Особенности возмещения стоимости служебных поездок

М.Р.Губайдуллина
В
 рамках исполнения служебных обязанностей работа некоторых сотрудников государственных учреждений сопряжена с разъездами и поездками. Трудовой кодекс возлагает на работодателя обязанность компенсировать связанные с ними расходы. Как показывает практика, при осуществлении таких выплат у государственных учреждений возникает множество вопросов, найти ответы на которые бывает очень сложно. Наиболее проблемные моменты, связанные со служебными поездками, рассматривает М. Р. Губайдуллина, специалист отдела бюджетного планирования Финансово-казначейского управления Зеленоградского административного округа Департамента финансов города Москвы.

Еще раз о правовом статусе
Вступление в силу с 1 января 2011 года Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ) повлекло за собой кардинальное реформирование финансово-правового положения государственных учреждений. С приобретением нового правового статуса у государственных учреждений в первую очередь меняется система финансирования, а это накладывает отпечаток на осуществление того или иного вида расходов, в том числе и на возмещение стоимости служебных разъездов.
Согласно положениям Закона
№ 83-ФЗ казенные учреждения являются получателями бюджетных средств, соответственно на них распространяется действие Бюджетного кодекса. В силу статьи 161 Бюджетного кодекса финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ).
В отличие от казенных финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета (Закон № 83-ФЗ, п. 6 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), п. 4 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ)).
Бюджетные
и автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и при условии, что данный вид деятельности закреплен в их учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). При этом доходы автономных и бюджетных учреждений поступают в их самостоятельное распоряжение и используются ими для достижения целей, ради которых они созданы (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ).
Именно
этот момент и утвержденные разъяснения Минфина России (письма от 5 февраля 2010 г. № 03-03-05/18, от 15 октября 2010 г. № 03-03-06/1/649, от 20 мая 2010 г. № 03-04-06/6-98, от 24 марта 2010 г. № 03-04-06/6-47), Минздравсоцразвития России (письма от 26 мая 2010 г. № 1343-19, от 12 марта 2010 г. № 550-19, от 6 августа 2010 г. № 2538-19), ФСС РФ (письмо от 2 апреля 2010 г. № 02-03-16/08-526п) и ФНС России (письмо от 27 января 2010 г. № МН-17-3/15@) должны стать определяющими для руководителей и главных бухгалтеров государственных учреждений при принятии решений о возмещении расходов за служебные поездки.

Полностью материал можно прочитать в печатной версии майского номера журнала «Бюджетный учет»

Реклама