Вопросы по госзакупкам

ВОПРОС Муниципальным казенным учреждением подписан муниципальный контракт на замену окон, заключенный по итогам электронного аукциона и подписанный электронной подписью. Будет ли в последующем для проверяющих органов действительна ЭЦП или надо распечатать контракт и поставить на нем рукописные подписи и печать?

Ответ В соответствии с частью 1 статьи 41.12 Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме. Иная форма заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона (в том числе письменная форма на бумажном носителе) положениями статьи 41.12 Закона № 94-ФЗ о размещении заказов не предусмотрена и, следовательно, не допускается. Поэтому в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса контракт, заключенный по результатам электронного аукциона в письменной форме на бумажном носителе, является ничтожным.

Внимание: Участник размещения заказа, подписавший контракт в письменной форме на бумажном носителе вместо подписания контракта в форме электронного документа, является уклонившимся от заключения контракта и подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков, а денежные средства, внесенные таким участником в качестве обеспечения заявки, подлежат перечислению заказчику после включения сведений о данном участнике в реестр недобросовестных поставщиков (письмо ФАС России от 15 июля 2011 г. № АЦ/27696).

Указанная позиция отражена также в совместном письме Мин­экономразвития России № 4736-АП/Д22, ФАС России № АЦ/7522, Казначейства России № 42-7.4-05/10.4-236 от 19 апреля 2010 года «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок» (далее — Совместное письмо), где разъяснено, что в соответствии с главой 3.1 Закона № 94-ФЗ по результатам проведенных аукционов в электронной форме государственные (муниципальные) контракты заключаются в форме электронного документа и подписываются сторонами контракта электронной цифровой подписью. Заказчик не вправе требовать от победителя открытого аукциона или лица, с которым в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ заключается контракт, подписания контракта в письменной форме. При этом в случае, если указанный контракт требуется для представления в судебные инстанции либо органам, осуществляющим проверку или контроль за деятельностью заказчика, указанный контракт распечатывается на бумажном носителе из личного кабинета заказчика на электронной площадке, на которой был определен победитель аукциона в электронной форме. Подлинность и достоверность бумажной копии электронного контракта заверяется уполномоченным представителем заказчика (например, лицом, чьей электронной цифровой подписью подписан электронный контракт).

В то же время действующее законодательство не содержит запрета на составление сторонами по государственному или муниципальному контракту, заключенному по результатам торгов в электронной форме, дополнительных экземпляров — подлинников таких контрактов на бумажном носителе (письмо Минэкономразвития России от 27 сентября 2011 г. № Д23-4065).

В совместном письме также указано, что дополнительные документы, сопровождающие государственный контракт (например, счета, акты сдачи-приемки, дополнительные соглашения и т. п.), оформляются сторонами путем подписания на бумажном носителе. Обмен указанными документами в электронной форме между заказчиком и исполнителем по контракту посредством электронной площадки положениями Закона № 94-ФЗ не предусмотрен.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

ВОПРОС Можно ли по услугам телефонной связи, аренде каналов связи, предоставлению доступа в интернет заключать раздельные договора до 100 000 рублей в квартал при условии, что поставщики услуг разные?

Ответ Услуги внутрирайонной телефонной связи, аренда каналов связи, предоставление доступа в интернет являются одноименными услугами.

По монополизированным услугам, к которым относятся:

  • междугородное телефонное соединение абонента (пользователя) сети;
  • местное и внутризоновое телефонные соединения,

учреждение может заключать договора с единственным поставщиком на основании пункта 1 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ.

Что касается остальных услуг связи, если сумма договоров на их оказание менее 100 000 рублей в квартал, то возможно размещение заказа у единственного поставщика на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ.

Если сумма превышает установленный размер, то размещать заказ у единственного поставщика неправомерно, даже если в результате будут заключены контракты (договора) с разными поставщиками и сумма каждого из них будет меньше 100 000 рублей в квартал1.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

ВОПРОС Вправе ли местная администрация устанавливать для муниципального автономного учреждения муниципальное задание на ремонт автодорог?

Ответ В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 94-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 94-ФЗ данный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Однако ремонт автодорог местного значения может быть осуществлен администрацией не только путем размещения заказа на выполнение работ в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ, но и путем установления муниципального задания для муниципального автономного учреждения, созданного в порядке, установленном Законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ).

Следовательно, на данные отношения не распространяются нормы, регулирующие размещение муниципального заказа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов имеют право на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

В соответствии с частью 7 статьи 2 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в выше­указанных сферах.

В соответствии со статьей 7 Закона № 174-ФЗ учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем. Устав автономного учреждения должен содержать сведения о наименовании автономного учреждения, включающем указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества, предмете и целях деятельности автономного учреждения, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Таким образом, в случае если определенный вид деятельности прописан в уставе муниципального автономного учреждения и законом не запрещено его осуществление, соответствующий орган местного самоуправления вправе устанавливать муниципальное задание, относящееся к видам деятельности такого учреждения.

Исходя из вышеизложенного, муниципальное автономное учреждение может осуществлять виды деятельности, поименованные в законе, а также заниматься другой деятельностью в других сферах в соответствии с законодательством Российской Федерации, если данные виды деятельности пре­дусмотрены уставом такого учреждения.

Отвечали специалисты Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

1  Подробнее об этом см. статью Л. Ю. Симоновой «Услуги электросвязи — заключаем договор» в журнале «Бюджетный учет» № 5/2013, стр. 12.


Реклама