Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету
Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете прав использования программных продуктов для ЭВМ, переданных в соответствии с заключенными договорами.
Ответ: Согласно Бюджетному кодексу информация в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, подлежит отражению в бюджетном учете.
Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), объектами бюджетного учета являются нефинансовые активы, к числу которых относятся нематериальные активы.
Согласно статьям 1225, 1295 Гражданского кодекса результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), относящиеся к объектам авторских прав.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса программный продукт признается результатом интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана.
Право использования программного продукта осуществляется на основании заключенного лицензионного договора, согласно которому одна сторона — обладатель исключительного права на программное обеспечение (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования программного обеспечения в предусмотренных договором пределах.
С учетом изложенного, а также согласно пунктам 66, 333 Инструкции № 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом) (ПФР) от правообладателя (лицензиата), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.
Отвечала С. О. Путютина, методолог
Просим разъяснить, как правильно бюджетному образовательному учреждению вести учет сувенирной продукции, приобретенной для раздачи в рекламных целях, а также в целях награждения при проведении культурно-массовых мероприятий в рамках образовательного процесса.
Ответ: В соответствии с пунктом 98 Инструкции № 157н материальные ценности, приобретаемые для использования в процессе деятельности учреждения, учитываются в составе материальных запасов на соответствующих аналитических счетах счета 105 00 000 «Материальные запасы». Материальные ценности (сувенирная продукция), приобретенные для раздачи в рекламных целях, а также в целях награждения при проведении культурно-массовых мероприятий в рамках образовательного процесса, учитываются в составе прочих материальных запасов.
Руководствуясь положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н (далее — Указания № 171н), приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции в целях награждения следует относить на 290 «Прочие расходы» КОСГУ. При этом материальные ценности, приобретаемые для раздачи в рекламных целях, следует относить на 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются по стоимости их приобретения на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
Порядок списания материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, по мнению департамента, может быть установлен актами учреждения в части порядка отражения в бухгалтерском учете и оформления первичных документов в рамках формирования учетной политики учреждения.
Формы первичных учетных документов для государственных (муниципальных) учреждений утверждены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению». Первичными учетными документами для оформления списания прочих материальных запасов могут быть Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Отвечала А. А. АНДРЕЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
К какому виду ОКОФ относится курительный павильон уличный (беседка — место для курения)?
Ответ: В «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Постановление № 359), курительный павильон уличный (беседка) не поименован. Исходя из названия павильон предназначен для обустройства специализированного места для курения, поэтому его можно отнести к элементам благоустройства. В письме Минфина России от 27 января 2012 г. № 03-03-06/1/35 содержатся аналогичные указания. В письме раскрыто, что расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации (например, оборудование места для курения), являются затратами на создание объектов внешнего благоустройства. Как правило, курительный павильон уличный (беседка) изготавливается из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений. В связи с этим его можно отнести к некапитальным нестационарным сооружениям.
Принимая во внимание вышеуказанные характеристики объекта, курительный павильон уличный (беседку) логично отнести к виду 12 0001090 «Прочие сооружения, не включенные в другие группировки».
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Где взять перечень спортивного инвентаря, который можно закупать для школы?
Ответ: Во исполнение поручения Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. № ВП-П16-6917 Минобрнауки России разработало примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее — Перечень).
Перечень одобрен экспертным советом по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях РФ (протокол от 5 апреля 2012 года № 4) и согласован с всероссийскими спортивными федерациями, Ассоциацией предприятий спортивной индустрии и отраслевым объединением национальных производителей в сфере физической культуры и спорта «Промспорт».
Перечень опубликован в Приложении к письму Минобрнауки России от 16 мая 2012 № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» для использования в работе по оснащению к 2014 году спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений современным спортивным оборудованием и инвентарем.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Бюджетным учреждением по договору пожертвования приобретены комплектующие для сборки оборудования для автоматического открытия ворот. Комплектующие следует списать по акту установки или после списания комплектующих учесть это оборудование в качестве основных средств?
Ответ: Независимо от метода приобретения (покупка, передача, по договору пожертвования) правила отнесения объектов к основным средствам одинаковы. В пункте 38 Инструкции № 157н указано, что к учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг). Еще одно условие определено в пункте 41 Инструкции № 157н — объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Оборудование для автоматического открытия ворот самостоятельно (без ворот) свои функции выполнять не может, поэтому к основным средствам относиться не должно.
