25 апреля 2024 года

Интервью с Н.Б.Саволайнен, директором Департамента учетной политики и контроля Минздравсоцразвития России

Министерство здравоохранения и социального развития играет огромную роль в жизни нашей страны. Департамент учетной политики и контроля, который возглавляет Надежда Борисовна Саволайнен, выполняет важную работу в части организации бюджетного учета, отчетности и контроля в министерстве.

— Надежда Борисовна, как прошла сдача годового отчета в подведомственных вам учреждениях?

— Считаю важным отметить, что в конце 2010 года мы провели большую работу с нашими подведомственными учреждениями и с субъектами РФ по подготовке к сда­че годового отчета. В рамках традиционного ежегодного межрегионального совещания по итогам 2010 года мы обсудили с главными бухгалтерами основные требования к отчетности, а также к работе по новым нормативам и методическим документам, связанным с Законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. В рамках подготовки к годовому отчету мы провели сверку расчетов по субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам с субъектами Российской Федерации.

В целом весь бюджет по министерству — свыше 300 млрд рублей. При этом 26,7 процента составляют бюджет подведомственных учреждений, около 40 процентов — это субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферты. Министерство получает отчет и проводит сверку всех перечисленных субсидий по количественному показателю. В субъекты перечисляется около 39 различных видов субсидий. То есть 39 умножаем на 83 (число субъектов) — это количество отчетов, которые мы должны получить. Конечно, в этом процессе участвуют не все субъекты, но в любом случае их большинство. В сжатые сроки мы проводим сверку и оформляем все документы, которые служат основанием для принятия к учету. Также необходимо оформить уведомления о расходах. Об итогах этой огромной работы мы и говорили на совещании с субъектами РФ. Чтобы определить порядок нашего взаимодействия, мы направляли информационные письма в субъекты каждому уполномоченному органу. По традиции у нас такой же порядок работы и с финансовыми органами. Финансовый орган субъекта Российской Федерации — это структура исполнительной власти субъекта, которая представляет отчет об исполнении бюджета субъекта. Следовательно, наши взаиморасчеты с субъектом должны быть выверены до копейки. К сожалению, при сдаче отчетности за 2009 год были определенные проблемы с субъектами, и нам пришлось проводить эту сверку в 2010 году до конца марта. С помощью Федерального казначейства мы проделали определенную работу в этом направлении. Хочется верить, в дальнейшем это поможет избежать подобных разногласий.

— Что вы можете сказать по поводу реформы бюджетных учреждений?

— Конечно, жизнь не стоит на месте, и реформирование бюджетного процесса неизбежно. Тем более что за последние 15 лет он претерпел столько изменений. Чем данная реформа, на мой взгляд, отличается от предыдущих? Думаю, что методо­логически и юридически сегодняшнее реформирование бюджетных учреждений уже хорошо подготовлено как де-юре, так и де-факто. С введением Закона № 83-ФЗ вступает в силу ряд подзаконных актов, о которых вы уже писали в журнале «Бюджетный учет». Так, в статье 30 Закона № 83-ФЗ прописаны условия расторжения трудового договора с руководителем в одностороннем порядке в соответствии с Трудовым кодексом при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые зна­чения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителей. Учитывая важность данного приказа, остановлюсь на нем более подробно. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 787н «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации» определен размер предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения: не более двух процентов объема источников финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения (финансовых требований по доходам и объемам финансирования, определяемых методом начисления) на 1 января года, следующего за отчетным.

Подведомственные учреждения представляют комплект документов для подтверждения кредиторской задолженности, в который входят:

  • сопроводительное письмо с указанием причин возникновения кредиторской задолженности и КБК, по которому учитываются расходы по бюджетному обязательству;
  • копия заключенного государственного контракта (договора) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) между бюджетным учреждением и кредитором;
  • информация о проведении сверки расчетов за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) между бюджетным учреждением и кредитором.

— Наверное, это самая серьезная реформа бюджетного процесса?

