налогового контроля сведений в отношении счетов (вкладов) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Также предлагается предоставить налоговым органам для целей налогового контроля право истребовать выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговые декларации (расчеты), счета-фактуры и первичные документы, а также проводить мероприятия налогового контроля, предусмотренные статьями 91, 92, 95–97 Налогового кодекса.

Наличие доступа налоговых органов к такой информации необходимо для целей налогового контроля и неотвратимости наказания лиц, занимающихся противоправной деятельностью.

Прочие меры совершенствования налогового администрирования

Назревает необходимость внесения изменений в часть первую Налогового кодекса, а именно:

  • расширение использования института банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), в том числе в случаях изменения сроков уплаты налогов (сборов);
  • уточнение отдельных полномочий налоговых органов при взыскании налогов, в том числе предоставление налоговым органам права приостанавливать действие (возобновлять действие) поручения на списание и перечисление в бюджетную систему, а также отзывать свои неисполненные поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации;
  • увеличение до одного месяца срока для подготовки лицами, в отношении которых проводились проверки, возражений по актам соответствующих проверок;
  • уточнение положений Налогового кодекса об учете в налоговых органах организаций (в частности, управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, организаций — ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков);
  • уточнение обязанностей органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, сообщать в налоговые органы соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц;
  • установление обязанности налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговые органы информацию о заключении договоров простого товарищества и об участниках этих договоров, о прекращении договоров простого товарищества.

Кроме того, будет продолжена работа по упрощению порядка документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС посредством электронного документооборота. Так, предусматривается наделить налогоплательщиков правом представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов с отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров из Российской Федерации (ввоз товаров в Российскую Федерацию), на бумажных носителях сведения из этих документов, необходимые для налогового контроля, в виде ре­естров в электронной форме.

В целях приведения в соответствие с международной практикой порядка применения НДС по телекоммуникационным услугам следует с участием бизнес-сообщества рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс в отношении порядка определения места реализации таких услуг, согласно которым местом реализации услуг, в частности по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи, правомерно признавать место осуществления деятельности их покупателя, а не продавца, как установлено в настоящее время.

В целях обеспечения едино­образного порядка исполнения физическими лицами обязанностей по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на недвижимое имущество и налога на имущество физических лиц, а также обеспечения своевременного поступления доходов от указанных налогов в бюджеты бюджетной системы указывается на целесо­образность установления в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах единого срока уплаты указанных налогов физическими лицами.

Рекомендуется рассмотреть вопрос об информировании физическими лицами налоговых органов о находящихся у физических лиц на праве собственности транспортных средствах и объектах недвижимого имущества в случае некорректно начисленных налоговых обязательств в связи с отсутствием в базе данных соответствующего органа достаточной информации для однозначной идентификации налогоплательщика и (или) объекта налогообложения. ?


Реклама