Комплектующие для сборки оборудования для автоматического открытия ворот следует списать по акту установки.
В случае если после установки указанное оборудование будет составлять единое целое с объектом основных средств, придаст ему новые дополнительные функции или изменит показатели работы и раздельное их применение будет невозможно, то тогда можно будет рассматривать монтаж как дооборудование с последующим увеличением стоимости объекта основных средств.
В целях контроля факт установки оборудования для автоматического открытия ворот необходимо отразить в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031), оформленной на объект, в состав которых это оборудование вошло в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта».
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
Какие данные должен содержать штамп, которым гасятся приходные и расходные кассовые ордера, — только «оплачено», или «получено», или все реквизиты организации?
Ответ: В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П (далее — Положение № 373-П), кассир должен быть снабжен печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции (далее — штамп).
Указаний о содержании реквизитов штампа Положение № 373-П не содержит, но исходя из содержания пункта 2.3 назначение штампа — только фиксация кассовой операции — выдача или получение денежных средств. Кроме этого в пункте 2.21 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105 (возможно использовать в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), сказано, что все документы, отражающие факт совершения хозяйственной операции, в том числе и документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).
Исходя из вышесказанного кассовый штамп может содержать следующие реквизиты: «Получено», с указанием даты (числа, месяца, года); «Оплачено», с указанием даты (числа, месяца, года).
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Учитель в школе ведет два классных руководства в двух классах. Правомерно ли по школьному приказу доплачивать ему только 1000 рублей?
Ответ: Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1238 утверждены правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений (далее — Правила). Изданные ранее нормативные документы содержат аналогичные указания. Например, постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 854, которым утверждены Правила предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ (далее — Постановление № 854). В целях оказания помощи органам управления образованием, территориальным организациям Общероссийского профсоюза образования, общеобразовательным учреждениям в решении вопросов, возникающих в связи с выплатой вознаграждения за классное руководство, разработаны рекомендации по применению законодательства при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, изложенные в письме Минобрнауки России от 25 апреля 2006 г. № АФ-100/03 «О рекомендациях ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации» (далее — Рекомендации). Принимая во внимание идентичность ряда указаний, определенных и Правилами, и Постановлением № 854, в реалиях настоящего времени Рекомендации вполне применимы.
В пункте 3 Правил указано, что средства, предоставляемые в виде субсидий, направляются на осуществление софинансирования денежных выплат педагогическим работникам из расчета 1000 рублей в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях, либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в расположенных в сельской местности учреждениях.
Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер средств софинансирования, предоставляемых в виде субсидии из федерального бюджета, уменьшается пропорционально численности обучающихся.
В пункте 3 Рекомендаций дано разъяснение, что размер вознаграждения за классное руководство за счет средств федерального бюджета не может превышать 1000 рублей в месяц, в том числе и в сельской местности. Ведь наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях сельской местности (в количестве 14 человек) является условной нормой. Ее используют для расчета объема субсидий субъектам Российской Федерации с учетом реально складывающейся наполняемости классов.
Установление большего размера вознаграждения за классное руководство в классах наполняемостью более 25 обучающихся в городской местности противоречило бы пункту 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», а также пункту 2.3.1 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила — СанПиН 2.4.2.1178-02), в соответствии с которыми наполняемость классов в количестве 25 человек является предельной. Однако такой порядок не исключает возможности принятия решения на уровне субъекта Российской Федерации о выплате вознаграждения в большем размере за счет средств субъекта Российской Федерации в случае фактического превышения по каким-либо причинам установленной указанными выше нормативно-правовыми актами наполняемости классов.
Но эти указания касаются классного руководства только в одном классе. В случае классного руководства одним педагогом в двух классах следует принять во внимание пункт 6 Рекомендаций, в котором сказано, что при недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного педагогического работника с его согласия в двух классах, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника, поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения за выполнение функций по классному руководству в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе. Доплата педагогу, ведущему классное руководство в двух классах, рассчитывается за каждый класс отдельно. То есть, если наполняемость одного класса менее 25 человек (14 человек в сельской школе), то размер доплаты за руководство в этом классе пропорционально уменьшается.
Обратите внимание, что имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.
В случае необходимости обязанности по классному руководству могут также возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения (п. 6 Рекомендаций).