— Если вспомнить историю, хочу отметить, что практика внедрения реформ по совершенствованию хозяйственного механизма у бюджетников уже была. В 1987–1988 годах учреждения были переведены на работу по новому хозяйственному механизму. В то время я работала в Ленинграде, в Комитете финансов. Учреждения получили определенную самостоятельность и стали финансироваться по одной статье субсидий. Однако продержалось новшество недолго, поскольку на тот момент не было Бюджетного кодекса и такой подробной нормативной базы. Существовала только одна инструкция по бюджетному учету, в которой в план счетов были введены дополнительные счета. Они и определяли отражение в учете операций, связанных с новым хозяйственным механизмом. В этот план счетов в 1998 году были внесены изменения, и дополнительные счета были исключены. Все перешли на новую единую инструкцию. Хозяйственный механизм канул в Лету. Был единый процесс исполнения бюджета для федеральных учреждений, который осуществлялся в соответствии с требованиями только что принятого Бюджетного кодекса и с инструкциями по исполнению бюджета Минфина России, Федерального казначейства для всех участников бюджетного процесса. С 1998 года Бюджетный кодекс внес существенные коррективы в жизнь участников бюджетного процесса. Также менялись классификация и законодательство в целом.

Все это на сегодняшний день подвело нас к уместности Закона № 83-ФЗ. Конечно, еще предстоит серьезная работа с кадрами, чтобы пришло понимание бюджетного процесса в свете требований нового закона

— Как работники бюджетной сферы воспринимают изменения?

— Субъекты продолжают работу по реализации на региональном уровне Закона № 83-ФЗ. При этом с учетом проведенного совещания в федеральных округах могу отметить Приволжский округ, который принимал активное участие. Очень понравилось выступление заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан. В результате работы, проведенной в субъектах Российской Федерации по Приволжскому округу, чувствуется правильное отношение чиновников к реформированию бюджетных учреждений. Например, органы здравоохранения Республики Татарстан большинство учреждений перевели в категорию автономных.

Безусловно, реформа вызывает множество вопросов: в части имущества, учета, финансирования. Это понятно, потому что 2011-й — это переходный год. Вопросы, оставшиеся без ответа, мы собрали в письменном виде. Будем стараться дать разъяснения всем субъектам, которые не получили ответа с трибуны. Проработаем вопросы на наших совещаниях и, как возможный вариант, опубликуем ответы в вашем журнале.

Что касается вашего вопроса в той части, как именно работники бюджетной сферы воспринимают изменения, я думаю, точный ответ подскажут время и опыт.

— Надежда Борисовна, а как будет производиться контроль за деятельностью учреждений разного типа: в разрезе по казенным, бюджетным, автономным? Или будет сводная отчетность?

— Я думаю, что регламентированные формы отчетности мы будем получать в установленные сроки. Это касается всех типов учреждений. Все типы учреждений обязаны представлять соответствующие отчеты об использовании полученных средств. Формат утверждается Минфином России. Отчеты сдаются поквартально; и в этом году Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. А. Голикова уже подписала приказ об установлении сроков для представления отчетов каждым учреждением. Большое значение мы придаем и контрольной работе с подведомственными учреждениями. Контрольная работа кон­трольно-ревизионного отдела строится по уже сложившемуся регламенту контроля проведения проверок на текущий год (устанавливается в начале года). В 2011 году запланированы проверки 29 подведомственных учреждений. Каждая проверка регламентируется отдельным приказом по про­грамме и составу комиссии. В состав комиссии входят сотрудники всех профильных департаментов. Также в проверке участвуют ведущие специалисты и бухгалтеры наших подведомственных учреждений. На мой взгляд, это полезно, потому что если бух­галтер работает много лет и знает специфику своего учреждения, то участие в проверке коллеги из подведомственного учреждения результативно для обеих сторон. С одной стороны, ты помогаешь проверяющему, а с другой — получаешь неоценимый опыт. У нас далеко не са­мые плохие учреждения в плане финансовой отчетности; наш кадровый состав бухгалтеров стабильный, профессиональный, и у него есть чему поучиться. Конечно, не обходится без замечаний, которые мы обязательно обсуждаем. В 2010 году приказом министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации создан контрольный совет. Это серьезный орган. На заседаниях совета обсуждаются итоги проверок, после чего принимаются решения, которые представляются министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

— В предыдущую встречу1 вы говорили про создание методсовета. Планы воплотились в жизнь?

— К сожалению, пока методологический совет не создан, но мы надеемся реализовать эту задачу в 2011 году.

— А что помешало?

Помешал, наверное, наш кадровый состав. Для того чтобы руководить методсоветом, в отделе учетной политики в первую очередь должен появиться методолог, которого на данный момент нет. И, к сожалению, мешает текущий объем работы. Мы, конечно, обсуждаем с бухгалтерами недостатки по итогам проверок. То есть наши учреждения находятся в сфере внимания нашего министерства как с финансовой стороны, так и со стороны профильной — медицинской, социальной. Но создать такой совет, который бы прорабатывал необходимые механизмы реализации поставленных перед нами задач с методологической точки зрения, у нас пока не получилось.

— Также мы говорили про единую информационную систему. Реализованы ли эти планы?

— Да, в этом направлении мы сделали первые удачные шаги. Бесспорно, не все цели достигнуты, ведь информационная система постоянно развивается и совершенствуется. Мы, в свою очередь, сделали попытку оптимизировать наши усилия по самым трудоемким и проблемным для департамента направлениям.

Министерство в целях исполнения Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации разработало предложения по организации оперативного взаимодействия с органами управления здравоохранения и социального развития субъектов Российской Федерации по вопросам передачи имуществав собственность субъектов Российской Феде­рации.

Весь цикл организации работы по централизованным поставкам — от формирования заявки субъекта Российской Федерации на лекарственные средства, медицинское оборудование, средства реабилитации до оперативного получения для проверки акта приема-передачи имущества в собственность субъекта — представлен в электронном виде в информационно-аналитической системе министерства.

Данная информационная система также обеспечила взаимодействие Минздравсоцразвития с исполнителями государственных контрактов, что позволило организовать своевременный контроль качества исполнения контрактов и расчетов по ним.

Но в 2010 году мы сделали большой прорыв в одном направлении. На участке учета централизованных поставок медикаментов и оборудования учреждению субъекта Российской Федерации в год мы получаем свыше 70 тысяч одних только накладных от поставщиков по всем субъектам. Каждая накладная принимается к учету отдельно. Формируется приказ на передачу в собственность субъекта, оформляются акты приема-передачи. За 2010 год мы подписали 22 тысячи таких актов. Причем эти документы подписываются в двух экземплярах, а это уже 44 тысячи. Инструкция по бюджетному учету требует, чтобы мы направили в субъекты извещения также в двойном экземпляре (это уже бухгалтерский документ), в итоге мы подписываем 88 тысяч документов, направляем их по почте и получаем подписанные второй стороной документы.

— Как-то можно упростить этот оборот?

— Минздравсоцразвития России разработало возможность оперативного взаимодействия с органами управления здравоохранения и социальной защиты субъектов РФ по вопросам передачи имущества в их собственность в информационно-анали­ти­че­­-с­кой системе. Также информационно-аналитическая система обеспечила взаимодействие министерства с исполнителями государственных контрактов, что позволило организовать своевременный контроль качества исполнения.

Кроме того, министерство рассматривает возможность подписания соглашения с субъектами Российской Федерации, чтобы перейти на подписание актов приема-передачи имущества в собственность субъектов посредством ЭЦП. Это позволило бы сократить нагрузку на почтовые службы. Применение ЭЦП позволяет подтвердить законность показателей, которые отражены в акте приема-передачи. Поэтому через ваш журнал мы приглашаем субъекты, органы здравоохранения и органы социальной защиты, которые готовы поучаствовать в пилотном проекте, обращаться к нам. Мы с удовольствием рассмотрим ваши предложения. Только вместе мы сможем усовершенствовать работу учреждения в соответствии с современными требованиями. Также мы планируем перейти на электронное взаимодействие с субъектами по проверке и сверке расчетов по субсидиям, субвенциям и другим межбюджетным трансфертам. На этом участке тоже большой документооборот, который регламентирован инструкцией по бюджетному учету. Это оформление уведомлений на ассигнования, на подтверждение расходов, на подтверждение остатков, на потребность бюджетных средств. Безусловно, без автоматизации здесь не обойтись. Мы понимаем задачу на 2011 год и будем совершенствовать и другие направления, чтобы облегчить весь документооборот.

— Поскольку перед министерством стоят такие сложные задачи, проводится ли обучение персонала?

— Конечно, специалисты нашего департамента постоянно проходят повышение квалификации. Кроме того, сейчас мы прорабатываем соответствующую программу. Жизнь не стоит на месте, все нормативы меняются. Так, с 1 января текущего года внесены изменения в план счетов, поэтому мы провели обучение со специалистами департамента. Мне всегда было интересно проводить совещания, семинары со своими коллегами. То есть процесс обучения никогда не прекращался. Я всегда уделяла время тому, чтобы научить, подробно объяснить и потом соответственно требовать отдачи. Итог — качественно сделанная работа.

— Разрабатываются ли какие-нибудь положения, регламенты, книги для налаживания работы?

— Для того чтобы правильно выстраивать работу любого учреждения, каждый участок должен быть строго регламентирован не на словах, а соответствующим документом. Положительный результат в области финансового учета — следствие успешной работы по созданию информационной базы и во взаимодействии с нашими департаментами, и в понимании требований учетной политики — достигнут благодаря тем приказам, которые регламентируют работу Министерства здравоохранения и социального развития в области учета. Мы стараемся строго регламентировать каждое направление, каждый участок работы.

— Надежда Борисовна, нам интересно было бы узнать о вашей профессиональной деятельности. С чего вы начинали?

— Я родилась в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург, училась в этом городе. Окончила Ленинградский фи­нан­сово-экономический институт имени Н. А. Вознесенского (как он тогда назывался). Получила специальность, не связанную с бухгалтерским учетом, — «Планирование народного хозяйства». Тогда в моде были вопросы экономической кибернетики. Так вышло, что я училась на вечернем отделении. Работая в проектном институте, поступила в вуз и сразу была переведена на работу в бухгалтерию. С этого дня началась моя бухгалтерская жизнь, и до сих пор моя работа связана именно с учетом. С 1979 года работаю в системе финансовых органов, в системе по исполнению бюджета в субъектах РФ. А уже в Москве — в федеральных органах исполнительной власти.

Хочу сказать, что мне очень повезло с самого начала моей трудовой деятельности, поскольку у меня были хорошие руководители, учителя в профес­сиональной жизни и в районном фи­нансовом управлении, и в комитете фи­нансов Санкт-Петербурга. Я переняла у них бесценный опыт руководящей работы. Считаю, что многого достигла благодаря этим людям. Поэтому я очень требовательна к своим сотрудникам. Может быть, на первых порах это не всем нравится, но когда с человека требуешь, то поневоле даешь ему возможность профессионально вырасти, научиться чему-то новому. Впоследствии он бывает очень благодарен. Как правило, коллективы, которыми я руководила, так и работают в полном составе. Например, Управление учета и отчетности Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга, из которого я перешла в Москву. Сегодня это управление возглавляет Т. А. Шаталова, пришедшая к нам в свое время молодым специалистом после окончания института и ставшая в итоге руководителем. У меня всегда сильный коллектив. Сегодняшний состав Департамента учетной политики и контроля очень профессионален. Ведь даже для того чтобы пропустить через свои руки то количество документов, которое я назвала, нужно иметь определенную силу воли и любовь к бухгалтерии, которую сейчас встретишь нечасто.

— Знаю, что ваша старшая дочь в свое время выиграла конкурс «Лучший бухгалтер России». Пошла по стопам мамы?

— Да, это так. У меня две дочери, и обе работают в системе бухгалтерского учета. Сейчас старшая дочь Ольга — военнослужащая в должности капитана, заместитель руководителя государственного учреждения. Ей очень нравится учет, хотя она по специализации финансист и окончила Юридическую академию. Младшая дочь Татьяна окончила университет в Санкт-Петербурге, работает в бухгалтерии, занимается материальным учетом.

— Чем вы любите заниматься в свободное время, у вас есть какое-то хобби?

— Свободного времени очень мало, но когда оно выдается, люблю путешествовать, читать интересные книги, заниматься разведением цветов. В моем доме есть гитара, у меня просто любовь к этому инструменту. Не могу сказать, что играю профессионально, но в минуты отдыха мне нравится помузицировать, попеть. В походах люблю исполнять туристические песни. А вот мои дети получили музыкальное образование: окончили музыкальную школу. Наверное, это семейное: моя мама Валентина Петровна хорошо поет. Ее конек — народные песни.

Беседу вела шеф-редактор журнала «Бюджетный учет» Е. А. Лебедева


Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно
Реклама