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
В бюджетном учреждении по состоянию на 1 января 2013 года имеется дебиторская задолженность ФСС по средствам субсидии на выполнение государственного задания. В течение года данная задолженность погашается путем перечисления средств от ФСС на счет бюджетного учреждения. Как следует отразить в учете данные расходы? Следует ли вернуть их в доход бюджета?
Ответ: В соответствии с пунктом 17 статьи Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения и направляются в следующем году на те же цели.
Поступление денежных средств от ФСС в погашение дебиторской задолженности зачисляется на лицевой счет бюджетного учреждения и отражается как восстановление ранее произведенных расходов.
Запись в учете будет следующей:
Дебет 4 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 4 303 02 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
— поступление средств от ФСС в счет погашения задолженности.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Подскажите, возможно ли в бюджетном учреждении создание резерва по сомнительным долгам?
Ответ: Исходя из положений пункта 6 Инструкции № 157н учреждение вправе утверждать в своей учетной политике отдельные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе по утверждению порядка формирования и отражения в бухгалтерском учете учреждения резерва предстоящих расходов, а также перечень расходов, в отношении которых формируется указанный резерв.
Аналогичные нормы о принятии учреждением как налогоплательщиком (п. 1 ст. 267.3 Налогового кодекса) решения по созданию резервов предстоящих расходов и платежей содержатся в пункте 2 статьи 267.3 Налогового кодекса: «налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в учетной политике для целей налогообложения виды расходов, в отношении которых создается указанный резерв».
Такими расходами могут быть:
- расходы на оплату отпусков;
- расходы на ремонт основных средств;
- расходы по сомнительным долгам;
- расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
- расходы по социальному обеспечению студентов (учащихся) и работников учреждения;
- прочие расходы, которые носят неравномерный характер.
При этом, учитывая положения пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.
Согласно статье 313 Налогового кодекса налоговый учет организуется по данным бухгалтерского учета.
В целях сближения налогового и бухгалтерского учета, а также принимая во внимание положения Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), в бюджетном учреждении возможно создание резерва по сомнительным долгам.
Резерв по сомнительным долгам позволяет равномерно учитывать затраты, которые возникают в связи с необходимостью списания не погашенной вовремя дебиторской задолженности.
Сомнительный долг — это любая задолженность перед учреждением, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, при условии, что эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней сумма создаваемого резерва не увеличивается.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса2.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
2 – Подробнее об этом читайте статью А. А. Андреевой «Порядок отражения в бухгалтерском учете резервов предстоящих расходов» в журнале «Бюджетный учет» № 6/2013.
Подскажите, пожалуйста, какими документами оформляется списание краски, шпатлевки, грунтовки? Ремонт был произведен силами самого учреждения.
Ответ: В соответствии с пунктом 114 Инструкции № 157н операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) материальных запасов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов в порядке, предусмотренном инструкциями по применению планов счетов.
В соответствии с пунктами 24, 25 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, пунктами 35, 36 Инструкции № 174н, пунктами 35, 36 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н, выдача и списание материалов производится на основании следующих документов:
- Требование-накладная (ф. 0315006);
- Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
- Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);
- иной первичный учетный документ, подтверждающий движение (внутреннее перемещение) готовой продукции, товаров при осуществлении деятельности учреждением.
В случае если ремонтные работы совершаются силами самого учреждения, передача материалов от подотчетного лица лицу, которое будет производить ремонтные работы, оформляется требованием-накладной (ф. 0315006), ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Списание израсходованных строительных материалов оформляется актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Акт составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем. Учет операций по выбытию и перемещению строительных материалов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).
Подтверждение объема фактически выполненных работ осуществляется на основании акта на выполненные работы, оформленного по форме, утвержденной в составе учетной политики учреждения, и содержащего все обязательные реквизиты в соответствии со статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 7 Инструкции № 157н. Такой акт может прилагаться к акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
В конце 2012 года казенное учреждение произвело оплату страховой компании за страхование транспортного средства по ОСАГО. В апреле 2013 года это транспортное средство было передано безвозмездно другому казенному учреждению. Часть страховой премии страховая компания вернула на лицевой счет казенного учреждения, которое является администратором доходов. Какими бухгалтерскими проводками отразить в учете возврат средств в доход бюджета?
Ответ: Возврат страховой премии учреждению и перечисление его в доход соответствующего бюджета отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
Кредит 1 401 50 000
«Расходы будущих периодов»
— поступление части страховой премии от страховой организации;
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
— перечисление поступивших средств в доход соответствующего бюджета;
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— поступление средств в доход соответствующего бюджета.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор